Получи документы

Консультация логопеда «Интонационная сторона речи»

Мария Маршалко
Консультация логопеда «Интонационная сторона речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Онтогенез интонационной стороны речи.

Интонация - важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.

В понятие интонации включается:

• темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов,

• паузы (перерывы в произнесении речевых элементов,

• тембр речи (окраска человеческого голоса,

• тон речи (степень высоты звука,

Темочки:

• ритм (важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания,

• мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода:

- подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи

- период оформления самостоятельной речи (1,5 – 2 года).

Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка (Винарская, Тонкова-Ямпольская) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.

Р. В. Тонкова – Ямпольская говорила, что становление интонации начинается с крика.

К началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом.

На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.

Лепская утверждала, что интонация появляется в возрасте 1 года 6 мес. И в течении полугода остается основой детской коммуникации.

Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2-5 лет.

Швачкин говорил о том, что интонация формируется к 4 – 6 месяцам.

По мнению А. Н. Гвоздева, Р. В. Тонковой-Ямпольской :

• приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации, после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение.

• К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная).

• На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний.

• Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека.

Интонационная сторона речи формируется раньше чем фонетическая, лексическая, а также грамматическая, т. к. закрепляется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально - экспрессивным аспектом жизни являющийся ведущим в довербальный период.

Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах:

• Артикуляторном;

• Акустическом;

• Перцептивном;

• Лингвистическом.

Артикуляторный аспект:

Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Сложность работы речедвигательной системы объясняется тем, что в управлении артикуляторными движениями взаимодействует центральная и переферическая системы.

Акустический аспект:

Исследования интонации в акустическом аспекте рассматривают речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляется частота основного тона, интенсивность и длительность.

Перцептивный аспект:

Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение передаваемое интонацией.

Лингвистический аспект:

В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи.

Интонация относится к одному из трёх видов паралингвистических средств общения. Она тесно связана с двумя другими видами паралингвистических средств: кинетическим (позы, мимика, жесты) и графическим (выражение на письме). Это объясняется тем, что интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы.

Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым. Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н. А. Чевелевой. Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов: I период – пропедевтический. Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие дети очень возбудимы, двигательно беспокойны. II период – сопровождающей или констатирующей. В этом периоде используется наиболее простая, доступная речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество. III период – период речи по зрительным представлениям. Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти. IV период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры. На занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры. Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. V период – закрепление навыков связной речи.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике В. И. Селиверстова и Н. А. Власовой. Данная методика преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях и предполагает модификацию и одновременное использование разных приёмов обследования. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов. В предложенной автором схеме обследования последовательно выявляется степень самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, в разной сложности речевых ситуациях, зависящих от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение и развитие. В основу методик Н. А. Власовой положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике А. И. Богомоловой. Методическая установка на регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе – учителя. В комплексном методе движение рук имеет цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки. Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Несомненным качеством этих упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка.

Публикации по теме:

Консультация «Точечные пиктограммы— помощники логопеда»Консультация «Точечные пиктограммы— помощники логопеда» Пиктограмма-(от латинского piktus-нарисованный)-знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопедаКонспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопеда Конспект занятия по развитию речи по лексической теме: «Одежда», ко Всемирному дню логопеда. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Автор публикации:
Консультация логопеда «Интонационная сторона речи»
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 09:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда «Интонационная сторона речи»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Маршалко (УИ 3343819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД