Мария Маршалко
Консультация логопеда «Интонационная сторона речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Онтогенез интонационной стороны речи.
Интонация - важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.
Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.
В понятие интонации включается:
• темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов,
• паузы (перерывы в произнесении речевых элементов,
• тембр речи (окраска человеческого голоса,
• тон речи (степень высоты звука,
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• ритм (важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания,
• мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).
Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода:
- подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи
- период оформления самостоятельной речи (1,5 – 2 года).
Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка (Винарская, Тонкова-Ямпольская) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.
Р. В. Тонкова – Ямпольская говорила, что становление интонации начинается с крика.
К началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом.
На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.
Лепская утверждала, что интонация появляется в возрасте 1 года 6 мес. И в течении полугода остается основой детской коммуникации.
Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2-5 лет.
Швачкин говорил о том, что интонация формируется к 4 – 6 месяцам.
По мнению А. Н. Гвоздева, Р. В. Тонковой-Ямпольской :
• приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации, после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение.
• К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная).
• На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний.
• Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека.
Интонационная сторона речи формируется раньше чем фонетическая, лексическая, а также грамматическая, т. к. закрепляется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально - экспрессивным аспектом жизни являющийся ведущим в довербальный период.
Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах:
• Артикуляторном;
• Акустическом;
• Перцептивном;
• Лингвистическом.
Артикуляторный аспект:
Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Сложность работы речедвигательной системы объясняется тем, что в управлении артикуляторными движениями взаимодействует центральная и переферическая системы.
Акустический аспект:
Исследования интонации в акустическом аспекте рассматривают речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляется частота основного тона, интенсивность и длительность.
Перцептивный аспект:
Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение передаваемое интонацией.
Лингвистический аспект:
В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи.
Интонация относится к одному из трёх видов паралингвистических средств общения. Она тесно связана с двумя другими видами паралингвистических средств: кинетическим (позы, мимика, жесты) и графическим (выражение на письме). Это объясняется тем, что интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы.
Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.
Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым. Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.
Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н. А. Чевелевой. Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов: I период – пропедевтический. Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие дети очень возбудимы, двигательно беспокойны. II период – сопровождающей или констатирующей. В этом периоде используется наиболее простая, доступная речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество. III период – период речи по зрительным представлениям. Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти. IV период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры. На занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры. Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. V период – закрепление навыков связной речи.
Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике В. И. Селиверстова и Н. А. Власовой. Данная методика преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях и предполагает модификацию и одновременное использование разных приёмов обследования. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов. В предложенной автором схеме обследования последовательно выявляется степень самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, в разной сложности речевых ситуациях, зависящих от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение и развитие. В основу методик Н. А. Власовой положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми.
Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике А. И. Богомоловой. Методическая установка на регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе – учителя. В комплексном методе движение рук имеет цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки. Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Несомненным качеством этих упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка.