Eлена
Интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе экологического образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В период дошкольного детства закладываются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой. Благодаря этому у дошкольников возможно формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней (С. Н. Николаева, А. В. Миронов, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова). В тоже время Т. Н. Доронова, Л. Балаценко, Т. Н. Зенина обращают внимание на то, что задачи экологического образования дошкольников могут успешно решаться лишь при условии тесного контакта педагогов детского сада с родителями. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования родители признаны полноправными партнерами образовательного процесса. В связи с этим приоритетным становится такое направление профессиональной деятельности педагогов как взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Однако существующая в детских садах практика показывает необходимость совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей, так как зачастую традиционные формы не оправдывают ожидания семьи. Альтернативой им могут быть интерактивные формы общения.
Публикация «Интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе экологического образования детей» размещена в разделах
Интерактивные формы взаимодействия предполагают построение диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Суть интерактивных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, по мнению Г. А. Антипиной, Т. Н. Зениной, состоит в том, что общение организовано таким образом, что все родители оказываются вовлеченными в совместную деятельность, они имеют возможность осознать и отрефлексировать то, что они знают и думают [1,3].
С учетом полученных данных и на основе методических публикаций Л. Балаценко, Л. В. Кузнецовой [2, 4] была разработана и апробирована модель взаимодействия педагогов с родителями на основе интерактивных форм (рис. 1).
Рис. 1 Модель взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста с применением интерактивных форм общения
Как видно из представленной модели взаимодействие с родителями строилось по следующим направлениям:
– повышение педагогической культуры родителей по вопросам экологического образования детей в семье;
– формирование осознанного отношения родителей к воспитанию и обучению детей;
– привлечение членов семьи к участию в образовательном процессе группы.
Взаимодействие педагогов и родителей строилось поэтапно:
В рамках мотивационно-ориентировочного этапа основная цель заключалась в налаживании контакта с родителями и выявлении их интересов, проблем в области экологического образования дошкольников. На этом этапе были проведены такие мероприятия как ток-шоу «Природа – наш дом», семинар-практикум «Играя, познаем природу», семейная гостиная «Берегите природу».
Обучающий этап был направлен на повышение ответственности родителей за результативность экологического образования ребенка, формирование определенных способов педагогического воздействия на своих детей. На данном этапе проводились следующие мероприятия: педагогический тренинг «Интересное рядом», мастер-класс «Отдыхаем, не вредя!», экологический праздник «День птиц».
Завершающий этап предполагал получение от родителей обратной связи. Нам важно было получить информацию от родителей, отражающую их мнение о проведенных мероприятиях, провести анализ эффективности сотрудничества с семьями воспитанников. Поэтому была оформлена почта доверия и проведено повторное анкетирование. В результате проведённого анкетирования наметилась положительная динамика, проявившаяся в значительном увеличении числа положительно настроенных на сотрудничество с педагогами, активных взрослых с 42% до 79%, резком сокращении пассивных родителей с 54% до 21% и отсутствии негативно настроенных на сотрудничество со специалистами ДОО родителей.
Список литературы:
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2011. №12. С. 88-94.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. №5. С. 80-82.
3. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. М., 2008. 160 с.
4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. 2009. №6. С. 54-57.