Наталья Юрьевна Машанова
Интерактивные дидактические игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПРИРОДА И Я.
Методика. Предложите детям закончить предложения:
- Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую.
- Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне.
- Море волнуется и пенится, как.
- Капли дождя на стекле, словно.
- Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто.
- Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги.
- Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как.
- Этот цветок так благоухает, что.
- Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто.
Публикация «Интерактивные дидактические игры по экологии» размещена в разделах
Предложите детям нарисовать самые яркие из своих образов. Потом каждый ребёнок показывает свои рисунки, а остальные пытаются догадаться, о чём говорится на рисунке.
Затем проводится конкурс работ детей. Все оценивают рисунки и образы по десятибалльной системе, поднимая вверх столько пальцев, сколько, по их мнению, заслуживает работа данного ребёнка.
Из работ детей делается общий стенд: "Природа и мы".
2. НА ЛУГУ.
Методика. Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т. д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.
Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.
На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.
Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.
- Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.
- Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.
- Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.
- Дело не в красоте, а в сладком нектаре.
Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…
Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.
Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.
3. ОПИШИ ЦВЕТОК.
Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет значками на доске (листе бумаги) качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.
Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.
Каждый составляет описание своего растения, все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.
4. ВЫ ПРИШЛИ В ЛЕС.
Методика. Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны обсудить в своей группе, что они предпримут в данной ситуации. Примерные ситуации:
- На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
- На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
- Началась гроза, а вы заблудились.
Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.
5. ЕСЛИ В ЛЕСУ БЕДА.
Методика. Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог говорит вопросы, а дети сразу же должны ответить. Например:
- Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?
- Если деревья к весне не распустятся?
- Если осенью листья не опадут?
- Если засохнут все лесные ручьи?
- Если в лесу не будет насекомых?
- Если летом всё время будут идти дожди?
- Если в лесу не будет лесника?
- Если в лесу не будет ягод и грибов?
- Если зимой не будет снега?
Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.
Это задание может выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
6. ЭТАЖИ ЛЕСА.
Методика. Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен нарисовать рисунок на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.
Это задание дети могут выполнять группами.
После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:
- Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
- Если зальёт верхний этаж дома?
- Если сломается одна из стен дома?
- Если дома будет очень холодно?
- Если в доме не будет воды?
- Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
- Если в дом зайдут нежданные гости?
7. КАК МЫ СПАСАЕМ ЛЕС.
Методика. Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны рассказать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.
Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т. д.
8. ЛЕСНЫЕ ХОЗЯЕВА.
Методика. Это задание является продолжением предыдущего. Попросите детей представить себя лесниками. Дети должны назвать первые три дела, которые они осуществят в своём лесу. Из всех ответов детей можно составить сочинение: "Как мы спасаем лес". Сходите вместе с детьми в лес и постарайтесь выполнить вместе с ними какие-нибудь пункты из их планов.
Познакомьте детей с лесником. Попросите лесника рассказать детям о своей работе. После похода в лес дети зарисовывают свои впечатления.
9. ВЫРАЩИВАЕМ РАСТЕНИЯ.
Методика. Предложите детям провести опыт. Каждый из них должен поставить луковицу в банку с водой. В течение некоторого времени дети должны наблюдать за своими луковицами, зарисовывать свои наблюдения. Через некоторое вместе дети обсуждают общие закономерности роста луковиц, делают выводы и отвечают на свои вопросы:
- Почему некоторые луковицы "худеют", а некоторые нет? От чего это зависит?
- Зависит ли рост зелени из луковицы от того, в какую банку её поставили?
- Зависит ли рост зелени из луковицы от освещения и температуры в комнате?
- Нужно ли каждый день менять воду в банке?
- В каких условиях зелень почти не появляется?
Подобные наблюдения можно провести с любыми комнатными растениями или цветами.
10. КТО ЖИВЁТ В ГРИБНОМ ДОМИКЕ.
Методика. Дети вытягивают карточки с названиями или рисунками разных грибов. Затем предложите детям представить себя насекомыми, живущими под этими грибами. Дети должны описать и нарисовать свою жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществах своего домика, о его местонахождении, его семье и лесных соседях, его друзьях и врагах.
Педагог заранее собирает информацию о грибах, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание.
11. ДОТРОНЬСЯ ДО РАДУГИ.
Методика. Включите спокойную музыку и попросите детей представить, что они дотрагиваются до радуги, солнца, звезды, дождя, облака.
Можно предложить детям выполнить это задание во время прогулки на природе и потом описать или нарисовать свои ощущения.
Из рисунков и рассказов детей устраивается выставка: "Дотронемся до радуги и звёзд".
12. АЛЬБОМ ПРИРОДЫ.
Методика. Когда вы идёте с детьми на прогулку или экскурсию, предложите им такое задание: вы говорите фразу о чём-нибудь, что вокруг вас. Например: "Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые острова в океане" или "Лес такой зелёный и весёлый, что хочется поскорее войти в него". Следующий ребёнок должен продолжить эту тему, то есть что-либо сказать об облаках или о лесе. И так по кругу. Должно получиться красочное и разнообразие описание какого-либо предмета или явления окружающего мира.
С детьми можно проводить эту игру так, что каждый из них должен сказать по одному слову, характеризующему данное явление. Например: облака пушистые, как вата, похожи на снежные горы, мягкие и т. д. Если ребёнок не может подобрать слова, другие дети или педагог помогают ему. Хорошо, если ребята могут посмотреть на облака или на деревья, лёжа на траве или на песке. Таким же образом можно рассмотреть любой пень, цветок, муравейник.
13. ЧТО ТЫ УВИДЕЛ.
Методика. Во время прогулки или экскурсии предложите детям следующую игру. Выбирается какой-нибудь не очень отдалённый объект: забор, лужа, стог сена, дерево.
Дети бегут на время до этого объекта и обратно, все вместе или по очереди. Потом они должны рассказать обо всем, что они смогли увидеть, пока бежали туда и обратно.
Это задание можно повторять время от времени, так как дети после этой игры более внимательно смотрят на окружающий мир и пытаются вспомнить или увидеть всё, что они забыли или не успели сказать.
14. КНИГА ДЕРЕВА.
Методика. Каждый ребёнок выбирает себе дерево. Это дерево может быть возле детского сада, по дороге домой или в парке.
В течение года, хотя бы раз в неделю, ребёнок наблюдает за деревом, зарисовывает всё, что он увидел: как дерево себя чувствует, какие у него листья и ветви в разное время года, кто живёт на нём и прячется между его корней или под корой и т. д. Также в этот альбом можно записывать с помощью взрослых все легенды, сказки, стихи, свои размышления и беседы с деревом – всё, что связано с выбранным ребёнком деревом. Из таких записей и рисунков получается книга дерева. В конце года можно устроить выставку работ детей.
Таким же образом можно написать и нарисовать книги озера, сада, огорода, цветов. Дети очень любят читать и рассматривать свои книги.
15. ВОЛШЕБНЫЕ ЗАПАХИ ПРИРОДЫ.
Методика. Во время прогулки предложите детям остановиться, закрыть глаза и понюхать, чем пахнет солнце. Когда на улице есть ветер или идёт дождь, и дети пережидают его под навесом, предложите им закрыть глаза и понюхать, чем пахнет ветер или дождь. Потом каждый по очереди говорит о своих ощущениях.
Точно также можно постараться почувствовать запахи лунного света, звёзд, леса, реки, ручья.
После прогулки дети рисуют запах солнца, дождя, лунного света, леса.
Поочередно дети показывают всем остальным свои рисунки, и все отгадывают, что это за запах и чему он принадлежит. Можно сделать стенд: "Волшебные запахи мира".
16. РАЗГОВОРЫ С ПРИРОДОЙ.
Методика. Во время прогулки на поляне или в лесу дайте детям задание выбрать себе цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Каждый должен задать по крайней мере четыре вопроса выбранному дереву или цветку и "услышать" или представить их ответы.
Попросите детей по дороге в детский сад или домой поговорить с солнцем, облаком, землёй, цветами, горами, звёздами.
17. НАЙДИ СЕБЕ ДОМ.
Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.
Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.
18. ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЦВЕТЫ.
Методика. Прочтите детям сказки или легенды о том, как появились на свет разные цветы. А потом попросите их придумать небольшую сказку или историю о том, как появился на свет их любимый цветок. Перед этим можно поиграть в игру: "Я садовником родился" или в игру, когда каждый загадывает свой любимый цветок и описывает его качества, а остальные пытаются догадаться, что это за цветок.
Если ребёнку сложно придумать сказку самому, можно помочь ему, начав сказку и попросив его продолжить её.
Затем все истории и сказки перепишите в альбом. В течение года можно написать несколько подобных книг-альбомов о том, как появились на свет те или иные растения, деревья или животные.
19. ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДОЖДЁМ.
Методика. Дети делятся на пары. Первый ребёнок из пары закрывает глаза и протягивает руки ладошками вверх, другой пальчиками по ладошкам показывает, какой идёт дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний или осенний, грозовой ливень и т. д. Педагог может включить соответствующую музыку и сначала сам говорить, какой идёт дождь.
Потом дети в паре меняются местами, и теперь первый ребёнок показывает на ладошках другого, какой идёт дождь, а второй должен догадаться, какой дождик к нему пришёл.
Предложите детям закрыть глаза и представить себя деревом: на сильном ветру, под дождём – мелким и ливнем, под снегом, в жаркий день и т. д. Включите спокойную музыку и предложите детям выразить свои ощущения в движениях. Затем предложите детям представить себя огнём, водой, воздухом, солнцем и т. д.
20. ТАНЕЦ РУК.
Методика. Дети закрывают глаза, включается и тихая музыка. Скажите детям: "Расслабьтесь и представьте, что ваши руки волшебные. Они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром, дождём или травой. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят".
Предупредите детей, что они должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их движениями.
Затем попросите детей, что они чувствовали во время этого танца.
21. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Методика. Разделите детей на пары. Первый ребенок из пары подбирает знаки на тему: "Как люди должны заботиться об окружающей среде". Второй – "Как люди уничтожают окружающую среду".
Затем детей делятся на группы таким образом, что первый ребенок из пары попадает в первую группу, а второй – во вторую. Каждая группа из предложений детей составляет общий рассказ по этим темам.
Представители каждой группы объясняют результаты своих обсуждений.
Таким образом может быть выработан прекрасны план защиты окружающей среды.