Евгения Петрунина
Интерактивное занятие «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ №587 структурное подразделение №1
Интерактивное занятие
в подготовительной логопедической группе «Ручеек»
Воспитатель высшей категории:
Петрунина Е. Н.
Москва
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цель: Систематизировать и расширить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Публикация «Интерактивное занятие „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Активизировать познавательную деятельность детей, внимание и память.
Развивать зрительное восприятие и связную речь.
Задачи: Обучение замешивания хлеба.
Знакомство с понятием «Фронтовой хлеб», его составом.
Обогащение словаря словами прилагательными, образование однокоренных слов. Знакомство со словами: жмых, сметки, отруби, блокада.
Воспитание патриотизма, бережливого отношения хлебу, уважения к профессии пекаря.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Оборудование: Компьютер, презентация: «Блокадный хлеб». Отруби, цветы ромашки, ржаная мука, гречневая мука и мука 1 сорта. Фартуки и нарукавники, миски, вода, дрожжи, формы для выпечки.
Предварительная работа. Беседа о профессии пекаря, экскурсия на кухню к повару детского сада, чтобы увидеть процесс замешивания теста для булочек. Рассказывание белорусской народной сказки «Легкий хлеб». Разучивание стихов, пословиц и поговорок по данной теме.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:
Ребята, я вчера ездила в Ашан и увидела на полках столько разной муки! Не удержалась, купила, чтобы и вам показать. Оказывается мука бывает разная, например из льна. Как вы думаете, как она называется? Правильно, как вы догадались?
А из гречки и ржи? Смотрите, вот она! Я купила, а сама не знаю, что я буду из нее делать? (ответы детей)
Знаете, а в нашей школе есть музей хлеба, любопытно, есть ли там хлеб из нашей муки?
(Дети выражают желание узнать об этом, идем в музей)
Вот мы и пришли в школьный музей Хлеба.
Как вы думаете, зачем создан такой музей? (ответы детей).
- У народа есть слова: "Хлеб - всей жизни голова!"
Как вы думаете, почему так говорят?
Сейчас мы рассмотрим хлебобулочные изделия, представленные в музее и попробуем угадать, из какой муки они испечены. (рассматривают, предполагают).
Словесная игра: «Из чего мука?».
Мука из гречки какая? – гречневая,
Из пшеницы? – пшеничная,
Из льна? – льняная,
Из ржи? – ржаная.
Из овса? Из кукурузы? Из риса?
Словесная игра: «Какой бывает хлеб?»
Кто больше придумает слов о хлебе, хлеб какой?
- Вкусный, ароматный, свежий, чёрствый, душистый, пышный, мягкий, дрожжевой, без дрожжевой.
Словесная игра: «Подбери слово».
- Подберите слова к слову хлеб.
- Хлебный, хлебушек, хлебопек, хлебцы, хлебопечение, хлебороб, хлебопашец, хлебосольный, хлебобулочные изделия, хлебопечка, хлебница, хлебозавод ….
- Ребята, вы слышали такое понятие – фронтовой хлеб?
- Это хлеб, который пекли в самые тяжелые годы, годы Великой Отечественной войны.
Звучит «Седьмая Симфония» Шостаковича. На фоне музыки показываю презентацию: «Блокадный хлеб», комментирую:
- Война была жестокая, кровавая. Горе пришло в каждый дом и каждую семью. Кушать было нечего, люди голодали, отцы и братья воевали, а дети собирали колоски, гнилую картошку, чтобы как-то прокормиться.
Вы знаете, где хлеб выпекается? – правильно, на хлебозаводе.
«…Хлеб фронтовой Москвы тоже выпекался на хлебозаводах. Работники хлебозавода не знали отдыха : выпекали хлеб, разбирали на топливо деревянные дома, добывали ведерками на жгучем морозе из проруби воду для замесов, дежурили под огнем на наблюдательной вышке, выгружали муку. Мешки с мукой были очень тяжелыми. Потом ее просеивали через сито. После просеивания зачастую оставались пули, осколки…».
Как вы думаете, почему?
Вы помните, как замешивала булочки наша повар Татьяна Ефимовна в детском саду?
(вспоминают)
- Я думаю, вам будет интересно узнать, из чего пекли хлеб во время войны в блокадном Ленинграде?
- Когда враги окружили город, и в Ленинграде закончилась мука, ее стали возить по замерзшему Ладожскому озеру, но муки все равно не хватало, тогда, чтобы выжить, кроме ржаной муки в хлеб добавляли
жмых из свеклы, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, хвою.
Такого хлеба сейчас нет, он наполовину несъедобный, но во время войны он казался самым вкусным, ведь и такого хлеба не хватало. В муку еще добавляли траву лебеду, ромашку, мерзлую картошку.
- Как вы думаете, какой он был на вкус? (предположения детей)
Поэт Винокуров описывает хлеб так :
… Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды…
Воспитатель:
Хлеб, как вы поняли, был мерой жизни в Великую Отечественную войну. В память о том тяжелом времени, о самом жизненно необходимом продукте военного времени в городе Зеленогорске около магазина “Хлеб” установлен памятник Хлебу.
Я сейчас предлагаю замесить фронтовой хлеб, но сначала надо выбрать рецепт.
Саша с мамой нашли вот такой рецепт военного хлеба :
Хлеб «Ржевский».
Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Получался он вот таким, Саша с мамой испекли нам его.
Дегустация.
Воспитатель.
Мы замесим хлеб из ржаной и пшеничной муки.
2. Продуктивная часть занятия :
Делают замес.
Воспитатель:
Мы испечем этот хлеб в д. с. и угостим ребят.
Но я приготовила для вас сюрприз. Точно по такому рецепту я уже испекла хлеб и предлагаю вам его попробовать.
Дегустация хлеба.
Какой хлеб вкуснее? Почему?
А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети:
Много снега - много хлеба.
Хлеб - начало всех начал.
И обед не в обед, коли, хлеба нет.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Золото и серебро - только камни, а ячмень и пшеница - настоящие драгоценности.
- Ребята, давайте вспомним правила, которые мы должны с вами выполнять по отношению к хлебу :
Дети.
- Береги хлеб, он дорого достается.
- Не оставляй недоеденных кусков.
- Никогда не бросай хлеб.
- Продли жизнь хлебу.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Итог.
О чем мы говорили сегодня?
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Послушайте стихотворение поэта Винокурова о хлебе, которое прочитает Лера.
Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком…
Теперь идем в детский сад и попросим Татьяну Ефимовну испечь хлеб, который мы замесили для всех ребят.