Анастасия Яблокова
Интерактивная школа для родителей, как средство успешной адаптации и вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реформирования системы образования работа с родителями – одно из основных направлений работы современного педагога. Как показывает практика, многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной и безболезненной адаптации ребёнка к условиям ДОУ, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в период адаптации, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности.
Публикация «Интерактивная школа для родителей, как средство успешной адаптации и вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В условиях модернизации системы образования большое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий, открывающих новые возможности для сотрудничества педагогов с родителями воспитанников путём комплексного подхода, основывающимся на вовлечении родителей в образовательную деятельность ДОУ.
В наше время быстрого развития Интернета большое значение имеет наличие собственного информационного поля, где можно получить необходимую информацию и обменяться ей. Этим полем для нас стало создание и, теперь уже наличие, интерактивной школы ля родителей, представленной в виде персонального сайта группы.
Создание сайта позволит решить сразу несколько задач.
Во-первых, это – активное вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, а во-вторых, формирование успешной адаптации у детей младшего дошкольного возраста
Новизна данной темы продемонстрирована в активном применении современных ИКТ, их многофункциональности, основанной на принципах активного взаимодействия с родителями. Отличительной чертой сайта является личностно-ориентированная модель построения взаимодействия педагогов, детей и родителей в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, запросом родителей.
Персональный сайт группы – это готовый инструмент для родителей и возможность стать для детей педагогом в домашних условиях. Сайт основывается на идеях интегративного подхода с использованием современных информационных технологий, игровых приемов и упражнений, продуманных мультимедийных эффектов, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Подчеркнуть практическую значимость сайта позволят ответы на три вопроса, представленные на слайде. Ответ на первый вопрос: представляет собой систему электронных документов (файлов, презентаций и пр., принадлежащих педагогам группы №10 МБДОУ «Детский сад №75», которые доступны в компьютерной сети Интернет только для контенгента родителей воспитанников нашей группы
При ответе на второй вопрос следует подчеркнуть возможности, которые приобретает педагог при создании персонального сайта группы: профессионализм, сотрудничество, диссеминация опыта, создание архива материалов
Таким образом, ответ на третий вопрос «что же это персональный сайт – дань моде или рабочий инструмент педагога?» - представлен в функциях сайта, актуальность которых подчё ркивает представленная цитата: «Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было, делай то, чего никогда не делал!» Слайд №6
Потенциальной целевой аудиторией, созданного нами сайта, являются родители и дети второй младшей группы №10.
Структура данного сайта ориентирована на 2 категории участников: это родители и их дети.
Вся работа по созданию сайта проходила в несколько этапов: планирование и проектирование, создание сайта, сопровождение и продвижение сайта.
На первом этапе планирования и проектирования работы с родителями наших воспитанников главным шагом стало – изучение семей. В июле 2016 года мы провели анкетирование, целью которого было определение социального портрета семей и выявление особенностей семейного воспитания. Обратная связь с родителями позволила выделить характерные признаки, объединяющие семьи наших воспитанников. В преимуществе это:
- возрастная группа родителей от 21-33 лет, работающие в серах, не относящихся к образованию;
- практически все родители отметили в анкетах свою занятость, отсутствие свободного времени;
- в свободном домашнем досуге большинство родителей отдают предпочтение социальным сетям, совместным семейным видеопросмотрам и т. п.
- но, тем не менее, все родители отметили свою готовность к активному сотрудничеству с ДОУ.
Таким образом, анкетирование родителей на этапе планирования дальнейшей работы позволило нам определить сильные и слабые стороны семейного воспитания и натолкнуло на мысль, ввиду интересов, занятости и зависимости родителей от компьютеров, разработать интерактивную школу, направленную на активное сотрудничество с родителями посредством ИКТ. Слайд №10
Второй этап работы - создание персонального сайта.
В информационной сети Интернет мы создали персональный сайт группы №10 МБДОУ «Детский сад №75» под одноимённым названием «Радужная школа», соответствующим названию группы «Радужка».
Первое действие: при создании персонального сайта в сети Интернет мы прошли регистрацию и заявили себя администратором сайта.
Второе действие: наполнили сайт необходимыми вкладками для накопления информации.
Представляем Вашему вниманию главную станицу нашего сайта. Она имеет свой дизайн в виде радуги, школы и главного персонажа, в роли которого выступает маленькая девочка «Радужка», вымышленный персонаж, образ которой соответствует названию нашей группы.
Вся основная навигация удобно располагается по горизонтали главной страницы сайта
Чтобы попасть на любую вкладку сайта необходимо пройти регистрацию.
На главной странице нажимаем на окно «Регистрация», в котором родителям необходимо заполнить поля: своё Ф. И. О., Ф. И. О. ребёнка, адрес электронной почты и ввести ключевое слово, которое предварительно сообщает воспитатель, оно же служит паролем для регистрации на сайте и даст гостю возможность посетить любые окна главной страницы.
Когда все графы заполнены, родители нажимают значение "Запомнить меня" и далее могут получить доступ к необходимой информации на главной странице и впоследствии без регистрации заходить на сайт.
В соответствии с целевой аудиторией, мы определили структуру сайта: из каких вкладок он состоит и их функциональное значение:
• Главная страница — отображает краткую информацию о наполняемости сайта.
• Инструкция - помогает родителям ориентироваться в сайте.
• Авторы - информирует об авторах сайта.
• Вопрос-ответ - способствует координации дальнейшей работы с родителями.
• Отзывы – отвечает за обратную связь с родителями воспитанников.
• Конкурсы – информирует родителей о предстоящих конкурсах, об итогах предыдущих конкурсов.
• Полезная информация - данная страница содержит информацию, адаптированную педагогами для данной категории родителей в соответствии с возрастом их детей и программой ДОУ,повышает психолого-педагогическую компетентность родителей.
• Домашние задания - вкладка содержит поручения и задания для родителей по тематическим неделям, которые проходят в ДОУ, а также множество развивающих заданий для детей, целью которых является закрепление пройденного в ДОУ материала в рамках программы «От рождения до школы». Данные задания ориентированы на выполнение их детей под контролем родителей.
• Утро радостных встреч – данная вкладка содержит игровые упражнения для детей и родителей, которые необходимо выполнить в утренний промежуток времени, по дороге в детский сад. Подборку упражнений осуществляет педагог-психолог ДОУ. Выполнение упражнений обеспечивает благоприятный настрой детей, способствуют эффективной и безболезненной адаптации ребёнка к условиям ДОУ. Упражнения направлены на поддержку позитивного настроя детей в период адаптации.
• Интересное детям – предназначена для детей, здесь размещается видеотека и фонотека, подобранные в соответствии с возрастом детей. Фонотека представлена в подборке сказкотерапии и музыкотерапии для детей.
Важным шагом данного этапа является пропаганда. На первом родительском собрании, которое прошло в сентябре 2016 года мы познакомили родителей с сайтом «Радужная школа» и получили ряд положительных отзывов, что послужило поводом для продолжения работы.
Третий этап работы – это сопровождение сайта. Мы начали работу по активному наполнению всех вкладок сайта. Данная информация обновляется минимум 1 раз в неделю на протяжении сентября-ноября 2016 года. На перспективу мы предусмотрели четвёртый этап работы над сайтом – его продвижение, которое предполагает дополнения и коррективы по запросам родителей. На данный момент мы находимся на этапе активного сопровождения сайта, то есть, систематического наполнения его необходимой информацией.
Именно создание сайта, значительно повысило эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семьи наших воспитанников, в том числе и на проблему адаптации. По итогу выступления, хочется отметить, что нам в той или иной степени, удалось выстроить доверительное партнёрство с семьями воспитанников, о чём свидетельствуют положительные отзывы родителей и регулярное увеличение показателей счётчика посещений «Радужной школы» нашего сайта.