Юлия Шакирова
Опыт работы «Исследовательская деятельность на занятиях с учителем-логопедом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследовательская деятельность на занятиях с учителем-логопедом»
Специфические логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и открытиям.
Публикация «Опыт работы „Исследовательская деятельность на занятиях с учителем-логопедом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опыт работы, практика
- Темочки
Направления исследовательской деятельности, которые я используются занятиях с детьми.
1. Первое направление детской исследовательской деятельности– это исследование собственного артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных и групповых занятиях. Полезно и для детей с нормально развитой речью. Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы. твердое и мягкое небо.
Я подсказываю какие опыты можно произвести на своем речевом аппарате, но что при этом получится, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы, дети видят сами и так же самостоятельно делают необходимые выводы.
Работа проводится в 3 этапа
1. Вначале дети, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их.
2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.
3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту (мычание и рычание горловое, если зажать нос (все звуки с назальным оттенком, если не двигать языком (гласные звуки, для чего последовательно прижимать его то к нижним зубам (свистящие звуки, то к верхним (шипящие, сонорные звуки).
Предлагаю педагогам принять участие в эксперименте, выполнить упражнения «Звонкий-глухой», «Угадай звук по губам»).
Роль педагога представляет не жесткую регламентацию деятельности всех детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо, если дети будут смеяться, общаться друг с другом, пытаясь произносить звуки в ситуации, когда этого сделать невозможно. Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры. Хорошо, если один ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Не следует думать, что все должны увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.
На занятиях изучение собственного речевого аппарата неизменно переходит в изучение речевого аппарата друг друга: что там делается во рту? почему не получаются какие-то звуки? «Покажи, как у тебя…»
Такое исследование нельзя рекомендовать как обязательное. Его можно проводить только в том случае, если со стороны детей наблюдаются самостоятельные попытки «заглянуть в рот» другу, и тот с удовольствием поддерживает эту инициативу. Парная работа детей требует от педагога высочайшего такта и большой осторожности. Никакие приказания и требования здесь недопустимы. Но польза от работы огромна; ребенок лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки.
Очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать.
2. Второе направление - это исследование звуков
1. Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого используются предметы, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть листы бумаги, издающей шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков.
Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьирует:
а) по количеству участвующих детей:
- работа ведется с одним ребенком.
- работа ведется с несколькими детьми одновременно;
б) по «ведущему» - тому, кто извлекает звуки:
педагог;
ребенок;
другой ребенок;
в) по условиям проведения исследования:
- ребенок видит предмет, издающий звук,
- ребенок не видит предмета (предмет спрятан за ширмой, под столом);
Выбор предметов и условий предъявления звуков зависит от специфики речевых нарушений ребенка, степени выраженности этих нарушений, уровня познавательной активности.
В подобные игры с удовольствием играют и дети, имеющие нормально развитую речь. У них совершенствуются процессы звуковосприятия, анализа звуков и звукопроизношения, развивается способность к самостоятельным исследованиям, объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?».
Поэтому не следует торопить ребят. Нужно поощрять их общение между собой, создавать ситуацию, когда они показывают звуки друг другу, многократно повторяют их друг перед другом, стараясь как можно точнее воспроизвести звук. В этой ситуации педагог старается держаться в тени, не мешать детям.
Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).
2.2. Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ребенком лежит несколько предметов. Педагог предлагает ребенку отвернуться, извлекает какой-либо звук и затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Для детей со значительными нарушениями каждый предмет берется в одном варианте (один лист бумаги, один колокольчик, одна баночка).
По мере совершенствования звуковосприятия каждый предмет может быть представлен в нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут 3 листа бумаги разного сорта; нужно определить, какой из них издал данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По какой из трех баночек он постучал? Проводя собственные исследования - проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину.
2.3. Неизменный интерес вызывает у ребят эксперименты со звучащими баночками. Баночки при легком ударе по стенке издают разные звуки.
В этих играх дети, слегка ударяя по стенке палочкой, ложечкой (т. е. путем собственного исследования, находят баночки, звучащие одинаково, звучащие громче, тише, выше, ниже. Ребята всегда с интересом играют в эту игру, ранжируют баночки по высоте тона или по силе звучания. Это напоминает им оркестр.
Любят они игру «Найди ту баночку, по которой я ударила». Если в ходе исследований дети забывают звук, воспроизвожу его снова, предварительно попросив ребенка отвернуться. В игре дети могут играть по парам.
С удовольствием ребята изучают, как меняется характер звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.
Если говорить о познавательном развитии детей, то все вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более точному восприятию фонематических различий. Если же говорить об общем развитии ребенка, то у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего-то не знаю, то могу узнать это путем собственных исследований».
3. Третье направление - исследование речевого дыхания
Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик, круглый шарик или карандаш с гранями. Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические эксперименты.
Дети любят играть в игру «Забей мяч в ворота». В этой игре нужно забить гол в ворота с помощью воздушной струи. Дуть можно просто ртом или через трубочку. Каждый способ имеет свои преимущества.
Единственное ограничение для этой игры - наличие хронических расстройств дыхательной системы (например, бронхиальной астмы) и инфекционных заболеваний у ее участников.
Игры такого типа позволяют решать три задачи:
- изучить физические свойства предметов,
- изучить собственную способность регулировать силу воздушной струи,
- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат.
4. Четвертое направление: трансформация букв и слов.
Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.
4.1. Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат счётные палочки, шнурки, пуговицы, карандаши и иные предметы. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Педагог просит детей выложить с их помощью заданные буквы.
Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Важно не вмешивается в процесс, не давать никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.
По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда дети, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.
Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и незаметно, как бы сама собой.
4.2. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т. д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов).
Неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые мне казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора.
Есть несколько правил, как играть в превращения:
1). Превратить одно слово в другое можно только путем замены одной из его букв. Нельзя записывать слово с конца (например, если исходное слово КИТ, нельзя записывать его как ТИК).
2). Нельзя исключать или прибавлять буквы, то есть укорачивать либо удлинять слово (нельзя после слова ПИРОГА писать пятибуквенное слово ПИРОГ, или после трехбуквенного СТО — четырехбуквенное СТОЛ).
3). Все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа (за исключением тех слов, которые не имеют единственного числа, например: САНИ, СЕНИ).
Например, путем двух превращений первоначального слова можно «ЩУКУ» превратить в «РЕКУ» (ЩУКА — РУКА — РЕКА или ЩУКА — ЩЕКА — РЕКА). А много ли таких же последовательных превращений понадобится для того, чтобы «КОЗУ» превратить в «ВОЛКА»? Совсем немного — всего четыре: КОЗА — ПОЗА — ПОЛА — ПОЛК — ВОЛК. Четырех превращений, оказывается достаточно, чтобы в слове КОЗА буква К с первого места переместилась на четвертое, а буквы 3 и А вовсе исчезли. Таким же путем «КОЗУ» можно превратить в других животных, названия которых состоят из такого же количества букв — в ЛИСУ, ЛАНЬ, ТИГРА, БАРСА, ограничиваемые подбором промежуточных слов имен существительных единственного числа.
Разумеется, в одном случае цепь слов будет длиннее (так, например, чтобы превращать слово НОЧЬ в ДЕНЬ, требуется шестнадцать промежуточных слов (в другом — короче, что во многом будет зависеть от находчивости игрока, от его умения подбирать наиболее удачные комбинации слов, ускоряющие решение поставленной задачи).
4.3. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте – это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например, «окошке сидит на кошка») или соединение частей разорванных предложений (например: «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»). По мере накопления у детей фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:
Кто стучится в дверь моя?
Видишь, дома нет никто?
Приходи ко мне вчера,
Будем съели пирожки.
После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать правильный вариант текста.
4.4. Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности представляют кроссворды. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).
Методика разгадывания кроссвордов детьми почти такая же, как и у взрослых. После того, как педагог зачитает первое задание, дети предлагают свои варианты ответа. Педагог, не оценивая названные слова, не говоря, правильны ли они, просит у каждого предложенного слова сосчитать количество букв и сопоставить получившееся число с количеством клеточек кроссворда. Дети сами должны прийти к выводу, для какого слова эти числа совпадают. Для ребенка дошкольного возраста данная работа представляет собой сложное лингвистическое исследование.
Для продвинутых детей кроссворды заведомо составляются так, чтобы на отдельный пункт можно было предложить несколько разных слов, имеющих одинаковое количество букв. Тогда правильным окажется то слово, для которого уже стоит на месте пересечения строк общая буква из другого слова.
На занятиях этого типа главной целью является не разгадывание кроссворда как такового, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова (обучение грамоте) и счету (математика, а также актуализация познавательного содержания темы кроссворда. Поэтому не надо стремиться к быстрому получению конечного результата. Пусть дети без спешки осваивают эти умственные операции в игровой форме.
При таком подходе у детей тренируется фонематический слух, совершенствуется способность к звуковому анализу слова, развиваются память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь.
Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями.
4.5. Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что возможности для развития познавательно-исследовательской активности детей в дошкольном учреждении очень велики, и задача педагога – стремиться как можно чаще создавать для этого необходимые условия.