Светлана Шадрикова
Интеллектуальное состязание для старших дошкольников «Всезнайки»
План- конспект интеллектуального состязания «Всезнайки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Цель: поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку; доставить детям радость от игр развивающей направленности. Учить детей общаться со сверстниками, оказывая взаимопомощь.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Интеллектуальное состязание для старших дошкольников „Всезнайки“» размещена в разделах
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать сваи высказывания.
Закрепить навыки количественного счета. Упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов.
Упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождение геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине.
Развивающие:
Развивать умение решать арифметические задачи.
Развивать соревновательные качества.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее, интерес к математике.
Предварительная работа: дидактические игры, экспериментальные игры, игры с логическими блоками Дьенеша.
Материал: цифры от 0 до 9, мяч, схематическое изображение 2-х домиков для цифр, наборы блоков Дьенеша, карточки с записью примеров для составления условий задач, таблица и карточки с изображенными на них фигурами, фишки, запись песни «Дважды два – четыре».
.
Ход состязания.
Под мелодию песни «Дважды два – четыре», дети входят в групповую комнату и садятся.
Воспитатель: Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть и узнать, как вы умеете отгадывать загадки, считать и решать веселые задачки, какие вы находчивые и ловкие. В нашем соревновании участвуют две команды. Ребята, готовы показать свой ум, смекалку, внимание. Тогда начинаем наше соревнование. Начнем его мы с разминки и пожелания друг другу удачи!
Релаксация: дети в кругу протягивают руку друг другу, сжимают ее и произносят:
(команды приветствуют друг друга)
Команда «Умники» :
«Мы умные детишки, детишки – шалунишки
Любим состязаться и, конечно,побеждать».
Команда «Знайки» :
«Мы ребята знайки, знайки – незазнайки
В игры разные играем, в состязанье – побеждаем».
А теперь я хочу представить вам жюри, которое будет оценивать все конкурсы и определит победителя.
(представление жюри)
1 конкурс – разминка «Отгадайка»
Вам нужно отгадать загадки, слушайте внимательно.
У колечка, у кольца
Нет начала и конца
Знают все друзья вокруг
У колечка форма….(круг)
Эта цифра как матрешка
Кто еще круглей?
Хлопнет весело в ладошки :
«Называй меня скорей» (8)
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
Как зовут его….(квадрат)
Цифра вроде буквы О
Но не значит ничего. (0)
На четырех ногах стою
Ходить же вовсе не могу
На мне станешь отдыхать
Когда устанешь ты стоять. (стул)
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу
Если я перевернусь, то в другую превращусь. (6,9)
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами:
Можно есть!
Пора гулять!
Умываться и в кровать. (Часы)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадай-ка без подсказки
Кто герой из этой сказки. (Три медведя)
Молодцы! Все загадки отгадали.
2 конкурс «Игра с яблоками»
Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.
3 конкурс «Ромашка»
В этом задании вам необходимо проявить свои знания, находчивость, смекалку. Слушайте внимательно, отвечайте правильно.
Задачи:
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез
А сколько убежали в лес? (2)
Бросил палку к верху мишка:
- Падай с ели в шапку шишка!
Шишка хлоп по голове.
Сразу шишек стало ….(2)
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4)
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)
На большом диване в ряд куклы Танины стоят.
Две матрёшки, Буратино и весёлый Чипполино.
Помоги Танюшке сосчитать игрушки? (4)
Три ромашки, два весёлых василька
подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)
Молодцы! Все задачки решили.
А теперь небольшая разминка. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладошки три хлопка
На четыре руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Садимся за столы, слушаем задание.
4 конкурс «Графический диктант - отыщем клад» (для капитанов)
- Сделать 7 шагов прямо, затем 3 шага направо, повернуть налево и сделать еще 3 шага и вот волшебный сундук. Открываем сундук, а там самые интересные в мире геометрические фигуры – блоки Дьенеша!
(рассматривание и повторение правил игры с блоками)
Презентация «Веселые игры с блоками»
5конкурс «Построй фигуру» (блоки Дьенеша)
Дети выкладывают зайку, поезд по образцу.
6 конкурс «На свою веточку»
Выполняется задание по классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
7 конкурс «Кондитерская фабрика».
Выполняется задание : уметь группировать блоки по 2-3 свойствам (форме, размеру, цвету).
Воспитатель: На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»-, а во вторую-
Обосновать свой выбор и сосчитать «конфет» в каждой коробке.
8 задание. «Отвечай – не зевай». (Ведущий задает вопрос и бросает мяч – ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч ведущему.)
Вопросы для гимнастики ума:
1. Сколько дней в неделе?
2. Какой день следует за вторником?
3. Сколько времен года?
4. Сколько месяцев в году?
5. Назови летние месяцы.
6. Сколько ушей у двух зайцев?
7. Сколько углов у квадрата?
8. В какое время суток светает?
9. Сосчитай двойками. (контрольный вопрос для обеих команд)
9 конкурс «Подарок для Зайки».
Воспитатель: Делу время, потехе час. Зайка ждет от нас угощений «печенья»).
(Задание выполняется с блоками Дьенеша. Командам раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку, находят нужные им блоки).
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились. Вот и подошла к концу наша игра. Сейчас мы узнаем счет. Но кто бы ни победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка, находчивость.
Слово предоставляется жюри. Награждение команд (грамота, медали, призы)