Валентина Гурбатова
Интеллектуальное развитие ребёнка через развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё мудрецы древнего Китая заметили, что чем лучше развита рука человека, тем он здоровее, у него более развит интеллект. Уже с младшего дошкольного возраста с детьми можно развивать мелкую моторику руки. Дети с удовольствием выполняют несложные упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для кисти рук. Всё это проводится в игровой форме, в свободное время сидя на ковре или перед занятием на стульчике. Например "Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки, жёлтые цыплятки" Дети имитируют пальчиками как идёт курочка а за ней цыплятки. Так же для развития кисти рук дети лепят из пластилина, массы для лепки разнообразные фигурки. Чем взрослее становится ребёнок, тем сложнее становятся задания. Пальчиковую гимнастику дети делают ежедневно: на физкультминутках, во время занятий и в любую свободную минуту. Кроме того существует много игр для развития моторики рук. Такие как: "Перебери крупу", "Сухой бассейн"-из фасоли и гороха,"Нанизывание бусинок на нитку", "Волчок", "Собери фигуру из спичек" и многое другое. Особенно полезны эти игры для детей с речевым недоразвитием. В результате дети быстрее усваивают правильное произношение звуков.
Публикация «Интеллектуальное развитие ребёнка через развитие мелкой моторики» размещена в разделах
Для детей старшего возраста прекрасно подходит работа с бумагой:вырезывание по контуру, различные виды аппликаций. Хорошо развивает мелкую моторику работы в технике торцевания. Дети сами (или с помощью воспитателя)могут заготовить квадраты из гофрированной бумаги. Используется бумага разных цветов ярких расцветок, ребёнок по схеме, накрутив на стержень квадрат, окунув его в клей, приклеивает на лист бумаги. У него получается красивая открытка к празднику или картина для украшения групповой комнаты. При этом у ребёнка развивается не только рука, но и вырабатывается усидчивость, фантазия, чувство композиции, и самое главное ему это нравится и он испытывает гордость за проделанную работу. В технике торцевания наши дети делали открытки родителям, картины для группы, пасхальное яйцо на конкурс, которое было отмечено грамотой. Хорошо развивает руку различные виды штриховки. В свободное время, во время кружковой работы дети логопедической группы выполняют работы из бросового материала:дроблёной яичной скорлупы, опилок, высушенной чайной заварки,зёрна кофе, коры деревьев. Многие работы детей занимали в конкурсах призовые места. Таким образом, систематически проводя гимнастику для рук, пальчиковые игры, различные виды штриховки-у детей развиваются и укрепляются мелкие мышцы руки. Дети становятся более уверенные в себе, если в начале года многие рисовали по принуждению, то к середине года, они рисуют с удовольствием. Результаты тестирования мелкой моторики подтверждают это. В начале года у большей части детей рука развита слабо. К середине и к концу года тесты показывают, что развитие поднялось на порядок выше. Как следствие всех этих мероприятий дети лучше начинают говорить. Большинство детей после логопедической группы успешно идут в школу. Адаптация к учебным процессам у них (по мнению учителей)проходит быстрее. При письме меньше устаёт рука, что соответственно ведёт к меньшим затратам энергии, а больше идёт на мыслительную деятельность, чтение и т. д. Всё это позволяет им успешно осваивать школьную программу.