Получи документы

Интеллектуальное развитие дошкольников

Надежда Евгеньевна Зонова
Интеллектуальное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуальное развитие дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — это развитие его ума и формирование таких мыслительных умений, способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Это способствует математической подготовке детей, в том числе и в нашей группе.

Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников» размещена в разделах

Исходя из актуальности проблемы, мною активно используются следующие виды интеллектуальных видов игр, реализуемых в форме проектов, индивидуальной работы, применения в НОД.

Один из таких видов игр: «Палочки Кьюизенера».

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия состава числа, числовой последовательности, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», «ниже».

Набор способствует развитию детской фантазии, мелкой моторики, творчества и воображения, наглядно-действенного мышления, познавательной активности, внимания, восприятия, пространственного ориентирования, комбинаторных, конструкторских способностей.

На первом этапе палочки используются как игровое пособие. Дети играют с ними, как с обычной игрушкой такими как: кубики, палочки, конструкторы и в процессе знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для математиков. Здесь дети уже учатся постигать законы математических понятий и мира чисел.

Эта уникальная методика по изучению чисел удобна и проста в работе. Они представляют собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например, наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной один сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные деление:

Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.

Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3.

Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.

7- черного цвета.

1- белого цвета и кратна любому числу.

Выделение длины и цвета полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения, которые также помогут освоить сенсорные эталоны - цвет, размер, и способы познания сопоставления предметов по цвету, длине и высоте, и ширине.

Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое пять пятых, три четвертых, четыре восьмых.

Программные задачи:НЕ ЧИТАЕТ

Таблица 1.

Основные

дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации)

Сенсорное восприятие цвета и

размера Раскладывание в мешочки, коробочки, манипулирование. Строительство разноцветных домиков, дорожек, мебели для кукол. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики (с условиями).

Сравнение по длине, величине, ширине,

высоте, форме. Умение

видеть закономерность, развивать глазомер.

Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев лесенок, сказок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расшифруй сказку. Пирамидка, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т. п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой: «Сколько лет сестре?».

Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< Строительство лесенок, определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, двигаться вверх, вниз от заданной ступеньки. Поезд с вагончиками, сколько вагонов, какой по счету черный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».

Состав числа из единиц, из двух меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.

«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»

«Как зверята играли в числа».

Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных, нечетных чисел. Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел.

Использование палочек, как мерки. Развитие речевых умений. Измерение предметов, обсуждение результатов.

«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Различные сказочные ситуации.

Примеры игр с палочками Кюизенера. НЕ ЧИТАЕТ, ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ

Игра: «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел; развивать логическое мышление, внимание; развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ведущий называет число, а дети находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например, белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре). Сначала числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разброс.

Игра «Найди пару»

- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов или их изображений на карточке.

Подбор пар следует выполнить сначала по порядку, а потом вразброс.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура или то и другое вместе.

Пособия для работы с палочками Кюизенера, с которыми мы работаем: альбомы «Волшебная дорожка», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», пособие «Посудная лавка».

НЕ ЧИТАТЬ, просто на слайде Квадрат и геоконт

Также для успешного развития у ребенка интеллектуальных качеств личности используются игры - по методике Воскобовича.

Рассмотрим некоторые из них – «Квадраты Воскобовича».

Волшебный квадрат - это игра головоломка на трансформацию фигур. Выглядит он довольно просто: состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры: желтый, красный, синий и зеленый.

Для детей в возрасте от двух до пяти лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат.

Данная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объемных фигур с различным рисунком. Двухлетние дети легко соберут домик, конверт, лодочку, а постарше работают по предложенным схемам или выдумывают свои образы, сказки.

Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают :

• умение различать геометрические фигуры;

• определять их свойства и размеры;

• пространственное мышление;

• воображение, логику, внимание;

• умение сравнивать и анализировать;

• моторику рук;

• творческие способности;

• умение конструировать.

Еще один из видов игр Воскобовича – Геоконт.

Название игры образовано от слов «геометрический контур». Игра представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики. В комплект входят цветные резинки и подробная инструкция. В инструкции описаны необычные путешествия сказочных персонажей по лесу, встреча с пауком, именуемым - Юком и его цветными паутинами. Детям необходимо выполнить различные задания, чтобы помочь героям.

Уровни сложности предложены разные, взрослый подбирает подходящий для конкретного ребенка индивидуально.

Дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно. Можно изобразить геометрические фигуры, дорожки, сложные узоры-паутинки.

Играя, ребенок будет:

• запоминать формы, цвета;

развивать моторику рук;

• учиться ориентированию по системе координат;

развивать креативность;

• учиться сравнивать и анализировать.

Программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела»

Предназначен для обучения детей основам программирования, знакомит с проведением логических операций. Создавая программы для робота, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Передвижения робота на плоскости позволят ребенку в игровой форме понять пространственные отношения, уяснить понятия «между» и «посередине» «направо – налево», «справа – слева». Все комплекты включают методическое пособие для педагогов по использованию программируемых модулей в образовательной деятельности.

Программируемые мини-роботы предназначены для отработки практических навыков: регулировка, настройка и управление программируемым объектом при ознакомлении детей с основами программирования и робототехники.

Соответствует здоровьесберегающим, гигиеническим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию. Простое и понятное программирование, не связанное с использованием компьютера. Безопасен в использовании.

Программируется последовательным вводом команд с помощью кнопок, расположенных на верхней поверхности корпуса мини-робота. Кнопки: "Вперед - Назад", "Влево - Вправо", "Пауза", "Очистка памяти". Память робота рассчитана на запоминание сорока команд.

Один шаг робота на линейное перемещение "вперед" или "назад" - 15 см; поворот влево или вправо - на 90°. Имеет световую индикацию и звуковую сигнализацию подтверждения ввода и выполнения команд.

Программируемый мини-робот: представлены на слайде

— Обеспечивает ввод шести различных программных команд;

— имеет встроенную память для запоминания до двухсот программных команд;

— обеспечивает возможность перемещения на расстояние 150 мм при выполнении одной команды на линейное перемещение;

— обеспечивает возможность левого/правого поворота на угол 90° при выполнении одной команды на линейное перемещение;

— обеспечивает возможность временной паузы после того, как завершена выполнение одной программной команды и началом другой;

— имеет световую индикацию и звуковой сигнал для подтверждения ввода и выполнения команд;

— присутствует функция перехода в «спящий» режим;

— присутствует функция остановки выполнения программы;

— присутствует функция очистки памяти.

Работа с роботом начинается всегда с команды «очистить», иначе он запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт». На одном коврике одновременно могут перемещаться до четырех роботов.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом в работе мы используем специальные тематические поля или по другому их называют - коврики: «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты, «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур. На коврике «Город» составляем несложные программы с использованием дорожных знаков. На коврике с геометрическими фигурами учим детей запоминать фигуры и цвета. Можно самим подготовить различные тематические коврики. Например, коврик «Номера» в виде дорожки с цифрами, которое ускоряет распознавание цифр и обучение счету до десяти. Игровые поля можно будет пополнять, в зависимости от целей и задач, от деятельности или интересов детей.

Приведем примеры игр по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы.

Например, познакомиться со свойствами магнита можно, создавая игровую ситуацию. Запрограммируйте пчелку так, чтобы она добралась до тех предметов, которые притянутся к магниту. Или, на пчелку прикрепить значок магнита и дать задание: пчелка - это магнит, к каким предметам притянется. Необходимо запрограммировать так, чтобы добраться до таких предметов.

После проведения опытов на тему «Тонет - не тонет» можно закрепить изученное с помощью таких заданий, таких как:

- Кто быстрее доберется до тех предметов, которые тонут.

- Кто быстрее доберется до тех предметов, которые не тонут.

Игра – соревнование «Где, чей лист» также можно проводить для закрепления, изученного при проведении викторин.

Мы также применяем роботов для закрепления знаний о свойствах воздуха. Можно предложить задания такие, как «Каким бывает воздух».

«Найди предметы рукотворного мира» и «Найди предметы природного мира» можно играть парами с двумя пчелками.

Все предложенные варианты можно обыграть, например, пчелка собралась в лес собирать грибы. Добираемся до съедобных грибов. Несъедобные обходим. Задания можно усложнить, добавив схемы маршрута.

Роботы позволяет повысить эффект наглядности на занятиях. Детям интереснее изучать геометрические фигуры, цвета, название животных, птиц и другого материала вместе с роботом пчёлкой.

При работе с малышами педагог сам программирует пчёлку, а средние и старшие дошкольники делают это самостоятельно. Работать они могут как по одному, парами и подгруппами. Работа в малых группах актуальна, позволяет воспитателям реализовывать ФГОС дошкольного образования.

Старшие дошкольники очень любят соревноваться. Игровое поле ферма. Можно устроить различные соревнования. Из разных отправных точек как можно быстрее добраться до заданного объекта. Но на карте есть опасные места, где нельзя проехать, поэтому, когда будете задавать маршрут пчёлке будьте внимательны. Показываем отправные точки. Дети приступают к выполнению. Чтобы правильно запрограммировать робота дети должны: посчитать количество шагов, не перепутать повороты направо и налево, найти более короткий путь. Правильно запрограммировать пчёлку.

Роботов можно использовать для развития творческих способностей детей. Применение роботов в театрализованной деятельности в детском саду - это также возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, совершенствования навыка программирования и создание благоприятного эмоционального фона.

Сказочных персонажей, атрибуты для игр можно изготавливать самим. И можно придумывать сказки, театрализованные представления.

Использование робототехники в сотрудничестве с родителями повышает авторитет и доверие к педагогам.

Через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс современного оборудования повышается и качество образования. Это говорит о том, что работа в ДОУ идёт в ногу со временем. Роботы интересны детям за несложное управление и привлекательный вид.

Они подходят для использования детьми от 3 до 7 лет, позволяют сделать жизнь наших воспитанников содержательной, интересной, творческой.

Но важно помнить, что любая инновационная техника ничего не значит без желания и творчества педагога.

Слово передаю студентке 4 курса Лысяковой Варваре Александровне, проходящей практику в нашем саду, которая использовала в своей деятельности игровую технологию, «Блоки Дьенеша» для развития интеллектуальных качеств воспитанников.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, равносторонний треугольник.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Далее в процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, размер, толщину и цвет.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (форму, толщину цвет, размер, классифицировать, сравнивать, и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине., далее позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по всем четырем свойствам.

При этом, в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Задачи: НЕ ЧИТАЕТ

Познакомить детей с размером, цветом, формой, толщиной объектов;

Развивать умение выявлять свойства объектов, называть их, а также обозначать их отсутствие;

Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

Объяснять сходство и различие объектов, пояснять свои рассуждения;

Развивать пространственные представления;

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Старший возраст. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки размером пять на пять сантиметров, на которых условно обозначены свойства блоков.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Подбирая карточки, которые "говорят" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "говорят" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — веревочки, игрушки-персонажи, обручи.

Важно помнить, что, развивая мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных повторов упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждое упражнение или игра содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку. Например, проложить дорожки между домиками трех поросят, построить мост через речку составить новогоднюю гирлянду.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять.

Лэпбук «Интеллектуальное развитие»Лэпбук «Интеллектуальное развитие» Лепбук «Интеллектуальное развитие» Данный лепбук создан для детей младшей группы, в нем собраны игры на развитие памяти, внимания, речи,.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие воображения у дошкольниковРазвитие воображения у дошкольников «Все мы родом из детства» А. Сент-Экзюпери Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальное развитие дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2022 в 11:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Евгеньевна Зонова (УИ 418786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД