Получи документы

Интеллектуальное картирование в работе педагога-психолога

Татьяна Четырина
Интеллектуальное картирование в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуальное картирование в работе педагога-психолога

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

В работе педагога-психолога с дошкольниками возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность. Помочь дошкольникам преодолеть трудности и повысить познавательную активность способна технология, которая соответствует современным тенденциям развития образования - интеллектуальное картирование.

Публикация «Интеллектуальное картирование в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Цель мастер-класса - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с использованием метода картирования в своей профессиональной деятельности;

- сформировать представление о технологии интеллектуального картирования;

- показать на практике с правилами построения интеллект – карт.

«Интеллект-карта», «ментальная карта», «карта ума», «карта мыслей», «карта памяти», «умная карта» были созданы британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеном. Он предположил, что благодаря своей структуре, подобные карты способны раскрывать интеллектуальный потенциал человека.

Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Интеллектуальное картирование – это техника восприятия, обработки, запоминания информации, творческих задач. Инструмент развития памяти и мышления, представление любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме [3].

Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Его отличительным свойством является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала. При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.

Преимущество метода интеллектуального картирования :

• Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

• Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

• Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

• Информативность - интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

• Креативность - интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

• Инновационность - интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил, а именно:

1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.

2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.

3. Читать по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.

5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

6. Экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас [2].

Творчески подойдя к процессу, основывая его на современных материалах и устройствах, используя передовые обучающие алгоритмы и платформы, интеллект-карты становятся инновационным, эффективным и комплексным средством в образовательно-коррекционном процессе.

Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы воспитанники открывают или зарисовывают соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребенок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт - это процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала, и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.

Во время работы над интеллект-картами у детей :

• повышается мотивация и конкурентоспособность в образовательном процессе;

• активизируется познание окружающего мира, видение его во всем многообразии;

• ребенок всесторонне развивается;

• учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней;

• развивается память, мышление (анализ, синтез, умение сравнивать, доказательно объяснять, делать выводы, обобщать;

• формируются умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации;

• развиваются коммуникативные и творческие способности в учебно-познавательной деятельности;

• во время взаимодействия со сверстниками, формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей;

• обретается уверенность в своих силах и способностях.

Использование интеллект-карт в профессиональной деятельности педагога-психолога может идти по таким направлениям, как повышение собственной профессиональной компетентности в данной сфере и использование интеллект-карт в работе с детьми для развития познавательной сферы дошкольников.

В профессиональной деятельности педагога-психолога интеллект-карты хороши тем, что схематический материал запоминается гораздо легче, экономится время восприятия информации, наглядно показываются зоны по степени их важности. Применять подобные схемы удобно при создании проектов, написании статей, ежедневном и еженедельном планировании, постановке целей, для личного использования, для планирования работы, учебы.

Так как составление «интеллект-карты» - вид деятельности, имеющий много общего с игровой поэтому процесс познания окружающего мира становится для детей непринуждённым и интересным при изучении нового и закреплении, и обобщении уже изученного материала в ходе занятий, игр, свободной, поисково-исследовательской деятельности. Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач. По желанию детей, интеллект-карту можно передать в другую группу для аналогичного использования. Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио. Изготовленные «семейные» карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.

Новые варианты интеллект-карт ставят этот метод в ряд наиболее передовых и простых в применении инновационных образовательных продуктов.

Список использованных источников

1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. Журнал //Начальная школа, вып. 7/12.

2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство. Минск: Попурри, 2010.

3. Бьюзен, Т. Умные родители – гениальный ребенок. Минск: Попурри, 2013.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальное картирование в работе педагога-психолога
Опубликовано: 30 октября 2024 в 22:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальное картирование в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Четырина (УИ 343931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД