МААМ-картинки

Интеллектуальная викторина для педагогов «Путешествие в прошлое России»

Роза Колесникова
Интеллектуальная викторина для педагогов «Путешествие в прошлое России»
▼ Скачать + Заказать документы

Одно из приоритетных направлений нашего сада – приобщение детей к истокам русской народной культуры. Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучить историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос».

Публикация «Интеллектуальная викторина для педагогов „Путешествие в прошлое России“» размещена в разделах

Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная память времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям, героическому прошлому страны отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. История России богата героическим прошлым. Дети способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать его героев. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению дошкольников к культуре русского народа, по патриотическому воспитанию, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний.

Первый раунд

Ведущий:

В первом раунде участникам предлагается ответить на вопросы о развитии различных направлений культуры Руси. К каждому вопросу предлагаются четыре варианта ответа. Необходимо выбрать единственно верный и табличку с номером выбранного варианта по моей команде показать зрителям и жюри. Для обдумывания ответа на каждый вопрос у вас есть не более 5 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.

После каждого ответа ведущий комментирует правильный ответ.

Вопросы

1. В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?

1) зимой; 2) летом; 3) весной; 4) осенью.

Комментарий. В крещенские морозы дерево самое сухое, в нём практически нет сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения с окружающей средой, и дерево дольше и лучше сохранялось.

2. Какой день Масленой недели назывался «широким»?

1) вторник; 2) среда; 3) четверг; 4) пятница.

Комментарий. С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье. Именно этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. По улицам на санях возили соломенное чучело, олицетворявшее собой зиму.

3. Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «божьей ладонью»?

1) печь; 2) стол; 3) лавку; 4) сундук.

Комментарий. «Божьей ладонью» называли стол, поэтому нельзя было бить по столу и садиться на него.

4. Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая строилась на сваях?

1) хлев; 2) амбар; 3) рига; 4) гумно.

Комментарий. Амбар иногда ставили на земле, а поднимали на столбах – сваях. Тесали такие столбы с хитростью: верх делали наподобие шляпки гриба. Поэтому грызуны не могли пробраться в амбар. По столбу ещё можно было забраться, а дальше шляпка не пускала. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья. Их врывали в землю корнями вверх. Корни тоже служили препятствием для мышей и крыс.

5. Какое дерево крестьянин сажал в середине места, выбранного для строительства избы?

1) ель; 2) берёзу; 3) дуб; 4) иву.

Комментарий. Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро, а также защищает дом от молнии.

6. Как называлось родовое имение боярина, передававшееся по наследству?

1) вотчина; 2) усадьба; 3) поместье; 4) посад.

Комментарий. Правильный ответ – вотчина. Поместье было у дворян, у князей – усадьба. Посадом называлось любое поселение вне городских стен.

7. Назовите художника – автора картин на мотивы русских народных былин и сказок, среди которых «Баба Яга» и «Кощей Бессмертный».

1) И. Е. Репин; 2) А. П. Рябушкин; 3) И. Н. Крамской; 4) В. М. Васнецов.

Комментарий. Виктор Михайлович Васнецов очень хорошо знал русскую историю и, как никто другой, восхищался песнями, былинами и сказками русского народа. Создал на их мотивы многие свои полотна.

8. Что из перечисленного не является головным убором?

1) ферязь; 2) кика; 3) боярка; 4) кокошник.

Комментарий. Ферязь – это старинная распашная одежда с накладными петлями – застёжками посередине груди. Долгое время она бытовала в народной одежде стрельцов.

9. Назовите непременный атрибут женской и мужской одежды на Руси.

1) телогрея; 2) кафтан; 3) кушак; 4) портки.

Комментарий. Непременным атрибутом женской и мужской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь. Однако пояс – не только украшение, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.

10. Как назывались бродячие актёры на Руси?

1) трубадуры; 2) пилигримы; 3) скоморохи; 4) сказители.

Комментарий: Непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актёры – скоморохи. Их ещё называли «шутами», «глумцами», «смехотворцами». Группами по 15-20 человек они странствовали из города в город, из села в село. Одни играли на музыкальных инструментах, другие плясали, третьи демонстрировали учёных медведей. Группа скоморохов обязательно включала жонглёров, кукольников и особых шутников – потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки.

Второй раунд

Ведущий. Во втором раунде я буду задавать вопросы о русском фольклоре. Кто первый поднимет руку и правильно ответит на вопрос, тот зарабатывает балл.

Вопросы

1. Какие литературные произведения в древности было принято не рассказывать, а петь? (Былины)

2. Няня, которая ходит за ребёнком и поёт ему песни. (Пестунья).

3. Протяжная ласковая песня для маленьких детей. (Колыбельная).

4. Короткие, состоящие из 2-4 строчек, песенки, исполняемые подряд на одну мелодию. (Частушки).

5. Ритмичная песенка – приговор, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. (Потешка).

6. Праздничные поздравительные зимние песни с пожеланием хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья. (Колядки)

Третий раунд

Ведущий: Третий раунд состоит из пяти тем: «Мифология», «Храмы Руси», «Русские народные промыслы», «Русский народный костюм», «Жилище». Путем жеребьевки вы узнаете, на вопросы какой темы вам предстоит отвечать.

Участникам игры предлагается вытащить карточку и назвать, какая тема ему досталась.

В третьем раунде необходимо ответить на вопросы своей темы. На обдумывание ответа дается не более 5 секунд. Если ответа не последует, я задам следующий вопрос. Жюри подсчитывает число правильных ответов. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Вопросы по теме «Мифология»

1. Злая ленная старуха — волшебница и ведьма? (Баба Яга)

2. Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще всего жил у мельницы», или в омуте? (Водяной)

3. Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (Домовой)

4. Как называется статуя языческого бога, сделанная из дерева или камня, предмет поклонения людей? (Идол)

5. Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей? (Леший)

6. Какое имя было у кота Бабы Яги — главного помощника ее злодеяний? (Баюн)

7. Как назывались мелкие предметы, которые носили на шее на шнурках? (Обереги)

Вопросы по теме «Храмы Руси»

1. Как называется перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от остального помещения? (Иконостас)

2. Как называется часть храма для совершения священнодействий, отделенная от глаз верующих иконостасом? (Алтарь)

3. Как называется площадка перед входом в храм? (Паперть)

4. Как называется столовая в монастыре, западная пристройка к храму? (Трапезная)

5. Сколько глав у собора Василия Блаженного? (Девять)

6. Какому святому посвящен Архангельский собор Московского Кремля? (Архангелу Михаилу)

7. Назовите собор, служивший домовой церковью великих князей московских. (Благовещенский)

Вопросы по теме «Русские народные промыслы»

1. Что в переводе с греческого языка означает слово «кермика»? (Глина)

2. Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские)

3. Центр лакового промысла в России, основателем которого в 1804 г. был купец Коробов. (Федоскино)

4. Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжель)

5. Искусство росписи по дереву, особенность которого - украшение предметов такими узорами, как «травка», «Кудрины». (Хохлома)

6. Как называется промысел, прославившийся изготовлением жестяных подносов? (Жостово)

7. Что в России называли «даром Валдая»? (Колокольчик)

Вопросы по теме «Русский народный костюм»

1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиной ниже колена? (Рубаха)

2. Что служило на одежде украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка)

3. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы? (Кокошник)

4. Как называлось широкое и длинное одеяние монаха или священника? (Ряса)

5. Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не посередине груди? (Косоворотка)

6. Как назывался крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

7. Как называлась одежда замужней женщины типа юбки, полотнища которой по бокам не сшиты? (Понева)

Вопросы по теме «Жилище»

1. Как у древних славян называлась деревянная изба без окон из цельных неошкуренных бревен? (Сруб)

2. Как называлась верхняя часть крыши - оберег дома от злых сил? (Конек)

3. Чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме? (Ставнями)

4. Что располагалось в углу дома, противоположном красному углу? (Печь)

5. Что помещали в красном углу дома? (Икону)

6. Как называлась крепкая изгородь вокруг поселений, сделанная из обтесанных, заостренных и обожженных на огне бревен? (Частокол)

7. Что в старину называли «распахнутые руки» дома? (Крыльцо)

Четвертый раунд

Ведущий: Я по очереди буду задавать вопросы, касающиеся русских народных праздников. Каждая из команд должна ответить на шесть вопросов. В этом раунде выиграет команда, которая даст больше правильных ответов.

Вопросы:

1. В каком году в России появилась первая новогодняя елка? (В 1700 г.)

2. Какой русский царь выпустил указ, согласно которому Новый год нужно было отме-чать, как во всей Европе, 1 января? (Петр Первый.)

3. Когда на Руси Рождество отмечалось первый раз? (В 988 г.)

4. Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник.)

5. Какое блюдо ели в канун Рождества? (Сочиво; это вареная крупа с сухими фруктами и медом.)

6. Как называется Масленица в церковном календаре? (Сырная неделя.)

7. Что символизирует масленичный блин? (Блин - символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.)

8. Назовите все дни Масленицы. (Понедельник - Встреча; вторник - Заигрыши; среда - Лакомка (или Перелом); четверг - Разгуляй (или Широкий четверг); пятница - Тещины посиделки; суббота - Золовкины посиделки; воскресенье - Прощеный день или Прощеное воскресенье.)

9. Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня? (Святки.)

10. Как называется последний день Пасхальной недели? (Красная горка.)

11. Как называется неделя, предшествующая Пасхе? (Страстная неделя.)

12. Назовите главный атрибут праздника Троицы. (Береза.)

Минутка отдыха.

Педагогам предлагается изобразить с помощью пантомим:

трёх богатырей

пограничника с собакой

медсестру на поле боя

сапера

Соперники угадывают, что изображается.

Пятый раунд

Разгадывание кроссвордов. Каждая команда разгадывает кроссворд. Если все слова отгаданы правильно, педагоги называют зашифрованное слово, характеризующее качество русского солдата. (1 балл)

Кроссворд №1

1. Создал первую книгу законов на Руси – князь Ярослав… (Мудрый)

2. Основатель Москвы (Долгорукий)

3. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал Победы (Жуков)

4. В каком городе находится крепость-герой, принявшая на себя первый дар немецких захватчиков в годы ВОВ (Брест)

5. Ударное холодное оружие, состоящее из рукоятки, цепи и камня (Кистень)

6. Царь, основатель Санкт-Петербурга (Петр)

7. Предки русских (Славяне)

8. Человек, любящий свою Родину (Патриот)

Зашифрованное слово «МУЖЕСТВО»

Кроссворд №2

1. Защитник в Древней Руси (Богатырь)

2. Месяц, когда страна празднует День защитника Отечества (Февраль)

3. Герой сражения на Куликовом поле (Донской)

4. Маршал, который в 1941 году руководил защитой столицы от фашистов (Рокоссовский)

5. В мае 1945г. Советские солдаты водрузили Знамя Победы над этим зданием (Рейхстаг)

6. Страна, напавшая на Россию в 1812г. (Франция)

7. Военная техника (Самолет)

8. Высшее воинское звание в армии (Маршал)

9. Село, у которого произошла крупная битва русской и французской армий (Бородино)

10. Автор картины «Отдых после боя» (Непринцев)

Зашифрованное слово «БЕССТРАШИЕ»

Шестой раунд

Блиц-конкурс капитанов.

Нужно ответить на как можно большее количество вопросов за одну минуту. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

1. Высшая военная награда (Орден)

2. Название России в древности (Русь)

3. Человек, несущий знамя (Знаменосец)

4. Автор изречения: «Кто на русую землю с мячом придет, тот от меча и погибнет» (Александр Невский)

5. Воинское звание Г. К. Жукова (Маршал)

6. Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги (Минину и Пожарскому)

7. Назовите настоящую фамилию Михаила Илларионовича Кутузова (Голенищев-Кутузов)

8. Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения (Александр Васильевич Суворов)

9. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - на каком памятнике можно прочитать эти слова (Могила Неизвестного Солдата)

10. «Есть такая профессия - Родину защищать». Из какого фильма это высказывание? (Офицеры)

11. Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец (Москва)

12. Оружейный город мастеров (Тула)

13. Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел - тот цел» (А. Суворов)

14. Военный русской армии, служивший в лёгкой кавалерии и носивший форму «венгерка» (Гусар)

15. Генерал, под командованием которого 28 солдат-красноармейцев в 1941 году остановили танки под Москвой (И. В. Панфилов)

16. Высокий головной убор цилиндрической формы в русской армии времен Отечественной войны 1812 года (Кивер)

17. Артиллерийское длинноствольное орудие, стреляющее ядрами (Пушка)

18. Рядовой воин русской армии (Солдат)

19. Герой Ледового побоища (А. Невский)

20. Первый российский император с 1721 года (Петр Первый)

В конце викторины жюри подводит итоги, определяет победителя - «самую умную» команду. Победители награждаются ценным призом, участники - памятными сувенирами.

Оценочная таблица интеллектуальной викторины

Члены жюри: ___

№ Раунд Максимальное Команда Команда

кол-во баллов №1 №2

1 Культура Руси до 10 баллов

2 Русский фольклор до 5 баллов

3 Темы:«Мифология»,

«Храмы Руси», до 21 балла

«Русские народные промыслы»,

«Русский народный костюм»,

«Жилище»

4 Русские народные до 12 баллов

праздники

5 Кроссворды 1 балл

6 Конкурс капитанов до 20 баллов

Общее кол-во баллов

Команда № 1

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

5 раунд

6 раунд

Команда № 2

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

5 раунд

6 раунд

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка)«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка) Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Тема существования динозавров также увлекает детей как Космос или современная техника.

Фотоотчёт «Путешествие в незабываемое прошлое «Когда была Война!»Фотоотчёт «Путешествие в незабываемое прошлое «Когда была Война!» Фотоотчёт: «Путешествие в незабываемое прошлое: «Когда была Война!» Запысова М. И. Цель: Формируем в детях гражданско – патриотическое воспитание.

Интеллектуальная игра-викторина «Край соловьиный — близкий и родной»Интеллектуальная игра-викторина «Край соловьиный — близкий и родной» Доброго всем дня! Любить свою Родину, гордится ее достижениями, людьми, прославившими её, уважать и продолжать народные традиции- это должны.

Интеллектуальная викторина по математике «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная викторина по математике «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Руденко Цель: Доставить детям.

Календарное планирование «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси» Тема данного планирования появилась не случайно. Для детей старшего дошкольного возраста характерно интересоваться тем, что и как было раньше.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Лэпбук к проекту «Прошлое России»Лэпбук к проекту «Прошлое России» В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства в воспитании.

НОД «Путешествие в прошлое куклы»НОД «Путешествие в прошлое куклы» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Фотоотчет о тематической неделе «Путешествие в прошлое. Мир динозавров»Фотоотчет о тематической неделе «Путешествие в прошлое. Мир динозавров» В рамках тематического планирования в нашей группе прошла неделя " Путешествие в прошлое. Мир динозавров". Мы с коллегой (Т. С. Гаричевой).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальная викторина для педагогов «Путешествие в прошлое России»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 00:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальная викторина для педагогов «Путешествие в прошлое России»» (включая файлы) размещена пользователем Роза Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД