светлана хватаева
Интеллектуальная игра «Самый умный» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная игра: «Самый умный»
Для детей старшего дошкольного возраста
Работу выполнила: Хватаева Светлана Николаевна Воспитатель МБОУ «Устьянская СОШ» СП детский сад «Василёк»
Тема: «Дикие животные»
Пояснительная записка
Актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Поэтому, если для дошкольников организовать игру, на закрепление пройденного материала это означает, что полученные знания окажутся яркими, легко запомнятся, и вызовут эмоциональный отклик. Дети больше узнают и запомнят о животных обитающих в лесах.
Публикация «Интеллектуальная игра „Самый умный“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Интеллектуальная игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Обобщение знаний детей о животном мире.
Образовательные задачи:
Совершенствовать необходимые в данном возрасте экологические знания, понятия и представления о животном мире.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность детей, активность, логическое мышление, воображение, память.
Развивать положительные эмоции от общения с природой.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности, умение работать сообща.
Воспитывать познавательный интерес к природе.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование, магнитофон, бейджики с именами участников, шаблоны для членов жюри, цифры 1 и 2 по количеству участников, схемы хвостов, ушей, голов для дидактической игры «Чей,чьи,чья?», заготовки на листах (следы животных, лабиринт) по количеству участников, карандаши, картинки с животными, описательные рассказы.
Вид мероприятия:
Интеллектуальная игра
Методы и приёмы работы: Объяснение, показ, вопросы, дидактические игры, художественное слово, практическая деятельность детей.
Форма организации участников: групповая.
Предварительная работа: рассматривание серий картин «Дикие животные»; изучение энциклопедий ; беседа о диких животных обитающих в лесах; проведение дидактических игр и тематических викторин по теме; заучивание стихотворений, чтение произведений; просмотр презентаций по теме: «Дикие животные». Посещение музея.
Структура проведения игры:
1. Вводная часть.
Приветствие. (2 мин.)
Представление участников и членов жюри. (2 мин.)
2. Основная часть.
1 тур. Блиц – опрос. Выполнение задания (3 мин.)
Дидактическая игра «Животные и их детёныши» (5 мин)
Музыкальная пауза (2 мин.)
2 тур. Загадки
Отгадать загадку, назвать какое это животное, чем питается.
Презентация по загадкам (6 мин)
Дидактическая игра «Чей, чьи, чья?» (3 мин.)
Физ. минутка. (2 мин.)
3 тур. Размышляй-ка
Выполнение заданий - ребусов на листах. (4 мин.)
Имитация движения животных (3 мин.)
Релаксационная пауза «Утро» (2 мин.)
4 тур. Брейн-ринг
Выполнение задания. «Вопрос-ответ» (3 мин.)
Дидактическая игра «Кто я?» узнай по описанию. (4мин.)
Дидактическая игра для всех участников «Назови литературное произведение ….»(3мин)
3. Заключительная часть.
Подведение итогов (2 мин.)
Награждение участников (3 мин.)
Место проведения:
Музыкальный зал ДОУ.
Ход мероприятия: Участники игры входят в зал под музыку, встают полукругом, лицом к зрителям.
Ведущая: День необычный сегодня у нас
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора.
Мы приветствуем зрителей и участников игры «Самый умный!»
Здесь нет слабых соперников, а есть решительные и эрудированные, остроумные и находчивые игроки. Я с удовольствием представляю вам участников игры. (Представление участников)
Ведущая: А оценивать наших игроков будет справедливое жюри.
(Представление членов жюри)
Просим участников занять свои места.
Мы начинаем игру.
Вначале несколько слов о её правилах.
Игра состоит из 4 туров. В каждом туре по 2 задания. За правильные ответы участники будут получать по 1 баллу. После каждого тура жюри подводит и оглашает итоги. Участники набравшее наименьшее количество баллов – убывает. Участник, набравший большее количество баллов – становится победителем.
Внимание! Вы готовы? Итак, начинаем 1-й тур!
1-й ТУР «Блиц - опрос» (Вопросы Приложение 1)
1. Я буду задавать вопросы, и давать два варианта ответа. (карточки с цифрами взяли в руки) Карточка с цифрой 1 обозначает первый вариант ответа, с цифрой 2 второй вариант. (на каждый вопрос даётся 2 секунды). Надо набрать максимальное количество правильных ответов. А наше жюри будет подсчитывать правильные ответы на вопросы.
Ведущая: Ну что, молодцы. Приступаем к следующему заданию. (Дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «Животные и их детёныши»
Ведущая: Надо назвать семью животных (мама, папа и детёныш, отвечать надо быстро. Отвечать будем по порядку. (Ответы фиксирует жюри, за правильный ответ балл, во 2-ой тур проходит 6-8 участников.
Ведущая: Настало время слова жюри. Сейчас мы узнаем, кто пройдет в следующий тур.
Слово жюри
Музыкальная пауза песенка «Про следы» из м/ф «Маша и медведь»
Под музыку проводится игра с участниками на «Внимание». (Ведущий держит в руках картинки зайца, медведя, волка, лисы поочередно их поднимая. Участники выполняют движения, согласно картинке).
Медведь - топать, заяц - прыгать, лиса – хлопать, волк - АУ кричать!
2-й ТУР «Загадки»
Ведущая: Огромное спасибо детям, которые принимали участие в игре, но не прошли во 2-й тур. А мы пожелаем удачи всем тем, кто прошёл в следующий тур!
Итак, передо мной игроки, которые показали лучшие результаты в первом туре и будут бороться дальше за выход в финал.
Ведущая: В первом задании 2-го тура вам нужно отгадать животное и назвать какое это животное – хищное, травоядное или всеядное, чем оно питается, жилище.
(Презентация с загадками) 1-й слайд Дикие животные
2-й слайд. У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц)
3-й слайд. Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур перечла и с собой унесла. (Лиса)
4-й слайд Есть на речках лесорубы, в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобр)
5-й слайд Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
6-й слайд Серый, страшный и зубастый, произвел переполох.
Все зверята разбежались. напугал зверят тех (Волк)
7-й слайд У этих ловких кисочек, есть маленькие кисточки,
Они на кончиках ушей, у взрослых и у малышей. (Рысь)
8-й слайд Кто с высоких толстых сосен, в ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенёк, промелькнул, как огонёк (Белка)
9-й слайд Этот зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами
И с лепешкой на носу, роет землю он в лесу. (Кабан)
10-й слайд Этот хищник очень ловок, агрессивен и не робок,
Мелкой живности он враг - загрызет за просто так.
Вижу Вам нужна подсказка, это не хорёк, а. (Ласка)
11-й слайд Мой белый брат во льдах живет,и рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед и ягоду лесную. (Медведь)
Ведущая: С половиной заданий во 2-м туре справились, продолжаем дальше
Дидактическая игра «Чей, чьи, чья?»
Желательно использовать картинки с изображением хвостов, ушей, голов животных.
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех всё перепуталось: у зайца - хвост волка, у волка - голова лисы, у лисы - уши медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, уши, головы ответив на вопрос "Чей, чьи, чья?" За правильный ответ 1 балл.
Ведущая: Настало время слова жюри. Сейчас мы узнаем, кто пройдет в следующий тур.
Слово жюри
Физминутка «На водопой» (Приложение 3)
3-й ТУР «Размышляй-ка»
Ведущая: Огромное спасибо участникам, которые принимали участие в игре. А мы пожелаем удачи всем тем, кто прошёл в полуфинал!
Итак, передо мной игроки, которые будут бороться за выход в финал.
В следующем задании вам нужно угадать животное по следам, и провести по лабиринту.
(работа на листах: 1. нужно провести линию от следов к животному
2. лабиринт. (Приложение 4)
Ведущая: С заданием справились, молодцы. (Работы отдадим жюри,
Мы продолжаем дальше бороться за выход в финал.
В следующем задании вам нужно изобразить животное, а зрители должны угадать какое животное вы показали.
Ведущая: Очередной раз настало время слова жюри. Сейчас мы узнаем, кто вышел в финал. Слово жюри
Релаксационная пауза «Утро»
4-й ТУР «Брейн-ринг»
Ведущая: Поздравляем участников финала! Наступил последний тур нашей игры после которого мы узнаем кто же «Самый умный», кто же всё знает о животных нашего леса.
Итак следующее задание «Отвечай быстро…» (на ответ отводится 2-3сек.)
Ведущая: Каждому из вас я задам 5 вопросов вы должны ответить, жюри будет подсчитывать правильные ответы: (Приложение 5)
Ведущая: Хорошо, с половиной заданий вы уже справились. Для вас уже готово следующее испытание называется
Дидактическая игра «Кто я?» узнай по описанию (Приложение 6)
Жюри подсчитывает правильные ответы
Ведущая: А пока жюри подсчитывает итоги мы поиграем. Народ всегда с уважением относился к диким зверям, он уважал их за силу, быстроту, хитрость и находчивость. Сочинял о них разные сказки. Назовите сказки, где главные герои животные леса (Игра с мячом в кругу, ведущий кидает мяч поймавший должен назвать любое произведение (рассказ, сказка, стих….) в которых присутствует дикое животное)
Слово членам жюри. Подведение итогов. Награждение.
Ведущая: Вот и подошла к концу наша игра, вы ребята достойно выдержали испытания.
Молодцы! Мы говорим вам до свидания, до новых встреч!
Используемая литература:
С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства», 2004г.
Н. Ф. Виноградова «Дети, взрослые и мир вокруг», 1993г.
М. В. Лучич «Детям о природе», 1989г. Энциклопедии
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица для жюри. (на каждого члена жюри 4 таблицы)
ТУР №
Ф. И. участника № Задание 1 Задание 2
Приложение 2
Вопросы для 1-го тура.
1. Куда зайцу удобнее бежать?
1. с горы
2. в гору +
2. Какое животное самое крупное в нашем лесу?
1. медведь
2. лось +
3. Какой хвост у рыси?
1. длинный
2. короткий +
4. Что животным страшнее?
1. холод
2. голод +
5. Едят ли животные красивые опавшие листья?
1. да
2. нет + (листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).
6. Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе:
1. всеядные + (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они
питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными).
2. хищные
7. Самый крупный из зайцев в наших лесах.
1. Русак. +
2. Беляк
8. Животное - символ хитрости и ловкости.
1. Белка
2. Лиса +
9. Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес?
1. Медведь. +
2. Бобёр
10. В какое время суток рысь выходит на охоту?
1. Днём
2. Ночью
11. Кто к зиме собирается в стаи?
1. Волки +
2. Зайцы
12. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?
1. Лисе
2. Белке +
13. Какого зверя «ноги кормят»?
1. зайца
2. волка + (волк догоняет добычу, а не стережет ее в засаде)
14. Самый чистоплотный зверек.
1. белка
2. Барсук. +
15. Самое маленькое хищное животное обитающее в наших лесах?
1. Черногорка +
2. Барсук
16. Как называется жилище белки?
1. Нора 2. Дупло +
Приложение 3
Физминутка «На водопой»
Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок,Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой — косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. Останавилваются
Соотнеси стрелочкой животное с его следом. Приложение 4
Медведь Для жюри образец
Лось
Заяц
Лиса
Волк
Белка
Лабиринт.
Брейн – ринг Приложение 5 Вопросы для 4-го тура.
1-й игрок:
1. Санитары леса (волки)
2. Как называют зайчат родившихся осенью? (листопаднички)
3. Дикая лесная свинья. (кабан)
4. Жилище лисы (нора)
5. Черногорка хищник или травоядное (хищник)
2-й игрок:
1. Кто на зиму сбрасывает рога (лось)
2. Какого зверя ноги кормят (волка)
3. Сколько ног у рыси (у рыси лапы)
4. Заяц хищник или травоядное (травоядное)
5. Жилище белки (дупло)
3-й игрок:
1. Враг зайца из м/ф «Ну, погоди!» (волк)
2. Жилище медведя (берлога)
3. Лось хищник или травоядное (травоядное)
4. Чем отличается ласка от горностая (цветом хвоста)
5. Сколько ног у лисы (у лисы лапы)
4-й игрок:
1. Какой зверь считается хозяином леса (медведь)
2. Слепыми или зрячими рождаются зайчата (зрячими)
3. Белки впадают в зимнюю спячку (нет)
4. Жилище лисы (нора)
5. Волки воют потому что (голодные)
5-й игрок:
1. Самое опасное животное леса (рысь)
2. Почему заяц меняет окрас (защита)
3. Кто съел колобка в р. н. с. «Колобок» (лиса)
4. Как называется жилище бобра (нора)
5. Какие ноги у зайца длиннее (задние)
6-й игрок:
1. Как называют медведя который не впал в зимнюю спячку, (шатун)
2. Рыжая плутовка – про кого так говорят (лису)
3. пятнистая хищница - гроза лесов (рысь)
4. Жилище волка (логово)
5. Летом серый, зимой белый (заяц)
Приложение 6
Дидактическая игра «Кто я?» узнай по описанию.
«Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)
«У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
«Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)
«Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
«Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
«Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)
«Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка.)