мария сороколетова
Интеллектуальная игра по финансовой грамотности для детей 6-го года жизни «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и уточнить знания детей по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; умело отвечать на вопросы и отгадывать загадки;
- закрепить умение решать математические задачи, упражнять в исследовательской деятельности;
- обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, волчок.
Развивающие:
Публикация «Интеллектуальная игра по финансовой грамотности для детей 6-го года жизни „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Обучение грамоте. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- развивать умение слушать и слышать вопрос, умение обобщать; развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике; развивать речь, внимание, мыслительные операции;
- развивать мыслительную активность, логическое мышление, любознательность, зрительное восприятие
Воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям;
- формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Чтение познавательной информации из детских энциклопедий; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением, сбербанка, магазина, рынка, супермаркетов; беседы о нравственной культуре (общение, поведение, внимание); чтение художественной литературы - «Буратино», «Муха Цокотуха».
Оборудование: компьютер, музыкальный центр, столы, крутящийся волчок со стрелкой, конверты с вопросами и заданиями, фишки, эмблемы для команд, песочные часы, медали для награждения; купюры разной номинации; карточки, на которых изображены предметы: тарелка, шапка, конфета, машина, сапоги, мороженое, улыбка бабушки, солнце, тучка.
Воспитатель Дети, сегодня утром, придя в детский сад, Полина и Артем спорили между собой: «Зачем нужны деньги?». «Какие деньги лучше?». Всем остальным детям стало интересно тоже узнать ответы на эти вопросы. Я предложила провести интеллектуальную игру: «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называют участников этой телевизионной игры?
Дети: Знатоки.
Воспитатель: Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать и правильно давать ответы на все вопросы. В игре есть капитаны. Задача капитана – анализировать ответы и выбрать знатока, который будет отвечать на вопрос. Если ответ неправильный, то отвечать будет другая команда. За правильный ответ команда получает фишку. Итак, делимся на две команды.
Дети самостоятельно делятся на две команды.
Воспитатель: Я вижу, что команды готовы. Задача команд – придумать название и выбрать капитана.
Дети совещаются.
Воспитатель: Итак, первая команда «Купюра», капитан команды – Полина. Вторая команда – «Монета», капитан команды – Никита. Вот ваши эмблемы.
Воспитатель отдаёт капитанам команд эмблемы, игроки крепят их себе на грудь.
Воспитатель: Команды попрошу занять свои места за столами.
Звучит музыка, знатоки занимают свои места за столами. На столах стоят стойки, соответствующие эмблемам игроков. Разложены конверты по кругу стола, стоит волчок со стрелкой.
Воспитатель: Нам осень подарила праздник, а главный гость на нём – игра! Она наш друг, большой и умный, не даст скучать и унывать. Затеет спор весёлый, шумный, поможет новое узнать!
Воспитатель: Я попрошу капитанов команд подойти ко мне. Тяните жребий, кто первый будет отвечать.
Капитаны вытягивают цифры 1 и 2.
Воспитатель: Перед вами волчок со стрелкой, указывающий на конверт, в котором находится вопрос. А вопросы придумали дети и сотрудники нашего детского сада. Итак, мы начинаем игру!
Звучит музыка, раскручивается волчок той команды, которая первой начинает игру.
Воспитатель: Конверт №1. Вопрос для команды «Купюра».
Воспитатель: Вопрос прислала Настя И. – воспитанница группы «Светлячок». Внимание: «Уважаемые знатоки, отгадайте загадку и ответьте на вопрос».
Это - средство обращения
Это - средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. Что это?
Где можно найти точное определение? Что такое деньги?
Воспитатель: Одна минута на обсуждение.
Знатоки команды «Купюра» совещаются. Звучит музыка (удар в бубен).
Воспитатель: Внимание, правильный ответ!
Капитан команды «Купюра» - Отвечает Дима.
Ребёнок: Узнать что такое деньги можно в книгах и в сети интернет. Вот у нас есть книга (энциклопедия). Давайте посмотрим, что же такое деньги. «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы» Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюрами.
Воспитатель: Ответ правильный. За верный ответ команда «Купюра» получает фишку.
На мольберте размещены картинки купюр и монетки. Воспитатель размещает фишку напротив той команды, которая дала правильный ответ.
Звучит музыка, раскручивается волчок для второй команды.
Воспитатель: Конверт №1. Вопрос для команды «Монетка».
Воспитатель: Вопрос прислала Яна Владимировна – воспитатель подготовительной группы «Непоседы». Внимание, вопрос: «Уважаемые знатоки! Какие деньги удобны в обращении? Банкноты или монеты? Покажите опыт и докажите» [6, c.41]. Одна минута на обсуждение.
Знатоки команды «Монетка» совещаются. Звучит музыка (удар в бубен).
Воспитатель: Внимание, правильный ответ!
Капитан команды «Монетка»: Отвечает Артём.
Ребёнок: Банкноты делают из бумаги. Если ее намочить она размокает. Монеты не размокают в воде. Они твердые и сделаны из металла.
Возьмем на ладошки монету и купюру (банкноту). Банкноты легкие, а монеты тяжелые. Нужны нам и монеты, и купюры.
Воспитатель: Ответ правильный. За верный ответ команда «Монетка» получает фишку.
Звучит музыка, раскручивается волчок для команды «Купюра».
Воспитатель: Конверт №2. Вопрос для команды «Купюра».
Воспитатель: Вопрос прислала Оксана Ивановна – заведующий детским садом №2. «Уважаемые, знатоки! Отгадайте загадки?
Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.
Внимание вопрос. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Одна минута на обсуждение.
Знатоки команды «Купюра» совещаются. Звучит музыка (удар в бубен).
Воспитатель: Внимание, правильный ответ!
Капитан команды «Купюра»: Отвечает София.
Ребёнок: Доход семьи Крокодила Гены состоял: зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Ответ правильный. За верный ответ команда «Купюра» получает фишку.
Звучит музыка, раскручивается волчок для команды «Монетка».
Воспитатель: Конверт №2. Вопрос для команды «Монетка».
Воспитатель: Вопрос прислала Светлана Николаевна – старший воспитатель детского сада №2. Внимание, вопрос: «Уважаемые, знатоки! Герои каких сказок, мультфильмов покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги?»
Одна минута на обсуждение.
Знатоки команды «Монетка» совещаются. Звучит музыка (удар в бубен).
Воспитатель: Внимание, правильный ответ!
Капитан команды «Монетка»: Отвечает Диана.
Ребёнок: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Приключение Буратино или золотой ключик» и т. д.
Воспитатель: Ответ правильный. За верный ответ команда «Звёздочка» получает фишку.
Воспитатель: А сейчас, уважаемые знатоки, музыкальная пауза: игра «Денежный бал».
Воспитатель: Друзья! Я приглашаю вас на бал! Он сегодня не совсем обычный. Наверное, на денежном балу никто из вас ещё не бывал.
У меня есть копилка, в которой лежат денежные купюры. Выбирайте любую, возьмите её в правую руку, да сразу никому не показывайте. Начнём бал с приветствия: сначала лёгкими перебежками пройдемся по залу, помахивая купюрой, как веером. Музыка подскажет, в какой момент делать остановку, кивком головы приветствуя друг друга. При смене музыки показываем денежку, поднимая вверх, быстро находим такую же и в паре с ней кружимся, соединив свободные руки. А это будут левые руки, потому что, в правой руке мы держим купюру. Кто ошибётся, не сможет кружиться. Купюру можно взять и в левую руку, тогда кружиться придётся в другую сторону. Пусть решат сами участники.
Весь рассказ воспитатель сопровождает показом, поэтому всё проходит быстро и динамично.
Воспитатель: Бал начинается!
1. Звучит «Пиццикато» Л. Делиба (начало) и «Вальс» А. Гречанинова (2-я часть).
Воспитатель: Бал у нас ещё и сказочный. А в сказках всякое бывает, могут и разбойники ворваться. Ну что же, встретим таких гостей их же музыкой. Обменяемся купюрами, не глядя, спрячем за спину и пойдем врассыпную, вразвалочку. А дальше как обычно, будем искать себе пару.
2. Песня разбойников «Бяки – буки» (Звучит 2-й куплет со словами и проигрыш).
Воспитатель: Молодцы! Знатоки, занимайте свои места. Продолжаем игру.
Звучит музыка, раскручивается волчок для команды «Купюра».
Воспитатель: Конверт №3. Вопрос для команды «Купюра».
Воспитатель: Вопрос прислала Татьяна Владимировна – учитель-логопед. Внимание, знатоки, блиц-опрос! Отвечаем быстро, не обсуждая. Игра называется «Дополни предложение». Называется признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и монет. За правильный ответ – фишка.
Капитан команд «Купюра»: Отвечает Кирилл.
Воспитатель:
Монета круглая, а банкнота … (прямоугольная)
Банкнота бумажная, а монета (металлическая)
Монета звенит, а банкнота (шуршит)
Монета металлическая, а банкнота (бумажная)
Воспитатель: Ответы правильные. Команда «Купюра» получает фишку.
Звучит музыка, раскручивается волчок для команды «Монетка».
Воспитатель: Конверт №3. Вопрос для команды «Монетка».
Воспитатель: Вопрос прислала Юлия Юрьевна – учитель-логопед. Внимание, знатоки, блиц-опрос! Отвечаем быстро, не обсуждая. Игра называется «Наоборот». За правильный ответ – фишка.
Капитан команды «Монетка»: Отвечает Настя.
Воспитатель: Помощниками нам в этом будут экономические слова.
Я называю слово, а вы его «отражение»!
Покупатель – продавец
Покупка – продажа
Дорого – дешево
Доход – расход
Тратить – копить
Наличные – безналичные
Высокие (цены) - низкие (цены).
Воспитатель: Ответы правильные. Команда ««Монетка»» получает фишку.
Звучит музыка, раскручивается волчок для команды «Купюра».
Воспитатель: Конверт №4. Вопрос для команды «Купюра».
Воспитатель: Вопрос прислала Елена Петровна – воспитатель группы «Звукарики». Внимание, вопрос: «Уважаемые, знатоки! Предлагаю игру: «Что можно (нельзя) купить за деньги?» (карточки на которых изображены предметы: тарелка, шапка, конфета, улыбка бабушки, солнце, тучка). Одна минута на обсуждение.
Знатоки команды «Купюра» совещаются. Звучит музыка (удар в бубен).
Воспитатель: Внимание, правильный ответ!
Капитан команды «Купюра»: Отвечает Матвей.
Ребёнок: Солнце нельзя купить за деньги.
Воспитатель: Ответ правильный. Команда «Купюра» получает фишку.
Воспитатель: Конверт №4. Вопрос для команды «Монетка».
Воспитатель: Вопрос прислала Мария Федоровна – воспитатель группы «Бабочки». Внимание, вопрос: «Уважаемые, знатоки! Предлагаю продолжить игру: «Что можно (нельзя) купить за деньги?» (карточки на которых изображены предметы: машина, сапоги, мороженое, улыбка бабушки). Одна минута на обсуждение.
Знатоки команды «Монетка» совещаются. Звучит музыка (удар в бубен).
Воспитатель: Внимание, правильный ответ!
Капитан команды «Монетка»: Отвечает Влад.
Ребёнок: Улыбку бабушки нельзя купить за деньги.
Воспитатель: Ответ правильный. Команда «Монетка» получает фишку.
Воспитатель: А теперь последние конверты для капитанов. Первым на вопрос будет отвечать капитан команды «Купюра» - Полина. Открываем конверт, в нём вопросы прислала Оксана Ивановна – психолог детского сада №2. Игра «Веселые задачки» (словесная развивающая игра на развитие у дошкольников слухового внимания и логического мышления, быстроты реакции). Такая же игра предлагается капитану команды «Монетка» - Никите. За правильный угаданный предмет капитан получает фишку.
Воспитатель читает задачки:
1 вопрос. - Сколько рогов у двух коров? (4)
2 вопрос. - У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
3 вопрос. - Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? (4)
4 вопрос. - На столе лежало 3 груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (три)
Воспитатель: Уважаемые знатоки, вот и подошла к концу наша игра. Какой вопрос для вас был самым трудным? Интересным? Лёгким?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: Я хочу похвалить вас за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания. Успешно прошли все этапы игры. Все молодцы! И сейчас самый торжественный момент! Подсчитываем фишки.
Воспитатель: Я всех вас поздравляю! За ваши знания примите в подарок символ игры: «Что? Где? Когда?» - Умную Сову.
Звучит торжественная музыка, воспитатель награждает знатоков.
Литература.
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
2. Венгер, Л. А. Умственное развитие детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 2006. – 168 с.
3. Зябкина, И. Методика обучения игре / И. Зябкина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 124-125.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно- ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
5. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
6. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева. – Калининград: КОИРО, 2017. – 53 с.
7. Шатова, А. Д. Дошкольник и… экономика / А. Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 5-8.
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации регионального компонента в образовательном процессе