Ирина Орлова
Интеллект карты в работе с дошкольниками старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми дошкольного возраста применяется различные технологии и методики. Эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект - карт Тони Бьюзена.
Интеллект - карты – это уникальный метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более наглядным.
Задачи интеллект – карт :
Публикация «Интеллект карты в работе с дошкольниками старшего возраста» размещена в разделах
-развивать психические функции (внимание, память, мышление);
-стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
-развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
-развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
-развивать воображение и творческую активность;
-формировать преемственность между детским садом и школой;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
-способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект - карты :
• наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно.
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает запомнить лучше информацию).
Методика составления карты
Составление интеллект-карт предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1. Лист бумаги располагается горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения и так отводится больше места под рисунок.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
В интеллект-картах должно присутствовать много рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Интеллект - карту в работе с детьми вводится постепенно.
1 этап. Подготовительный
Знакомство детей с интеллект - картой
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
Сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.
Далее дети с помощью педагога составляют интеллект - карты по заданной теме.
2 этап. Основной
Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме.
3 этап. Заключительный
Планирование своей деятельности и осуществление самоконтроля.
1 вариант. Составление интеллект карты в начале изучения темы, для определения знаний детей по данной теме.
2 вариант. Составление интеллект карты в конце изучения темы, чтобы понять чему научились дети по данной теме.
К работе по составлению интеллект-карт могут привлекаться родители.