Светлана Ильина
Интегрированный урок по удмуртскому чтению и окружающему миру с использованием элементов критического мышления (4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный урок по удмуртскому чтению и окружающему миру в начальной школе с использованием элементов критического мышления (4 класс)
Тема урока : «Пайдаё эбек» («Полезная лягушка»).
Цели урока :
1) развивающий аспект:
-развитие речи учащихся;
-развитие навыков работы в группе, умение принимать коллективное решение и оценивать собственный ответ;
Публикация «Интегрированный урок по удмуртскому чтению и окружающему миру с использованием элементов критического мышления (4 класс)» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Удмуртия, мой край
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-развитие умения критически оценивать информацию;
2) воспитательный аспект:
-воспитание познавательной активности;
-воспитание уважения к окружающему миру;
-воспитание чувства уважения к братьям нашим меньшим;
3) познавательный аспект:
-формирование умения анализировать и систематизировать полученную информацию;
4) здоровьесберегающий аспект:
-создание и поддержание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке;
-предупреждение переутомления.
Оборудование:
Учебники: «Анай кыл» А. Н. Журавлёва для 4 класса, «Окружающий мир» А. А. Вахрушев 4 класс. Рисунок с изображением лягушки, карточки по систематизации полученной информации из прочитанных текстов, карточки с текстами для каждого ученика.
Хочу вас познакомить с уроком, на котором используются следующие приёмы : кластер, верные и неверные утверждения и чтение с пометками.
Итак, что такое кластер? Данный приём предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг неё – крупные смысловые единицы темы.
1стадия. Вызов. Этот приём может быть использован на стадии вызова, когда мы актуализируем имеющуюся у детей информацию о чём-либо. На данном уроке - о лягушке. Общий вопрос, который мы задаём детям, звучит так:
-Что вы знаете о лягушке?
На доске изображение лягушки (можно просто записать).
Далее учитель, получая информацию от учеников, систематизирует её и записывает в виде кластера. Если же дети затрудняются, то учитель должен сам давать направления для размышления :
1. Где лягушка может жить?
2. Чем питается?
3. Каково строение тела лягушки?
4. Как размножается?
5. Есть ли польза от лягушек?
На доске образуется кластер : (приложение № 1)
После образования такого кластера, учитель предлагает более подробнее поработать над вопросом:
-«Есть ли польза от лягушек?»
Чтение детьми текста из учебника «Анай кыл» «Пайдаё эбек».
Таким образом, у нас один кластер заполняется. После этого учитель предлагает детям обсудить некоторые записи. Например, просит поднять руки тех, кто уверен, что, например, если в бидон с молоком опустить лягушку, то молоко дольше не прокиснет. Тех детей, которые поднимают руки, просит аргументировать свою позицию (пояснить, почему они уверены в этом).
Количество поднятых рук подсчитывается и заносится в кластер. (+5)
Далее учитель просит поднять руки и высказаться тех ребят, которые не согласны с мнением предыдущих выступающих, голоса подсчитываются и тоже записываются в кластер (-7).
После этого выслушивается мнение сомневающихся и тоже записывается в кластер (3).
То есть обсуждаем не все записи в кластере, а по одному аспекту в каждой грозди. В ходе подобного обсуждения нарастает интерес к теме, желание проверить, кто же был прав, предлагая свою версию ответа.
Хочу познакомить с ещё одним приёмом, который также можно использовать в начале урока с целью мотивации учащихся, а также актуализации имеющихся у них знаний по той или иной теме. В технологии развития критического мышления он называется «Верные и неверные утверждения» (приложение № 2)
Каждый ученик получает таблицы и выражает своё мнение буквами Н или В (как верные и неверные).
Далее дети обсуждают получившиеся ответы в группе и с учителем.
2 стадия. Стадия содержания.
На этой стадии ученики работают с основной информацией, используя приём инсерт (чтение с пометками). В переводе с английского языка каждая из букв названия этого приё ма обозначает следующее:
I-interactive -самоактивизирующая
N-noting -разметка
S-system -системная
E-effective -эффективная
R-reading and -чтение и
T-thinking -размышление
На стадии содержания дети читают тексты и ставят на полях этого текста следующие пометки:
«+» - новое для меня;
«-«-не согласен, думал иначе;
«V» -уже знал
«?» -есть вопросы
После чтения каждому ученику предлагается заполнить таблицу с целью систематизации полученной из текста информации:
+ (новое) -(не согласен, думал иначе) V (уже знал)? (есть вопросы)
Такую таблицу каждый ребёнок заполняет самостоятельно. Записи в таблице должны быть максимально короткими (в виде ключевых слов или словосочетаний, надо следить за тем, чтобы учащиеся действительно учились выбирать главное, фиксировать это главное в виде записей. После этого вновь идё т работа в группе: обсуждение прочитанного. На доске учителем заполняется такая же таблица.
Вопросы, которые остались без ответов, можно использовать в качестве домашнего задания.
3 стадия. Стадия рефлексии. На данной стадии мы снова возвращаемся к кластеру. Учитель выдаёт ученикам заготовки новых кластеров, где дети заполняют его уже в исправленном виде, учитывая информацию, которую получили при чтении текста. Эта работа выполняется каждым учеником. Несколько человек в классе по желанию высказываются, что они изменили в своих кластерах и почему. Если на данном этапе какие-то вопросы остались спорными и нуждаются в дополнительной проверке, то эта работа осуществляется учениками дома. В конце урока также уместно обсудить источники информации, которые позволят детям найти ответы на возникшие у них вопросы.
Второй вариант завершения урока - учащиеся вновь возвращаются к своим верным и неверным утверждениям и с учётом новой информации, вновь оценивают их достоверность. Обсуждают в группе. Учитель вновь интересуется ответами учащихся.
В конце урока дети в качестве экологического воспитания могут просмотреть научно-документальный фильм «Водоёмы Удмуртии».
(Приложение № 1)
Приложение № 2
№ Народные суеверия, приметы, факты
1 Если лягушку пустить в бидон с молоком, оно дольше не прокиснет
2. Если потрогать жабу, то на руках появятся бородавки
3 Лягушки сбрасывают кожу как в сказке Царевна –Лягушка
4 Эту кожу используют ведьмы для изготовления зелья
5 Кто дружен с жабой, тому она приносит золото
6 В Токио и Париже есть памятники лягушке
7 Во многих графствах Англии есть специальные подземные переходы для лягушек
8 Во Франции люди едят лягушек
9 В Южной Америке живёт лягушка - ушастый листолаз. Её яд самый ядовитый на земле.
Приложение № 4
+ (новое) -(не согласен, думал иначе) V (уже знал)? (есть вопросы)
Приложение № 3
Лягушки.
Лягушки-земноводные, позвоночные животные, которые обитают вблизи водоёмов и проводят часть времени в воде, а часть времени - на суше. На воздухе земноводные дышат лёгкими. Дополнительно земноводные дышат через нежную кожу, которая покрыта защитной слизью и потому всегда влажная. Эта слизь обладает бактерицидными свойствами. Лягушки меняют кожу не меньше 4 раз в год, скинув одежду, они мгновенно заглатывают её, так как в нём очень много питательных веществ.
В лесу и на лугу часто встречаются травяные лягушки. Весной они откладывают икру в лужи талой воды. В икринке под защитой слизистой оболочки развивается головастик –личинка лягушки. Головастик-настоящее водное животное: есть жабры и хвостовой плавник. Через несколько недель у него вырастают ноги, а хвост уменьшается, появляется способность дышать лёгкими.
На суше лягушку привлекает обилие пищи. Она - ловкий охотник за насекомыми. Клейким языком она стреляет по пролетающим комарам. В Южной и Центральной Америке живут лягушки древолазы и листолазы. Эти лягушки очень ядовитые. Самый смертельный яд у них.
А ещё - лягушка любимый деликатес во Франции. Но едят её не все французы, так как это очень дорогой продукт, такой же, как красная или чёрная икра для русских. По вкусу мясо лягушек напоминает курятину, но с рыбными нотками.
В Париже и в Токио установлены памятники лягушкам. Это инициатива врачей и студентов – медиков.