Наталья Иванова
Интегрированный подход к проведению утренней гимнастики в ДОУ
Интегрированный подход к проведению утренней гимнастики в ДОУ
Каждая из форм физического воспитания, используемая в ДОУ, имеет свое специфическое назначение. Согласно принципам интеграции, отраженным в федеральном образовательном требовании, физическое развитие дошкольников должно осуществляться не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр и упражнений, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, утреннюю гимнастику и др.
Утренняя гимнастика – важная составляющая в ходе режимных моментов для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования положительных эмоций, двигательной активности.
Публикация «Интегрированный подход к проведению утренней гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Применение традиционных методов организации двигательной деятельности детей, форм проведения занятий и утренней гимнастики, традиционного оборудования не обеспечивает необходимой эффективности данного направления работы, интерес воспитанников к занятиям угасает.
В связи с данной проблемой, в нашем детском саду была разработана программа, целью которой является всестороннее и гармоничное развитие детей посредством утренней гимнастики через интеграцию всех образовательных областей
Безопасность: Формирование навыков безопасного поведения при использовании инвентаря.
Социализация:Развитие нравственных качеств, поощрение проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, поддержи и пр., побуждение детей к самооценке.
Труд: Участие детей в распределении и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.
Познание:Активизация мышления детей, игры и упражнения закрепляющие и обогащающие знания детей о флоре, фауне, анатомии, искусстве, о странах, знакомство с музыкой народов мира.
Коммуникация: Проговаривание действий и упражнений, поощрение речевой активности детей.
Здоровье: Оздоровительно-профилактические упражнения, самомассаж, дыхательные упражнения, упражнения для спины и ног, упражнения для глаз.
Художественная литература: Игры и упражнения по произведениям детских писателей, стихи, устное народное творчество (сказки, потешки, считалки).
Музыка: Ритмическая гимнастика, танцевальные упражнения, игры под музыку.
Программа направлена на реализацию следующих задач:
- обогащать знания детей в области биологии и географии (флора и фауна, анатомии, детской литературы, искусства (музыка и танцы народов мира);
- развивать физические и двигательные навыки, чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, музыкальный слух, память, воображение;
- формировать интерес к утренней гимнастике, здоровому образу жизни;
- воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, нравственные и эстетические качества;
- доставить детям чувство радости и ощущения успеха.
Для достижения поставленных целей и задач утренняя гимнастика проводится как в традиционной форме, так и в нетрадиционной. К каждой форме подбирается соответствующие по тематике упражнения, инвентарь, музыкальное сопровождение, танцевальные движения, оздоровительные комплексы, игры.
Понедельник.Традиционная гимнастика - выполнение общеразвивающих упражнений для укрепление костно-мышечного аппарата Спортивный инвентарь: ленты, обручи, гимнастические палки, скакалки
Вторник .Сюжетно-образная гимнастика- выполнение имитационных движений. Используются ИКТ, мультимедийные средства обучения, предметные картинки
Среда. Танцевальная гимнастика-выполнение танцевально-ритмических движений. Музыкальное сопровождение (детские песни, народная музыка) атрибуты (в соответствии с темой)
Четверг. Оздоровительная гимнастика-ходьба по лечебным дорожкам, оздоровительные упражнения для: опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, глаз. Оздоровительные дорожки, музыка
Пятница. Игровая гимнастика -игры разной динамики. Инвентари в соответствии правилом игры
Данная программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста и основывается на следующих принципах: учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей; системности и последовательности: от простого к сложному; наглядности и доступности.
В соответствии с программой работа над каждой темой проводится в течение недели с использованием разных форм. Так, в средней группе дети узнают об окружающих предметах и явлениях (двор, река, лес, луг, море, зоопарк, игрушечный магазин, цирк космос, в старшей группе дети знакомятся с народными якутскими и русскими сказками, в подготовительной группе дети путешествуют по республикам и странам (Якутия, Россия, Бурятия, Монголия, Грузия, Китай, Индия, Африка, Мексика, Греция).
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые и доступные им движения, так как использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения особенно у детей, не справляющихся с заданиями. С правилами игр необходимо заранее знакомить во время физкультурных занятий.
Огромную роль играет подбор музыкального сопровождения. Музыка вызывает эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому развитию детей.
В ходе наблюдений выявлено, что предложенная программа утренней гимнастики оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, физического и психического развития дошкольников, а также вызывает большой интерес к утренней гимнастике и желание участвовать в ней.