Папки-передвижки

Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста

Анастасия Симоненко
Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста

Аннотация.

В данной статье описывается необходимость в формировании навыков у подрастающего поколения нового типа отношения к окружающему ми-ру, природе на основе воспитания общей культуры личности, форми-рования самых лучших её качеств. Дошкольный возраст можно рас-сматривать как начальную ступень образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценно-стей.

Ключевые слова: интеграция, формирование, приобщение, ценности, подрастающее поколение.

Текст.

Публикация «Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошколь-ных образовательных учреждениях (ДОО) характеризуется возрастани-ем объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В не-дельные сетки непосредственно образовательной деятельности вводится дополнительное образование. При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на детей и, следова-тельно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Наряду с этим введение дополнительных занятий неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОО, что безусловно оказыва-ет отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предна-значенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны орга-низационно - методические подходы, которые позволили бы компенси-ровать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

Один из путей решения проблемы видится в обосновании методики за-нятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познава-тельных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной ак-тивности. Эта идея, высказанная И. М. Козловым (1996, завоевывает все большее число сторонников и находит экспериментальное подтвержде-ние.

Уральской государственной академией физической культуры города Челябинска (кандидаты педагогических наук С. Б. Шарманова, А. И. Фе-доров) разработана методика проведения интегрированных занятий – прогулок по экологической тропе по физической культуре, предусмат-ривающая сочетание выполнения физических упражнений с формирова-нием первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, природе и воспитанием основ экологической культуры.

В условиях своего детского сада мы используем данную методику для детей 4-7 лет. В режиме недели проводится три занятия по физическому развитию: два - в спортивном зале, одно - на свежем воздухе. Дополни-тельно проводится интегрированная прогулка по экологической тропе, структура которой близка к структуре интегрированного занятия – про-гулки, разработанного уральскими коллегами. Но акцент в наших про-гулках делается на развитие психических процессов на фоне двигатель-ной активности детей.

Особое место в настоящее время отводится непосредственно образова-тельной деятельности интегративного типа, которая предусматривает сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, иг-ровой и творческой.

Особенностями разработанной методики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста является следующее :

1. Интегрированная прогулка по экологической тропе детского сада проводится как итоговое мероприятие по закреплению ранее изученно-го материала с целью расширения кругозора, развития психических процессов, ознакомления с природой ближайшего окружения и форми-рования положительных личностных качеств ребёнка.

До начала таких прогулок по экологической тропе необходимо позна-комить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.

2. Содержание интегрированных прогулок, проводимых воспитателем, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре состав-ляют:

-рассказ учителя-дефектолога о наблюдаемом объекте

-рассматривание объекта, обсуждение, опыты, эксперименты, описание, умозаключения детей

-различные виды гимнастик, игровые упражнения для физического раз-вития, подвижные игры

-речевой материал, соответствующий наблюдаемым объектам: стихи, за-гадки, речёвки, чистоговорки и т. д.

Все игры и упражнения в рамках интеграции образовательных обла-стей подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей группы.

3. Игры, наблюдения, упражнения даются в разном сочетании; носят те-матический, сезонный характер.

4. Формирование первоначальных знаний о природе проводится в иг-ровой форме (например, можно использовать персонаж кукольного те-атра - Лесовичка, который проводит с детьми экскурсию по "своим владениям").

5. Такая интегрированная прогулка является частью дневной прогулки и может составлять до 40 мин. Поскольку в такой прогулке сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, иг-ровой, творческой, это не вызывает переутомления у детей.

При обеспечении определенных педагогических условий и использова-нии специальных организационно-методических приемов (соответству-ющих теме и содержанию прогулки загадок, пословиц и поговорок, сти-хов, песен и т. п.) успешно решаются задачи образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования и задачи специализированной коррекционно-развивающей программы.

Воспитательная направленность интегрированных прогулок по экологической тропе состоит в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых знаний об окружающем мире и природе, преобразования (природной среды и собственно себя, переживания (эстетического характера, возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов, а также в формировании интереса и мотивации к учебной деятельности в различных её формах.

Публикации по теме:

Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулкиРазвитие двигательной активности детей во время зимней прогулки Специалисты утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым и крепким. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Экскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать развитию наблюдательности и любознательности у детей старшего дошкольного возраста; способствовать расширению представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 10:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Симоненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД