Ольга Казакова
Интегрированные формы в контексте новых образовательных технологий по иностранному языку
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая учебная деятельность учащихся на уроке ИЯ имеет различные формы, которые продиктованы применением новых педагогических технологий.
Важной характеристикой современной образовательной парадигмы является ее инновационность. Инновационность - это открытость всему новому, с одной стороны, и реализация всего нового - с другой. Для системы образования инновация - это реализация естественного развития этой системы, реформирование системы образования в нужном обществу направлении.
Публикация «Интегрированные формы в контексте новых образовательных технологий по иностранному языку» размещена в разделах
Это значит и новое представление о целях обучения. Деятельность людей опирается на решение задач. Учить нужно именно этому - решению проблем, встающих перед каждой личностью. Чтобы уметь самостоятельно решать задачи, необходимо владеть многим: постоянно расширять свое информационное поле, владеть соответствующими методами и средствами, языками, ориентироваться в различных предметных областях. Естественно, что существенно возрастает значимость иностранных языков и обучения им на всех этапах жизни человека.
С точки зрения общей педагогики главными составляющими инновационного подхода к обучению является деятельностный подход в контексте личностно-ориентированной деятельности, образовательной парадигмы, идеология активного обучения, эффективное управление учебно-познавательной деятельностью.
Деятельностный подход уже достаточно прочно вошел в практику обучения в контексте личностно-ориентированного подхода.
В основе деятельностного подхода лежит представление о том, что функционирование и развитие личности, а также межличностные отношения опосредствуются целями, содержанием и задачами социально-значимой деятельности.
Активное обучение основано на том, что человек все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций, содержащих информационную неопределенность и неизвестность, что требует от него большей активности. Активное обучение направлено на организацию развития, самоорганизацию, самовоспитание и саморазвитие личности. Основной принцип активности обучения состоит в том, что учащийся рассматривается как активный деятель в учебном процессе, как творец своего знания. Естественно, что в такого рода обучении изменяется характер взаимодействия обучаемого и обучающего. Они становятся равноправными партнерами.
Эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся, которые являются субъектами процесса обучения.
Инновационное обучение предполагает возможность использования ряда психологических подходов, таких как:
-когнитивный;
-позитивный;
-эмоциональный;
-мотивационный;
-нейролингвистический;
-оптимистический;
-технологический.
Все они обращены к личности учащихся, но в основу каждого из них положен определенный аспект рассмотрения этой личности, и эффективность этих подходов в контексте личностно-ориентированной деятельности невозможна при изолированном применении каждого из них.
Когнитивный подход предполагает необходимость использования в обучении сведений о работе мозга и психических функциях человека.
Позитивный подход (психологический термин) подчеркивает положительную обратную связь, любопытство и веру учащихся в себя, свои силы.
Эмоциональный подход заключается в том что, научение через переживание более важно, чем накопление информации. Когнитивные процессы в инновационном обучении связаны не только с интеллектуальной активностью, но и с эмоциями.
Мотивационный подход делает акцент на значение мотивации в обучении. Известно, что чем сильнее мотивация, тем эффективнее деятельность.
Нейролингвистический подход учитывает развитие левого и правого полушария мозга человека. Система традиционного обучения направлена в основном на людей с более развитым левым полушарием, у которых развито логическое мышление. Система инновационного обучения направлена на правополушарных людей, у которых более сильно развито творческое образное мышление, интуиция и воображение.
Учет основных характеристик, лежит в основе выделения того или иного подхода, формирует следующие параметры инновационного обучения:
-высокое качество общения и взаимоотношений,
-знание учащимися целей обучения, стремление к положительным результатам,
-использование чувств и эмоций учащихся,
-внимание к обратной связи,
-гибкость.
Инновационное обучение в целом повлияло на инновационные процессы в языковом образовании. Это не только создание и распространение каких-либо новшеств. Но и преобразования, изменения в образе учебной деятельности учащихся, их стиле мышления, которые с этими новшествами связанны.
Целью обучения, организованного в инновационном режиме, является развитие у учащихся возможности усваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, развитие способностей к учебно-познавательной деятельности и ролевому и имитационному моделированию. То есть обучение становиться тесно связанным с творческим поиском, постоянным обогащением опыта учащихся, оно направленно на получение определенного социального результата. Таким образом, цели его обучения, цели обучения, носящие практический характер, получили несколько иное, более глубокое и в то же время личностное звучание. Их достижение невозможно без применения образовательных технологий, так как сам процесс обучения деятельности становится технологичным. Сам термин «технология» заимствован из производственной сферы. В технике термин «технология» обозначает взаимодействие, системную связь между всеми элементами, участвующими в определенном процессе. Это понятие переносится в систему образования. Областью применения образовательных технологий является обучение деятельности, а обучение иностранному языку в практическом аспекте представляет собой именно обучение иноязычной деятельности.
Для технологии характерна инструментальность и гарантированность достижения цели. В зависимости от уровня инструментальности можно говорим, о технологии или о методике. Инструментальность - это проработанность и алгоритмизация конкретных действий, начиная с постановки целей, определения этапов, шагов, операций, ведущих к цели.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, то говорят о методике. Если же она задается в достаточно жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.
Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. И технология, и методика обладают системностью, но идеальная технология обладает жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, не предполагает гарантированности достижения цели. То есть даже самая идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Идеальная технология и идеальная методика встречаются редко, любая дидактическая система в зависимости от уровней ее инструментальности может быть ближе либо к методике, либо к технологии.
Существует большое количество классификаций технологий. Все они по содержанию и структуре являются образовательными. Для реализации целей и задач языкового образования необходимо остановиться на следующих технологиях, как: технология развивающего обучения, природосообразные технологии, педагогические технологии на основе интенсификации и оптимизации обучения.
Педагогическим технологиям посвящены работы Гузеева В. В., Селевко В. Г. (классификация технологий, Полат Е. С. (информационные технологии, обще дидактические основы дистанционного обучения, метод проектов, Дмитриевой Е. И. (дистанционное обучение иностранным языкам, использование Интернета в обучении иностранным языкам, которые в разной степени и с разных позиций рассматривают проблему использования педагогических технологий.
Долгое время педагогическая технология рассматривалась как изучение, разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники. По сути своей она является содержательным обобщением, вбирающим в себя различные параметры, характерные современной системы обучения.
Научно-психологическая основа педагогических технологий была разработана П. Я. Гальпериным, в его теории поэтапного формирования умственных действий. Одним из воплощений педагогических технологий, относящихся к числу первых, можно считать программированное обучение, построенное на принципах теории бихевиоризма, когда учебная деятельность организуется по принципу: стимул - реакция - подкрепление.
Из программированного обучения педагогическая технология как система взяла ряд идей, в частности конструктивное описание целей обучения, идею управляемой, пошаговой организации учебного процесса. Важной характеристикой педагогической технологии является измеримость и воспроизводимость результатов.
Иностранный язык как предмет обучения активно использует различные технологии. Творческая учебная деятельность учащихся на уроке ИЯ имеет различные формы. Такие формы и диктуются применением на уроке новых педагогических технологий.
Почему именно на технологию сделана ставка в обучении иностранным языкам? Как уже было замечено выше, целью обучения при инновационном подходе является развитие у учащихся возможности усваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. То есть обучение тесно связано с творческим поиском, постоянным обогащением опыта учащихся. Оно направлено на получение определенного социального результата на всех этапах жизни человека, включая ранний этап.
Для обучения иностранному языку очень важна имитационная технология, так как дидактическая среда, наилучшим образом способствующая изучению иностранных языков, выстраивается на основе следующих принципов данной технологии:
-принцип проблемности;
-принцип личностного взаимодействия;
-принцип единства развития каждого участника и группы;
-принцип самообучения на основе рефлексии.
Специфика этой технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.
Следующие особенности этой технологии позволяют активно использовать ее в обучении иностранным языкам:
-деятельностный характер обучения;
-использование группы (коллектив - высшая форма развития группы) как средство развития индивидуальности.
Сущностью имитационной технологии является построение обучающей деятельности через формирование у обучаемых ценностных ориентиров, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирования, прогноза, анализа, рефлексии).
На уроке иностранного языка особенно приемлемы информационные технологии, так как само содержание предмета «иностранный язык» предполагает работу с информацией. Существует двоякая трактовка понятия «информационные технологии», как средство и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.
Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства, кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети для работы с информацией. В обучении иностранным языкам применяются:
-автоматизированные обучающие системы;
-интеллектуальные обучающие системы;
-интерактивные программы;
-технология мультимедиа, использование текста, графики, видео и мультипликации в интерактивном режиме;
-виртуальная реальность;
-гипертекстовые технологии; распространение и тиражирование электронных изданий словарей, учебников и учебных пособий; использование Интернета;
-дистанционное обучение.
Технология коллективной творческой деятельности также активно применяется в обучении иностранному языку. В ней заложено равноправное взаимодействие педагога и учащихся. Все связаны друг с другом общей познавательной деятельностью, весь учебный коллектив становится механизмом развития каждой личности в отдельности. Обучение по такой технологии ведется в интерактивном режиме взаимодействия обучаемого с преподавателем и обучаемых между собой и строится на основе ситуаций, носящих, как правило, проблемный характер.
В такой технологии деятельность рассматривается как:
-метод и средство взаимодействия;
-универсальная форма познания действительности;
-деятельность как функция (социальные роли учащихся).
Особое место на уроке иностранного языка занимает использование игр, которые всегда активно применяются в обучении иностранным языкам и носят интерактивный характер.
В первую очередь это обучающие игры (широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам).
Обучающие игры делятся на:
- организационно-деятельностные игры;
-ролевые игры;
-деловые игры (представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов);
-познавательно-дидактические игры.
Внутри обучающих игр устанавливается определенная иерархия по сложности. Наиболее простым является анализ и решение конкретных ситуаций, далее идут познавательно-дидактические игры, более сложными являются ролевые игры, деловые игры являются самыми сложными. При обучении иностранным языкам следует учитывать эти уровни сложности.
Все перечисленные технологии предполагают интерактивность различных форм обучения.
Иностранный язык как образовательный предмет особенно приемлет интерактивные формы обучения, потому что, обучая иностранному языку, мы обучаем коммуникации во всех возможных видах и на всех возможных уровнях. Это позволяет формировать у учащихся и у учителя культуру общения, диалоговую культуру. Только общение порождает взаимопонимание, доверие и поддержку, готовность к творческому взаимодействию. Только в диалоге могут реализоваться субъектно-субъектные отношения, которые были провозглашены, но не всегда проявляются на практике. Коммуникация (общение) предполагает постоянную обратную связь, реакцию собеседника, рефлексию и переосмысление. Это можно осуществить, работая в интерактивном режиме, будь то общение в Интернете, в режиме реального времени (в чате, конференции и круглые столы, дискуссии, либо общение учащихся на иностранном языке по электронной почте с зарубежными сверстниками.
Примером интерактивного обучения иностранным языкам с использованием информационных технологий являются различные обра-зовательные курсы в сети Интернет. Bсe эти курсы предлагают различные виды интерактивных заданий, предполагают обмен мнениями между учащимися разных стран, различные виды проектов, возможность школьного обмена. Можно прослушать интервью и высказать свое мнение, можно написать письмо-ответ на прочитанный текст, можно посетить виртуальную выставку модной одежды, сходить в магазин, посетить множество американских городов. Различные виды лексических и грамматических упражнений также предполагаю интерактивность, так как работы учащегося тут же оцениваются. Дается результат «верно-неверно», предлагается в случае необходимости повторить задание, высказывается одобрение за правильный ответ. Примером такой интерактивной формы работы на уроке английского языка в колледже может быть проведенный на втором курсе проект «Быть молодым в Европе» в рамках лексической темы «Молодежная сцена». В обсуждении проблем американской и российской молодежи на уроке иностранного языка могут быть затронуты такие вопросы, как:
-молодежные группировки;
-социальная и политическая позиция молодежи;
-музыка;
- мода;
-хобби, интересы;
-спорт.
Учащиеся с удовольствием примут предложение учителя, прочитать рассказы молодых людей-переселенцев из России в Америку и узнать почему они захотели покинуть Россию и остаться жить в Америке.
Это стало отправным моментом возникновения проекта. Учащимся можно предложить ситуацию получения письма по электронной почте, где будет изложено мнение ребят по поводу этих высказываний и их вопросы к русским ребятам.
-Отличаются ли русские от американцев? Чем? Какими людьми вы считаете русских?
-Есть ли различия между российской и американской молодежью (это касается хобби, планов на будущее, школьного образования?
-Как американская культура влияет на вашу жизнь? Слушаете ли вы американскую музыку и смотрите ли вы американские фильмы?
-У вас есть закон по защите молодежи? Что произойдет, если он не будет соблюдаться?
-Разделяете ли вы мнения переселенцев в Германию?
Такое обучение английскому языку можно с полной уверенностью назвать интерактивным и творческим. Обучение выйдет за рамки традиционного урока, так как оно продолжалось и в послеурочное время, дома, и в колледже. В подготовке могут быть использованы различные источники: книги, материалы из Интернета, электронная почта, личное мнение учащихся.
Предполагается, что в межкультурном общении учитель и учащиеся будут участвовать на равных с обеих сторон, и в такой интерактивной среде будет проходить подлинное обучение.