Виктория Алексеева
Интегрированное занятие Золотая осень
Цель:
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи:
• Учить составлять коллективную композицию.
• Располагать листья на листе ватмана с учетом их размера.
• Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки.
• Прививать любовь к родной природе через музыку, живопись, поэзию.
Материалы: нарисованные осенние деревья, кустарники; кисти, краска, осенние листья; салфетки; затушеванный лист ватмана с изображением неба и земли; осенние листочки для танца.
Публикация «Интегрированное занятие Золотая осень» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Предварительная работа: экскурсия в парк; наблюдение за осенними деревьями; беседа на тему "Золотая осень"; рисование осеннего пейзажа; рисование по представлению с передачей характерных особенностей для развлечен; разучивание танца и песни.
Зрительный ряд: репродукции картин: Е. Е. Волков "Октябрь", И. Э. Грабарь "Рябинка", И. И. Левитан "Осенний день", "Золотая осень", В. Д. Поленов "Золотая осень".
Музыкальный репертуар: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, «Наступила осень» О. Лыкова. «Здравстуйте» обр. Ложкина
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, украшенный на осеннюю тему встают в круг.
Исп. Песню- распевку «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас на праздник, а праздник наш называется "Золотая осень", посмотрите как красиво в нашем зале, все в желтых, оранжевых и красных листочках.
А сейчас прослушайте стихотворение:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют поля,
И птичьи повсюду звенят голоса,
А Лето пришло - все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды -
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлют поля.
О чем это стихотворение?
Дети: О временах года.
Воспитатель: Правильно, а какое сейчас время года на дворе?
Дети: Осень.
Воспитатель: Как вы определили, что это осень?
(дети называют сезонные изменения природы).
Воспитатель: А осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему она так называется?
(ответы детей).
Педагог уточняет - это когда погода солнечная, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов и оттенков здесь и ярко желтый цвет, оранжевый, бордовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный, яркий костер.
Воспитатель: Поздняя осень - когда небо пасмурное, много льет дождь, слякоть. С деревьев облетели листья, стволы намокли, потемнели, трава пожухла, на земле холодные, черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:
"Определите какую осень поэты описывают в стихах" - позднюю или раннюю:
Подарило солнце лесу свой подарок:
Побежал по кронам лучик не простой -
Лес преобразился, праздничен и ярок
Засверкал осенней, жаркой красотой.
Заплела березка косы золотые,
В желтых сарафанах липы встали в ряд,
Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,
И бордовый клену так к лицу наряд.
(ответы детей).
Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.
Гонит в небе облака, плещет серая река.
Птиц неслышно улетели.
Скоро заметут метели, зимний холод впереди:
А пока - дожди, дожди:
Какая осень описывается в этом стихотворении? С каким настроением вы слушали эти строки?
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрим, какую осень отобразили художники в своих картинах. Посмотрите на репродукции и назовите, на какой картине изображена ранняя - золотая и поздняя осень?
(Просмотр репродукций картин. Ответы детей)
Воспитатель: Как вы определили, какая это осень?
(ответы детей)
Муз. : Осень можно изобразить и в музыке П. И. Чайковский сочинил много музыки для детей и взрослых. Он создавал целые музыкальные альбомы, в которых было 10-12 и даже больше музыкальных произведений. Перед вами музыкальный альбом "Времена года". В нем 12 музыкальных пьес. Каждая пьеса -это один месяц в году. Поэтому все музыкальные пьесы имеют такое же название, как и называются наши календарные месяца: январь, март, апрель и т. д.
-Сегодня мы будем слушать музыкальное произведение П. И. Чайковского "Осенняя песня". Эту пьесу П. И. Чайковский сочинил про осенний месяц октябрь.
-Ребята, вам понравилось произведение? Какая, музыка? Хочется ли под неё танцевать? двигаться? (грустное, красивое.) - Что вы представили себе, когда слушали это произведение? Листы кружатся и ложатся на землю. В этой музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, уныло.
-Какая картина осени изображена в музыке?
Дети: Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер наступают холода.
Муз. Руководитель. Молодцы ребята, да в музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно уныло.
Ребята давайте мы с вами представим что мы осенние листочки, и потанцуем.
Импровизация «Танец осенних листьв»
Воспитатель: Ребята, сегодня вы станете художниками. И изобразите раннюю - золотую осень на картине. Я раздам вам краски и осенние листья….
дети красят листочки и делают отпечатки на ватман
Муз. руководитель: Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась, настоящая золотая осень. Ребята, понравилось вам быть художниками
А теперь все вместе споем песню о прекрасном времени года - осень!
Дети исп. Песню О. Лыкова «Наступила осень».
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад:
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Дети под музыку выходят из зала