Елена Ширинкина
Интегрированное занятие в старшей группе «Знакомство с календарём»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Познакомить детей с разными видами календаря (П);
• Закреплять знания детей о последовательности времён года (П);
• Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать (П);
• Продолжать формировать умения высказывать свою точку зрения (К);
• Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими времена года и их признаки (К);
• Закреплять навыки пения: начинать пение после музыкального вступления (М);
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Знакомство с календарём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• Развивать творческие способности детей, умение придумывать танец по заданному сюжету (М)
Материалы и оборудование:
• Макет календаря;
• Иллюстрация «Путаница» - времена года;
• Экран, проектор;
• Инструменты: колокольчики, свистульки, стаканы с водой, коктельные трубочки.
Ход:
(На фланелеграфе картина «Путаница»)
Дети заходят в зал, подходят к мольберту, педагог обращает внимание на картину.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Смогли вы точно назвать время года?
А почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, не возможно точно назвать время года, потому что все времена года перепутаны.
А с помощью чего можно узнать, какое время года?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: С помощью календаря мы узнаём какое время года.
Поднимите правую руку те, у кого есть дома календарь.
Воспитатель уточняет, какие календари есть у детей
Воспитатель: Календари бывают разные, а вы хотите их увидеть?
Пойдемте, я их вам покажу.
Дети садятся на стулья, напротив экрана, воспитатель включает презентацию «Виды календарей»
2 слайд: Первый календарь появился 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12, как 12 месяцев в году.
3 слайд: Через много лет люди придумали бумажный календарь.
Этот бумажный календарь появился 300 лет назад.
Он был сделан в виде книги.
4 слайд: Настольный календарь в форме пирамиды.
5 слайд: Настенные календари.
Листья этих календарей скрепляются между собой при помощи пружин. Этот календарь располагают на стене.
6 слайд: Календарь – «закладка». Этот календарь чаще используют школьники и студенты.
7 слайд: Отрывной календарь. Каждый лист календаря, отмечает один день, в конце дня лист отрывают. Закончились листья в календаре, закончен и год.
8 слайд: Карманный календарь. Маленький, удобный календарь, который можно носить в кармане или в сумке.
9 слайд: Перекидной календарь в виде домика. Листок такого календаря обозначает один месяц.
10 слайд: Календарь «Пазлы». Каждый день в течение года необходимо с календаря – игры снимать по одной фишке – дате, переворачивать её и ставить на место.
В конце месяца картинка собирается. На протяжение года собираются 12 картинок.
11 слайд: Магнитный календарь. Этот календарь делают из пластмассы с магнитами.
Воспитатель: Вы увидали много календарей, а давайте попробуем сами сделать календарь.
Воспитатель показывает макет календаря времён года.
Воспитатель: Я приготовила вам макет, он круглой формы, как наша планета, как круглы год.
Как вы думаете, почему он разделён на 4 части?
Дети высказывают свои предположения.
(Воспитатель подводит итог) :
Воспитатель: Правильно, потому что в году 4 времени года, каждый цвет относится к определённому времени года.
Как вы думаете, жёлтый цвет на какое время года указывает?
(Дети отвечают)
Правильно, осень!
Ребята, а какие вы знаете осенние месяца?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какой самый тёплый месяц?
(ответы детей)
Воспитатель: Сентябрь,
А самый холодный?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, ноябрь.
Назовите признаки осени.
(Дети отвечают)
Я предлагаю на нашем календаре отметить признаки осени, а поможет нам наша «Путаница».
Выберите те картинки, которые относятся к осени и прикрепите к макету
(Педагог приглашает детей к календарю наклеить осенние признаки на жёлтый сегмент круга календаря)
Муз. Руководитель: Ребята, а как вы считаете, осень весёлое или грустное время года?
(Дети отвечают)
Композиторы, которые сочиняют музыку и песни, чаще изображают осень грустной. Мы с вами тоже знаем песню об осени. Располагайтесь по залу.
(Дети исполняют песню «Осень», после песни садятся на стулья)
Какой характер нашей песни? Как мы её пели?
(Ответы детей)
(Воспитатель передвигает стрелку календаря на синий сегмент)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, к какому времени года подходит синий цвет?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: А у зимы тоже есть 3 месяца, кто знает, назовите их.
(Дети отвечают)
Воспитатель: Да, зимние месяца: декабрь, январь, февраль.
А эти месяцы холодные или тёплые?
(Ответы детей)
Муз. рук. Ребята, а чем вам нравится зима?
Чем вам нравиться заниматься зимой?
(Дети отвечают)
Зима весёлое время года. Самый волшебный праздник «Новый год» - зимой. А вспомните зимние забавы: лыжи, санки, коньки, снеговики. Как весело!
Вы хотите очутиться в зиме?
Девочки превращаются в снежинки, а мальчики надевают шапки, тёплые рукавицы. Внимательно слушайте музыку: под нежную лёгкую музыку будут танцевать зимние снежинки, а под весёлую, задорную музыку мальчики будут играть в снежки, кататься на лыжах.
Музыкальная игра-импровизация «Зима»
Отряхивайте снег, и присаживайтесь на стулья.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним и назовём признаки зимы.
(Дети отвечают)
Воспитатель: Давайте отметим их на нашем макете.
(педагог приглашает ребёнка к календарю)
(переводит стрелку на следующий сегмент – зелёный)
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года обозначает зелёный цвет?
Правильно, весна. У весны, как и у других времён года есть свои 3 месяца. Назовите их.
(Дети отвечают)
Воспитатель: Это март, апрель май.
Кто назовёт самый холодный месяц весны?
Самый холодный март,
Как вы думаете тёплый, какой месяц весной?
тёплый май.
Назовите признаки весны.
(Дети называют)
(Воспитатель предлагает ребёнку отметить эти признаки на календаре)
Муз. рук. А какие звуки мы слышим весной?
(Дети отвечают)
Правильно, это звуки капели, журчание ручейков, весёлая песня птиц, вернувшихся в свои гнёзда.
А мы с вами эти весенние звуки изобразим при помощи необычных инструментов.
(приглашает их подойти к столу, показываю колокольчик)
Муз. Рук. На что похож звук колокольчика?
- На звук капели.
(Предложить послушать звук коктельной трубочки в воде)
На что похож этот звук?
(Дети отвечают)
На журчание ручейка.
А эти свистульки помогут нам представить пение птиц.
(Муз. рук. предлагает детям выбрать инструмент.)
Оркестр «Звуки весны»
Воспитатель: Посмотрит на наш календарь, какое время года показывает стрелка?
(Дети отвечают)
Кто назовёт летние месяца?
Муз. рук. Летними месяцами восхищались многие композиторы. Известный композитор П. И. Чайковский сочинил музыкальное произведение, которое назвал «Вальс цветов».
Слушание произведения.
Что вы представили, когда слушали это произведение?
(Дети высказываются)
Муз. рук. Мне представилась цветочная поляна с разнообразными красивыми цветами, с цветка на цветок перелетают необыкновенные бабочки, пчёлы. Музыка торжественная, яркая.
Ребята, назовите признаки лета.
(Дети высказываются)
(Воспитатель приглашает ребёнка к календарю отметить картинками лето)
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?
Правильно, КАЛЕНДАРЬ.
Для чего нам нужен календарь?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Да, с его помощью мы с вами можем определить время года.
А этот календарь мы возьмём с собой в группу, и будем по нему работать.