Мальцева Оксана Яковлевна
Интегрированное занятие в старшей группе «В гости к ханты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать знания о быте, традициях коренных народов, их культуре, орнаментальном искусстве, их традициях и обрядах, легендах, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; воспитывать любовь детей дошкольного возраста к родному краю.
Оборудование и средства обучения: компьютер, проекционная система, костюмы для девочек ханты (национальный костюм народа ханты, выставка рисунков, плакаты «Женская одежда ханты», изделия ДПИ народов Югры.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „В гости к ханты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2019
Ведущими принципами отбора материала и конструирования хода мероприятия являются: краеведческий и нравственно-эстетический принципы. Материал насыщен произведениями фольклора (сказки, танцы, загадки, произведениями местных поэтов и писателей. В презентации показана красота Югорского края, культурный и духовный мир народов ханты и манси. Уделено внимание орнаментальному искусству и национальным видам спорта. Для визуального восприятия сказки, использовались иллюстрации, выполненные учителем.
Компьютерная презентация позволяет ярко, колоритно и лаконично представить весь материал мероприятия. Это вызывает интерес учащихся, позволяет им почувствовать свою сопричастность к культуре и истории Югорского края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Помимо теоретической части, в мероприятии используется практическое занятие по рисованию.
Таким образом, открытое мероприятие «В гости к ханты.» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение традиций и края, в котором они проживают, развитие личности младшего школьника.
«В гости к ханты»
Звучит хантыйская песня, на протяжении всего мероприятия идет слайд шоу
Слайд 1,2
Ведущая:
Мы с вами сегодня, друзья дорогие.
Начнём про Сибирь интересный рассказ.
Нас ждут на пути и увалы большие,
И тайны шаманов, и предков наказ.
Узнаем немало о нашей Сибири
И станет нам ближе родная земля.
Мы вскоре узнаем, как жили здесь люди.
Чем славится наша родная Югра!
Слайд 3
К нам в гости пришла девочка народа ханты – Ланки, ее имя переводится с хантыйского – Белочка. Она будет мне помогать провести наше мероприятие.
Ланки: Вуща вулаты! Это на языке народов ханты, Здравствуйте!
Слайд 4,5
Ведущая: Когда-то на северной земле под название Югра хозяевами были обские угры – остяки и вагулы, что означает «человек» - это древнее название народов ханты и манси. Отсюда и название нашего округа – Ханты-Мансийский.
Слайд 6
Ланки: Сегодня мы с вами побываем в гостях у моего народа – ханты. Мы узнаем, где живет мой народ, познакомимся с удивительным миром народного творчества, поиграем в интересные игры и будем отгадывать загадки народов ханты и манси. Мы посетим стойбище.
Слайд 7
Ведущая: А на чем же мы поедем в стойбище, на каком транспорте? Самое подходящее средство – это нарты, они везде проедут и в снег не провалятся. Но наши нарты почему-то не едут. Отгадайте загадку и нарты поедут.
Снег копытом звонким бьёт
Чудный ягель достаёт. Олень
Молодцы!
Слайд 8
Вот он – северный олень,
Белый словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Легок его бег.
Я сожму в руках хорей,
Только кину взгляд,
Только лихо крикну: «Эй!» -
Все скорее и скорей
Нарты полетят!
Слайд 9
Поехали!
Сюжетный этюд
Слайд 10
Вот мы с вами на стойбище ханты. Дом, в котором живут ханты, называется чум. В нем тепло и уютно, ведь чум покрыт оленьими шкурами.
Игра «Чум»
Слайд 11-14
И одежду ханты тоже себе шьют из оленьих шкур. Посмотрите, какие нарядные одежды! Потому что сегодня праздник. Люди оделись в самые красивые одежды. Когда вы идете на праздник, вы тоже красиво одеваетесь.
Слайд 15-20
А у ханты одежда особенная, посмотрите, какие на ней необычные узоры. Такой узор называется орнамент. В узорах воплотились явления природы. Любимые орнаментальные мотивы ханты — следы зверей на снегу: след белки, лисы, бобра. Все это отразилось в орнаментальном искусстве. Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх
тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.
Показ орнаментов «глухарка сна», «медведь», «след белки», «хвост тетерева», «заячьи ушки», «чешуя окуня».
Слайд 23
Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Ханты знают очень много загадок, угадайте их!
Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. Белка
Ходит, а следов не видно. Рыба
В густом лесу два уголька носит. Заяц
Олень от них убегает - а они не отстают. Нарты
Слайд 21
Ланки:
Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб
Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.
Ланки: будто вышивая сумочку, читает стихи
Летающая птица
Как проведет крылом,
Так и я сумею изобразить ее.
Ходящий по земле зверь,
Как протянет ногу свою,
Так и я сумею скопировать –
Такая я умелая мастерица.
Слайд 22
Ведущая: Такую песню поет мастерица, когда вышивает узор. Но такие узоры можно увидеть не только на одежде, но и на других предметах быта. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают обувь, туеса, пояса, сумки и другие предметы быта.
Практическая часть: создание оберега с хантыйскими орнаментами
Слайд 24
Мы узнали много интересного о народах ханты. А вы знаете ребята о празднике "Вурна хатл" Это Вороний день - день прихода весны, традиционно празднуется в день прилёта ворон.
Слайд 25
Ланки: С ее именем – Вороны месяцем – многое было связано.
И первое дыхание весны.
И первое тепло.
И первая улыбка весны.
И первые проталины.
И первые ручьи.
И первые оленята в стаде.
И первые ростки зелени.
Все – первое.
Ланки: Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Вороний день - любимейший праздник нашего народа.
Слайд 34
Ведущая: В представлениях ханты Ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовят мясо оленей и рыбу, ходят друг к другу в гости, угощаются, танцуют традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц. Танцы исполняли женщины, закрыв лица плакатами. На краю деревни ставят стол, а на него - жертвенную пищу для ворон.
Ведущая: Ребята, Ланки хочет посмотреть, как вы умеете рисовать. Ваши рисунки Ланки отвезет в свое стойбище и покажет сородичам.
Слайд 38-42
Посмотрите, какие сказочных ворон нарисовали художники! Давайте и мы нарисуем Ворону, и пусть она у нас будет нарядная, веселая и сказочная. И не забывайте, что Вороний праздник – это праздник народов Севера, а значит и наша Ворона должна быть одета в национальную одежду.
Объяснение основ рисования вороны.
(Техника безопасности при работе)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли вам наше путешествие? Чтобы вы хотели пожелать Ланки на прощание? Что нового сегодня узнали?
Все молодцы, все внимательно слушали и нарисовали такие замечательные рисунки! (Ланки развешивает рисунки на доске)
Слайд 43
Вот и поиграли, как в тайге побывали.
А теперь пора и нам отправляться по домам.
Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.
Ланки: Паям волум – до свидания или «Еще доброй жизни»!