Ольга Баржина
Интегрированное занятие в средней группе «Моя семья — моё богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Взаимодействие семьи и детского сада, тесное сотрудничество родителей и воспитателей играет важную роль в процессе обучения и развития детей.
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе „Моя семья — моё богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Проводя беседы с детьми, выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, а некоторые не знают имён бабушек и дедушек, не говоря уже о семейных традициях. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Возникла идея нашего занятия «Моя семья – моё богатство», чтобы строить наши дальнейшие взаимоотношения в любви и согласии.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья - моё богатство»
Цели:
• расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности;
• создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы;
• воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;
• научить называть свою фамилию, имя и отчество родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Воспитательная:
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека;
• формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
• воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Обучающая:
• формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
• совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Развивающая:
• развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
• закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
• развивать понимание логико-грамматических конструкций;
• учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Предполагаемый результат:
Воспитать чувство гордости за свою семью и любви к её членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, их взаимодействие с детьми, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Оборудование и материалы: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
План - конспект занятия
Организационный момент
Воспитатель: "Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. "
Объявление темы
Воспитатель: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья :
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий,
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
Воспитатель: Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Дети: Семья.
Воспитатель: А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям и тема нашего занятия «Моя семья – моё богатство».
Вводная часть
Воспитатель: Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Основная часть
Развитие лексико-грамматических категорий.
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Воспитатель: Мальчик для папы и мамы кто?
Дети: сын.
Воспитатель: Мальчик для дедушки и бабушки?
Дети: внук.
Воспитатель: Девочка для папы и мамы?
Дети: дочь.
Воспитатель: Девочка для дедушки и бабушки?
Дети: внучка.
Воспитатель: Папа для дедушки и бабушки?
Дети: сын.
Воспитатель: Мама для дедушки и бабушки?
Дети: дочь.
Воспитатель: Мальчик для девочки в семье кто?
Дети: брат.
Воспитатель: Девочка для мальчика в семье кто?
Дети: сестра.
Воспитатель: У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
Воспитатель: А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Воспитатель: Мама (какая)
Дети: добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная
Воспитатель: Папа какой?
Дети: строгий, умный, сильный
Воспитатель: Бабушка какая?
Дети: старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая
Воспитатель: Дедушка какой?
Дети: старый, мудрый, седой
Воспитатель: Сестра какая?
Дети: весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Воспитатель: Брат какой?
Дети: сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный
Составление генеалогического древа.
Воспитатель: Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети: Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель: Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама.
В серединке я как раз,
Сколько будет вместе нас?
Дети: Трое. Семья.
Воспитатель: Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Воспитатель: Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Воспитатель: Мой папа красивый,
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Воспитатель: Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Воспитатель: Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Воспитатель: Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Воспитатель: Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.
Воспитатель: Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
Беседа "Детский сад - моя вторая семья".
Воспитатель: Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи?
Дети: Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель: А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства?
Дети: Потому, что мы любим своих родителей, мама и папа любят нас.
Воспитатель: А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: Детский сад.
Воспитатель: А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? Дети: да.
Заключительная часть
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Выводы:
Благодаря занятию повысился интерес родителей к деятельности группы и желание детей посещать детский сад. Активизировался словарь детей. Сформировалось чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи между детьми, чувство гордости за свою семью и любви к её членам, знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников, повысилась педагогическая культура родителей, их взаимодействие с детьми, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Список используемой литературы
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика-синтез, 2011.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.
3. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М. : ЦГЛ. 2006.
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М. : Мозаика-синтез, 2010.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010.
6. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. М. : Мозаика-синтез, 2009 – 2010.