Елена Куркина
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Незнайка на ярмарке мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Незнайка на ярмарке народных промыслов России" для детей подготовительной группы
Куркина Е. А. воспитатель МБДОУ д/с №3 «Светлячок» г. о. Красноармейск.
Цель: расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Незнайка на ярмарке мастеров“» размещена в разделах
Закрепить знания детей о следующих народных промыслах: гжель, хохлома, жестовое, дымка.
Тренировать детей в умении вырезать и наклеивать дымковские узоры на трафарет из бумаги, развивать чувство вкуса, мелкую моторику рук.
Прививать привычку доделывать работу до конца.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: заучивание стихов, знакомство с хохломской росписью, дымковскими игрушками, гжельской росписью, знакомство с процессом изготовления валенок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на выставку народного творчества. Наша страна Россия славится своими мастерами – умельцами. Издавна людьми в разных концах света были изобретены предметы посуды, одежды, различные игрушки. Всё это делается из глины, дерева, ткани, металла и служит людям для удобства в быту. Но есть на Руси такие мастера, которые умеют обычные предметы превращать в сказку, делать из повседневных предметов произведения искусства. Сегодня мы рассмотрим предметы некоторых народных промыслов.
Вбегает Незнайка.
Незнайка : Помогите, помогите! Ой, опоздал! Беда!
Воспитатель: -Это ты, Незнайка? Что у тебя случилось?
Незнайка : -Всем коротышкам в Солнечном городе объявили: «Приезжает Ярмарка мастеров!». Я так хотел попасть на неё, посмотреть изделия и что-нибудь купить на память. Но вечером долго читал сказки, а утром проспал. Ярмарка уехала!
Воспитатель: - Не расстраивайся, Незнайка! Мы тебе поможем. У нас как раз сегодня проходит выставка народных промыслов России. Что тебе интересно – спрашивай. Ребята тебе всё расскажут.
Воспитатель: -Незнайка, что ты дрожишь?
Незнайка : Ребята, пока я к вам бежал, очень замёрз. Особенно замёрзли ноги.
Воспитатель: -На дворе зима, сугробы, а Незнайка в ботинках! А знаешь ли ты, Незнайка, самую популярную на Руси зимнюю обувь?
Незнайка : -Кроссовки!
Воспитатель: - А вот и не угадал! Кто из вас, ребята, знает национальную зимнюю обувь, которая славится во всём мире и спасает людей в лютые холода?
Дети: Валенки!
Ребё нок:
Валенки сваляли
И Андрюше дали.
Носи, носи, Андрюшенька,
Зимой и летом, душенька!
Носи, ножки не морозь
Хоть с галошами, хоть врозь.
Выйдет в поле в зипуне
Наш Андрюша на коне -
Минус тридцать нипочём,
Коли валенки на нём.
Воспитатель: -Ребята, расскажите, как делают валенки. (Ответы детей)
Дети и Незнайка рассматривают на слайде изображения валенок.
Воспитатель: -Дети, чтобы Незнайка согрелся, я предлагаю поиграть с валенками.
Подвижная игра «Пара валенок»
Дети строятся парами в колонну по два. Все пары должны по очереди пробежать дистанцию в одной паре валенок на двоих. Воспитатель даёт два валенка большого размера первой паре. Каждый ребёнок из пары обувает один валенок. Первая пара оббегает конус или стул на другом конце зала, прибегает обратно, снимает валенки и передаёт их следующей паре детей.
Воспитатель с Незнайкой подходят к столу с хохломскими изделиями.
Незнайка : Как красиво!
Воспитатель: Незнайка, ты знаешь, что это за посуда, откуда она к нам пришла?
Незнайка : Нет.
Воспитатель: Ребята, расскажем незнайке?
Ребенок:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома
Золотая хохлома.
Воспитатель: -Ребята, из чего хохломские мастера делают свои изделия.
Дети: - Из дерева.
Воспитатель: - На какие предметы наносят хохломской узор? (на мебель, посуду)
Воспитатель: -А сейчас, Незнайка, ты увидишь ещё один русский промысел. Дети, подскажите, как он называется?
Дети: Гжель.
Ребё нок: - Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Воспитатель: Ребята, как называются элементы гжельской росписи? (травинки, точки, кайма, цветы, лепестки)
Какой материал используют для Гжельских поделок? (глина)
Какие цвета используют мастера Гжели? (белый, синий)
Какие предметы в основном изготавливают Гжельцы? (посуду, фигурки людей и птиц, зверей, игрушки)
Воспитатель: Незнайка, наши дети уже знакомы с Гжелью и Хохломой. И сейчас я предлагаю поиграть, повеселиться, а заодно закрепить умение различать эти два самых известных промысла России.
Подвижная игра с детьми «Порядок в музее».
Дети строятся в две команды в одной стороне зала. На другой стороне зала стоит стол с хохломскими и гжельскими изделиями по количеству детей. По обе стороны от детей строятся родители в линии от старта до стола с изделиями народных промыслов. Родители – это витрины в музее. Воспитатель говорит детям о том, что в музее был ремонт и все экспонаты поставили на один стол. Детям же нужно разобрать и поставить в разные витрины Хохлому и Гжель. Дети одной команды по очереди будут подбегать к столу, выбирать только изделия Гжели и ставить их на ладони родителей, стоящих с их стороны. Дети другой команды выбирают на столе изделия хохломских мастеров и выставляют на витрину (на ладони родителей) со своей стороны.
После игры Незнайка подходит к следующему столу.
Незнайка : -Ой, а это, что за фигурки?
Воспитатель: -Это дымковские игрушки. И про них ты ничего не знаешь?
Незнайка : -Не знаю. Ребята, расскажите мне, пожалуйста.
Ребенок: -У этих игрушек, у этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов, завитушек,
Колечек и точек, и разных кружков.
Воспитатель: -Незнайка, мы с детьми украсили дымковские игрушки и хотим тебе подарить их на память.
Воспитатель достаёт коробку с предполагаемыми игрушками. Она оказывается пустая. На дне лежит письмо.
Воспитатель: -Смотрите, здесь письмо какое-то. Так, посмотрим…адрес верный, наш указан детский сад, группа «Незабудка».
«Я, Баба-Яга, украла все ваши дымковские игрушки. Хочу, чтобы у меня в избушке было красиво.»
Воспитатель: -Что же нам делать?
Незнайка : Я придумал. Надо заново всё нарисовать.
Воспитатель: Все верно. Ребята, вы согласны? Тогда берите фигурки, проходите в мастерскую и исправим проказы Бабы-Яги.
Дети садятся за столы и начинают работать.
Воспитатель: -Дети, не забывайте о том, какие цвета использовали дымковские умельцы и какой орнамент.
Дети рассаживаются за столы. У каждого ребёнка есть кисть, гуашь жёлтая, красная, синяя, зелёная и чёрная, трафарет дымковской игрушки, стаканчик-непроливайка с водой и салфетка. На экране перед детьми демонстрируются варианты дымковских узоров. Дети сами выбирают узор и необходимые цвета для росписи игрушки.
По окончании работы Незнайка хвалит детей.
Воспитатель: -Ну вот, Незнайка, посмотри, какие красивые и разные дымковские игрушки получились у наших мастеров. Выбирай любую.
Незнайка : -А можно, я возьму все и подарю их своим коротышкам в Солнечном городе.
Воспитатель: - Конечно, но прежде давай сфотографируемся на память с мастерами и их игрушками.
Все участники мероприятия фотографируются.