Лидия Рахибовна Кондратьева
Интегрированное занятие «В гостях у Феи музыки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : «Познаём мир»
Тема: «Музыкальные инструменты»
Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать творческие и музыкальные способности детей на основе синтеза различных видов искусств.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Учить различать тембр их звучания.
Публикация «Интегрированное занятие „В гостях у Феи музыки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2. Закреплять знания детей о предшественнике фортепиано (клавесин) и других старинных музыкальных инструментах : лютне, гуслях, балалайке.
3. Познакомить с новыми шумовыми инструментами и способами игры на них (трещотка, рубель, сорока, коробочка и др.). Создавать условия для самостоятельных музыкальных импровизаций и совместного исполнительства.
Программное содержание:
1. Создавать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребёнок мог бы почувствовать себя музыкантом.
2. Развивать способность слушать и наблюдать, высказывать свои впечатления.
3. Создавать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей музыкальных инструментов.
4. Учить детей понимать дирижёрские жесты, развивать способность детей в игре в ансамбле под управлением дирижёра.
5. Развивать умение творчески передавать свои впечатления в игре на музыкальных инструментах, пении, поэтическом слове, танце.
6. Развивать речевые способности детей.
7. Воспитывать чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку и эмоционально откликаться на неё.
Оборудование:
Создание мини – музея музыкальных инструментов и игрушек, видеофильм «Петя и волк» С. С. Прокофьева, видеослайд с фотографиями и видеосюжетами старинных музыкальных инструментов, набор новых шумовых инструментов (трещотка, рубель, коробочка, удочка с колокольчиками, бич – хлопушка, вертяшка, гремотуха, сорока); русские народные костюмы: сарафаны, рубашки.
Предварительная работа:
- знакомство детей со старинными музыкальными инструментами (просмотр видеослайдов и видеосюжетов,
- просмотр видеофильма симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева,
- разучивание с детьми частушек, хороводных игр, русских плясок, обыгрывание шумовых инструментов.
Ход занятия:
Фея: Я – Фея музыки, друзья,
Меня, надеюсь, вы узнали.
Я снова видеть рада вас
В уютном нашем зале.
Сегодня мы отправимся с вами в необычное музыкальное путешествие – в страну музыкальных инструментов. Вы познакомитесь с новыми инструментами, расскажете, что знаете о них, научитесь быть дирижёрами и музыкантами. Кто ответит: кого называют музыкантом, дирижёром? Кто пишет музыку? Вы правильно ответили на мой вопрос – молодцы!
Прекрасна музыка! Ей снова
Мы распахнуть сердца готовы,
Царицей музыку зовут,
И королевой величают.
Служить ей – это тяжкий труд,
Но радость каждый получает.
И мы с вами постараемся получить радость и удовольствие от нашей встречи.
Загадываю загадку:
Оно большое, как комод,
Под крышкой музыка живёт.
А маленькие дамы на нём играют гаммы. (фортепиано, пианино)
Дети отгадывают загадку, подходим к пианино. Это наш любимый инструмент. Он помогает нам петь песни, танцевать, играть в игры, этот инструмент может быть «весёлым» и «грустным». Можно сыграть отрывки «Клоуны» Кабалевского, «Мазурку» Гречанинова. Как называется этот инструмент? (пианино) А вот брат нашего пианино (показ видеослайда рояля). Что это? (это рояль). Мы можем его увидеть по телевизору в концертных залах. Наше пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника, занимает меньше места, его удобно ставить дома, в нашем музыкальном зале; но звук у него слабее, чем у рояля, поэтому для большого помещения используют рояль. И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, причём, одни и те же пьесы. Играют по нотам, которые написаны для фортепиано. В чём же дело? Почему такое название? (форте – это громко, а пиано – тихо). Правильно! А какой инструмент появился раньше, чем фортепиано? (Слушаем аудиозапись звучания клавесина). Правильно – клавесин. Клавесин можно назвать дедушкой фортепиано и рояля. На какой инструмент по форме похож клавесин? (Просмотр видеослайда с фото клавесина). На рояль, молодцы, вы правильно заметили – струны клавесина были разной длины, это определило его форму, которая пришла к роялю. Посмотрите внимательно: «Чего нет у клавесина? (педалей). А для чего служат педали? (если нажать на левую педаль, звук становится тише, а если нажать на правую педаль – какой звук? (продемонстрировать, звук становится громкий, звучит долго). Есть фортепиано, у которых три педали. Если нажать на третью педаль, то звук будет походить на звучание клавесина. Спасибо мастерам, что они придумали такой замечательный инструмент – пианино, без которого мы с вами не можем обойтись. И сегодня оно поможет нам спеть веселые частушки.
Эй, девчонки – хохотушки
И ребята – молодцы,
Запевайте -ка частушки
Веселитесь от души.
Дети исполняют частушки про детский сад.
Продолжим наше путешествие в страну музыкальных инструментов? Приглашаю детей занять места перед телевизором. Стихотворение про оркестр.
Оркестр симфонический
Вас может угостить :
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической.
Всех инструментов голоса
Сольются, и тогда.
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как дрова трещат в огне,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица.
(Л. Яковлев)
Давайте вспомним группы инструментов симфонического оркестра. Дети называют: струнные смычковые, ударные, духовые. Вы правильно ответили на вопрос. (Просмотр отрывка видеофильма симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева).
Подойдём к стеллажам и найдём эти инструменты. Я буду вам подсказывать, а вы находите соответствующий инструмент, слушайте внимательно и думайте:
В ней – слышите? – душа живёт,
Она и плачет, и поёт,
Изящно, тонко, горячо,
Когда подставишь ей плечо.
(Н. Пикулева)
Молодцы, правильно – это скрипка! Кто нам расскажет о скрипке? (Скрипка относится к группе струнные смычковых инструментов, у них изящный корпус с тонкой талией, смычок состоит из трости, на которую натянут конский волос). Для чего нужны колки? (для настройки инструмента). А какой голос у скрипки? (нежный, трепетный, певучий). Назовите родственников скрипки. (Виолончель, контрабас). Дети находят их на картинах. Правильно, это семейство струнно-смычковых инструментов. Звук из них можно извлечь, воздействуя смычком на струны.
Следующая группа инструментов :
Кто это? Бум!
Кто это? Бах!
Кто это прячется
В медных котлах?
- Гром! – отвечают подружки,
войлочные колотушки.
(Н. Пикулева)
Правильно, это барабаны! В оркестре их называют литаврами. Дети рассказывают (ударные инструменты, звук получается от ударов специальными палочками из дерева, голос сильный, громкий, четкий). Молодцы, вы на отлично справились с заданием. А как вы думаете, какие инструменты появились раньше: струнные или ударные? Дети высказывают предположения. Чтобы дети не спорили, предлагаю отгадать загадку:
Чтоб на нем нам поиграть,
Ноты можно и не знать,
Палки в руки мы возьмем,
Посильней его побьем. (барабан)
Ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным инструментом может быть любой твердый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, постукивая палками о сухую деревяшку или камнем о камень. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что если кожу животного натянуть на широкий сосуд и ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так и появился первый барабан, а затем и бубен. Давайте найдем еще ударные инструменты. Дети находят и называют: металлофон, ксилофон, ложки. Молодцы, вы отлично справились с заданием. Осталась еще одна группа музыкальных инструментов.
То изящна, то груба
Оркестровая. (труба)
Расскажите об этих интересных инструментах. дети рассказывают (духовые инструменты, музыкант дует в инструмент, чтобы он играл). Правильно, это духовые инструменты. Звук в них возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Назовите еще инструменты из этого семейства. (Флейта, гобой,
кларнет, тромбон, волторна). А предшественником всех духовых инструментов является. дудочка! Правильно молодцы!
Оркестр – это хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром. Как его называют? Правильно, дирижер! Дирижер может заставить оркестр играть так как он этого хочет, хотя при этом он не произносит ни одного слова. Чем дирижер пользуется, когда управляет оркестром? (палочкой).
Проводится игра «Найди своего дирижера». Выбираются три дирижера, они встают в центр круга. Дети берут инструменты по желанию: духовые, ударные, шумовые; встают вокруг своего дирижера (звучит русская народная музыка по выбору музыкального руководителя). Дирижер первого круга взмахивает палочкой – играют дети, например, на духовых инструментах, аналогично 2 круг, 3 круг, по очереди. На 2 часть играют все вместе. По окончании музыки «Музыканты закрывают глаза, «дирижеры» перебегают на другое место, по команде: «Раз, два, три, дирижера ты найди!» музыканты быстро встают вокруг своего дирижера.
Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические, струнные, духовые, шумовые, оркестры русских народных инструментов и мы с вами уже знакомы с ансамблем старинных ударных инструментов (дети вспоминают, какие инструменты звучали в ансамбле). Я вам уже рассказывала, что люди раньше собирались и музицировали на инструментах, которыми владели. Вспомните, какие старинные инструменты вы знаете? (дети рассказывают о лютне, гуслях, органе). Чтобы играть на инструментах, надо много учиться. Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах. Что мы с вами умеем делать с инструментами? Правильно, играть, танцевать, подыгрывать себе, когда поем, играть в оркестре. Сейчас мы представим наши инструменты.
(Дети по очереди берут инструмент и рассказывают о нем).
1. Вот красивый звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет!
(ударяет в бубен)
2. Словно дружные ладошки,
Заиграли наши ложки!
(стучит ложками)
3. Издает прекрасный звон
Наш цветной металлофон!
(глиссандо палочкой по металлофону)
4. Он в чести у многих стран,
Громкий круглый барабан.
(бьет палочками в барабан)
5. Звучат как птичьи трели,
Звуки дудочки, свирели!
(свистят в дудочки, свистульки)
6. Будет здесь играть для вас
Яркий, красный маракас!
(шумит маракасом)
7. А вот нежные, как девочки,
Цимбалы – пальчиковые тарелочки!
8.
Колокольчики звенят.
Всех ребят веселят.
(звенит колокольчиком)
Все хором: Мы сыграем для вас дружно,
Вам лишь только хлопать нужно.
Есть у нас оркестр свой,
Он весёлый, не простой.
Он не только музыкальный,
Но ещё и танцевальный.
Дети берут инструменты, исполняют танец «Оркестр» (Танцевальная ритмика Т. Суворовой).
Приглашаю детей к телевизору.
Давным – давно на Руси музыкантов называли скоморохами. Скоморох – это умелец (просмотр слайдов «Скоморох» А. Тышлер). Скоморохи ходили по городам, сёлам и выступали. Умели играть на гуслях, трубах, дудках, скрипках, ложках, трещотках (просмотр слайдов с фотографиями старинных инструментов). Поэтому и звали их умельцами. К тому же они были смехотворцами, плясунами, музыкантами, жонглёрами. Перед вами – портрет скомороха (просмотр видеослайда) с балалайкой, на нём – три весёлые маски, на голове – смешная шапка с куклами.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Камаринская», в зал входит «Скоморох» (он вносит в красивом коробе, на ленте через плечо, шумовые инструменты).
Скоморох: Здравствуйте, почётные господа!
Зашёл к вам в гости, как всегда!
На вас поглядеть,
Себя показать.
Я – развесёлый потешник!
Известный скоморох и насмешник!
Мои хитрые загадки
Кто сумеет отгадать?
Тому сушки и баранки
Обещаю к чаю дать!
Загадывает загадки о музыкальных инструментах :
1. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка).
2. Заиграли три струны
На четыре стороны. (балалайка)
3. Без неё в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под весёлую (гармошку).
4. Сам пустой – голос густой
Дробь отбивает,
Шагать помогает. (барабан)
5. Смычок на ней пиликает,
Как воробей чирикает. (скрипка)
Скоморох: Какие молодцы! Вы что все инструменты знаете?
Фея: Конечно, наши дети много инструментов знают. А что это у тебя в коробе такое интересное?
Скоморох: А я вам новые интересные инструменты принёс, хотите увидеть? Узнать? Поиграть?
Скоморох вынимает инструменты из короба, называет их и показывает способ игры (на трещотке, рубеле, коробочке, бич – хлопушке, сороке, рогатке с колокольчиками, колотушке, гремотухе и т. д.).
Инструменты у меня озорные,
Русские, шумовые.
Инструментов много, а я один.
Поможете мне ансамбль организовать,
На шумовых инструментах поиграть?
Дети берут инструменты по желанию, обыгрывают их в хороводной игре «Как у наших у ворот» (русская народная музыка в обработке В. Агафонниковой)
Берите инструменты, поиграем в игру «Музыкальный хоровод» (музыка «Во саду ли в огороде»). Дети стоят в кругу. На 1 часть музыки дети играют все вместе, передавая ритмический рисунок, на 2 часть музыки кладут инструменты на пол и гуляют вокруг, по окончании музыки берут тот инструмент, у которого остановился. Игра продолжается. Молодцы, вы правильно передали мелодию, подыгрывая на музыкальных инструментах.
Скоморох: Понравились вам мои инструменты?
Фея: Может ты нам их подаришь?
Большую радость детям доставишь!
Скоморох: Инструменты вам дарю
В следующий раз зайду
Посмотрю, как вы играете,
И меня не забываете.
(скоморох дарит инструменты, дети раскладывают их на отведённое место).
Скоморох: А в какие вы костюмы нарядились?
Дети: русские народные.
Фея: Чтоб порадовать гостей
Мы попляшем веселей!
Дети исполняют танец с ложками, бубном и гармошкой под русскую народную мелодию «Выйду на улицу» (участвуют 4 девочки с ложками, 2 мальчика – один с бубном, второй – с гармошкой).
Наша Саша нарядилась,
В русский пляс она пустилась!
Танец «Метелица» в исполнении солистки Саши Зарубиной.
Скоморох: Какие вы удалые, да развесёлые, хоть в пору вас с собой бери в бродячие музыканты по деревням да сёлам народ потешать! А то совсем грустно на Руси стало жить.
Фея: Спасибо тебе, скоморох за веселье и инструменты интересные (скоморох прощается и уходит).
Фея: Я надеюсь, вам понравилось наше необычное путешествие по стране музыкальных инструментов, и ещё не раз нас ждёт встреча с ними.
Заниматься с музыкальными инструментами очень увлекательно, но трудно. Дети высказывают свои впечатления (метод рефлексии).
А весёлый скоморох – Тимоша оставил для вас сушки да баранки к чаю. (Угощение детей)