Шушарина Любовь Геннадьевна
Интегрированное занятие-развлечение «Веселая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие-развлечение
"Веселая ярмарка".
Цель: формировать художественно-эстетическое развитие детей.
Задачи:
Образовательные:обобщить и систематизировать представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели, Хохломы, Дымковской, Филимоновской, Богородской игрушек, народной игрушки матрешки. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями.
Публикация «Интегрированное занятие-развлечение „Веселая ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Развивающие: развивать познавательный интерес к народно-прикладному искусству, связную речь детей, умение выразительно читать специально подобранные стихи; декламировать сценку.
Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к фольклору, восхищаться красотой и талантом народных мастеров.
Оборудование:
предметы народно-прикладного искусства (оригинал); поделки детей, выполненные по мотивам народного промысла; народные костюмы и их детали; аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа:
знакомство детей с русскими традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством Дымки, Гжели, Хохломы; Филимоновской и Богородской игрушками, с народной игрушкой матрешкой (беседы, организованные занятия по изобразительной деятельности, изготовление поделок из глины, с последующей росписью; силуэты матрешек, досок, расписанных по мотивам народного промысла; заучивание специальных стихов, сценки, распределение ролей ; работа с родителями по приобретению костюмов.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие","Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети в русских народных костюмах под народную музыку входят парами в зал, ставят свой "товар" на выставку, расходятся в две шеренги (по обе стороны зала, присаживаются на лавочки.
Входит Хозяйка ярмарки (воспитатель).
Хозяйка:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка?
Дети:
Это старинный русский праздник.
1 ребенок:
Двести лет тому назад
Или триста,
Лесом темным да густым,
Полем чистым.
2 ребенок:
Как при сказочном царе,
При Горохе
Шли на ярмарку гурьбой
Скоморохи.
3 ребенок:
Первый всегда зазывала идет,
Громко кричит,
Созывает народ.
4 ребенок:
Эй, вы, люди добрые!
Слушайте, слушайте, слушайте:
Как у нас было на святой Руси.
А то не соколы солеталися,
А то мастера соезжалися.
5 ребенок:
"Стук-бряк" - катят груженые подводы
Вдоль извилистых берегов рек.
"Стук-бряк"- везут товары на ярмарку.
Хозяйка:
Ребята, я вижу, что вы тоже не с пустыми руками приехали на ярмарку.
Расскажите, откуда вы, и что за товар у вас?
(Выходят 4 детей).
1 ребенок:
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
"Дымково" назвали.
2 ребенок:
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
3 ребенок:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
4 ребенок:
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Выходят еще 4 детей:
Люди добрые, не проходите мимо.
1 ребенок:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Индюк сказочно красив.
И напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг
Птица важная - индюк.
2 ребенок:
У меня индя-индя-индючок,
Он похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
3 ребенок:
Я для ярмарки сделал лошадку,
Не простую, дымковскую, расписную.
4 ребенок:
А это утка - Марфутка.
Бережком идет,
Своих уточек- Марфуточек
Купаться ведет.
Хозяйка:
Спасибо, ребята. Вы - настоящие умельцы!
(Слышится игра на балалайке).
Хозяйка:
Ребята, к нам еще кто-то на ярмарку идет.
(Входят Фома и Ерема).
СЦЕНКА.
Фома: Здравствуй, брат Ерема.
Ерема: Здравствуй, брат Фома.
Фома: Куда путь держишь?
Ерема: На ярмарку иду.
Фома: Как на ярмарку - наперед первых,
На работу - так позади последних.
А кто же тебе про ярмарку сказал?
Ерема: Кума сказала.
Фома: А кума откуда знает?
Ерема: Кума все знает, что на свете делается.
Другой раз дело еще не сделалось,
А кума куме уже о том на ухо шепчет.
А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома: Бывал.
Ерема: Велика?
Фома: Не мерял.
Ерема: Сильна?
Фома: Не боролся.
Ерема: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову.
Глаза у нее узенькие, а лоб широкий.
Ерема: Это ведь медведь был.
Фома: Какой там медведь!
Я прежде медведя знавал, он не такой.
Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема: Да это же волк.
Фома: Все ты, брат, говоришь не в толк.
Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые,
Ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает,
От собак убегает.
Ерема: Это заяц.
Фома: Какой там заяц! Я прежде зайца видал.
Заяц беленький, хвостик черненький,
С елки на елку перелетывает да почирикивает.
Ерема: Да это ведь горностай.
И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.
Ты лучше скажи, что за товар-то у тебя?
Фома: Э, да я же, брат, теперь в деревне Филимоново живу.
Там из глины мастерят такие свистульки, что диву даешься.
Вот эту я сам смастерил (показывает оленя).
Ерема: Да, ну! Похожа на дымковскую.
Фома: Похожа, да не совсем так. Ее же не белят,
А расписывают прямо по глине гусиным пером.
(Играет на балалайке и поет):
Эта игрушка простая
И без хитростных затей.
С длинной шеей, расписная
Для забавы всех детей.
А у тебя что за товар?
Ерема: Мы в Богородском тоже не лыком шиты.
(Играет на балалайке и поет):
Это, брат, тебе не глина,
А резьба по дереву.
Вся резная, вырезная,
Да притом - в движении.
Фома: Ну, что за товар!
И тот хорош и этот хорош,
Выбирай, который хошь!
(Ставят свой товар на выставку).
Хозяйка:
Спасибо, брат Фома, и тебе, Ерема.
Думаю, что ваш товар обязательно понравится гостям.
А сейчас я приглашаю всех, кто не боится,
На карусели прокатиться.
АТТРАКЦИОН "КАРУСЕЛЬ".
(После катания дети вновь присаживаются).
Хозяйка:
К нам на ярмарку прибыли и другие умельцы.
Послушаем, что они нам расскажут.
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
1 ребенок:
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
2 ребенок:
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят.
Синим по белому чудо творят.
(Дети показывают посуду, которую они приготовили для ярмарки: чашку с блюдцем, праздничное блюдо).
3 ребенок:
В гжельской росписи есть такие элементы: прямые линии, сеточки, капельки. Таким узором я расписал селедочницу.
4 ребенок:
А я приготовила чайник.
На нем гжельская роза.
Синяя сказка - глазам загляденье.
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье.
Русская, звонкая Гжель!
Хозяйка:
Спасибо, гжельские умельцы.
Вы нас порадовали своим мастерством.
Но я вижу еще и другую посуду.
Интересно, что скажут нам о ней мастера?
(Выходят дети).
1ребенок:
На наш товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Посуда расписная!
Была у царя такая,
Да вся побилась.
А наша не бьется,
Из нее ничего не прольется.
Щи из нее вкусней,
Да и каша добрей.
2 ребенок:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
3 ребенок:
Роспись Хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудесней наша Хохлома.
Хозяйка:
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват!
Однако, ложками не только кушают,
Ими можно поиграть.
Выходите, ложкари, повеселите народ.
АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ.
Хозяйка:
Спасибо за чудесное исполнение.
А вот и наши русские красавицы.
Милости просим к нам.
(Выходят девочки в костюмах матрешек).
1 девочка:
Подходите, подходите,
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка.
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
2 девочка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
3 девочка:
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
4 девочка:
Матрешка- любимая игрушка для детей.
Самая первая матрешка появилась около 100 лет назад в старинном русском городе Загорске. Придумал ее мастер Звездочкин, а расписал Сергей Малютин.
1 девочка:
С тех пор у матрешки из Загорска появились подружки в других городах: в Семенове, в Калинине, в Полхове-Майдане.
2 девочка:
Все они нарядные и красивые, потому что их расписывают мастера с большой любовью.
3 девочка:
Матрешка считается русским сувениром, поэтому многие иностранные гости покупают матрешек в память о нашей стране.
(Далее девочки показывают своих матрешек).
Хозяйка:
Спасибо, девочки, вы настоящие мастерицы!
А танцевать умеете?
Девочки (поочередно):
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
ТАНЕЦ МАТРЕШЕК.
Хозяйка:
Молодцы, ребята. Вы много знаете о народных умельцах, их промысле.
И сами вы хорошо потрудились.
Как говорят: "Делу - время, потехе - час"
И я вас приглашаю поиграть.
ИГРА "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА".
Хозяйка:
А сейчас я предлагаю вам игру:
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых смелых приглашаю я ребят.
Ну-ка, силачи, становитесь в калашный ряд!
ИГРА "ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА" (участвуют все мальчики).
Хозяйка:
Вижу, что у вас мускул - не вата.
Команда. победила в перетягивании каната.
А теперь всех ребят приглашаю поводить хоровод.
ХОРОВОД "НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА".
Звучит народная мелодия. Заходит коробейник.
Хозяйка:
Вдоль ярмарки во конец
Шел удалый молодец.
Не товар продавать.
Себя людям показать.
(Коробейник заходит в круг к детям):
Пряники печатные,
Конфеты сахарные.
Как куснешь, так и уснешь.
Как вскочишь, еще захочешь.
Хозяйка:
Коробейник, мы купим у тебя все сладости.
Солнце закатилось.
Наша ярмарка закрылась.
Приглашаем всех гостей на чаепитие.
(Дети прощаются с гостями и уходят в группу).