Светлана Хлюстова
Занятие-развлечение «Веселая ярмарка»
▼ Скачать
Задачи:
• Развивать интерес к промыслам борского края. Способствовать развитию эстетического вкуса. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных промыслов.
• Закрепить значение слов: ярмарка, коробейник, резьба по дереву, прялка, веретено, ремесло, корзина, глина, гончар, кузнец, сено, стог, улей, бортничество, перевоз.
• Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Используемые методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровые приемы, игра на детских музыкальных инструментах, исполнение частушек, русской народной песни «Во кузнице…», слушание русской народной песни «Прялица», инсценировка
Публикация «Занятие-развлечение „Веселая ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
Оборудование: Петрушка, коробок, разрезные картинки с промыслами, деревянные ложки, веретено, изображение прялки, текст загадок, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: проведение бесед о промыслах борского края с использованием презентации, сбор информации совместно с родителями о промыслах борского края.
Ход занятия
раздается стук в дверь. Появляется Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. - А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).
Петрушка: Молодцы! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).
Петрушка:
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары
И отменные игрушки!
Петрушка: Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).
Петрушка: Это, наверное, коробок коробейника.
Дети: А кто он такой?
Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке. Давайте посмотрим, что там есть. А здесь какой-то конверт, а в нём задание для. вас
Игра «Собери картинки с промыслами села Бор»
Петрушка: Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!
Воспитатель: Сейчас мы проведем экскурс в историю родного края, проведут экскурсию подготовленные экскурсоводы. А попасть в те далекие времена нам поможет волшебный бабушкин ларец!
Вступительный монтаж (Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)
Воспитатель: издавна известна работа плотника. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались в наших местах, богатых лесом. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью. И даже придумали пословицы о труде плотника. Вот некоторые из них (воспитатель зачитывает их).
Пословицы.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Не топор тешет, а плотник и др.
Воспитатель предлагает посмотреть на экран и узнать изделия какого промысла на нём изображены. (резьба по дереву).
Чтение стихотворения о промысле – резьба по дереву.
Ребята и девчата милые,
Румяные, красивые,
Бросайте-ка игру,
Идите-ко к Василию
Выучивать резьбу.
Пошли морить, раскрашивать
Ендовы и блюда.
Кто красит вещь морилкою,
Кто ковшичек долбит,
Кто режет тонкой пилкою,
Кто досочки клеит…
Воспитатель: посмотрим на экран и назовём изделие, украшенное резьбой по дереву (на экране прялка). А сейчас отгадайте загадку о том, что нужно ещё для прядения.
Загадка: Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено)
Воспитатель: героине какой сказки нужно было опасаться веретена?
Дети: Спящая красавица.
Воспитатель: Что предсказала колдунья?
Дети: Девушка уколет палец веретеном и умрет.
Воспитатель: Но в каждой сказке добро побеждает: девушка не умерла, а лишь заснула.
Воспитатель: Вспомните, какая из сказок Пушкина начиналась словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
Дети: «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель: Вот так они сидели, брали в левые руки веретена и крутили их между пальцами. Beретено – это гладкая, с заостренными концами палочка (рисунок на доске). И крутилось, и жужжало веретено в тонких девичьих пальцах, и выходила из пряжи нитка. И пели девицы либо старые бабушкины сказки сказывали.
Слушание детьми песни «Прялица»
Воспитатель: Люди придумали пословицы и об этом ремесле
Пословицы.
Без веретена пряжи не спрядешь.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о ремесле.
Веками русский человек, не покладая рук, трудился
И труд его из века в век потомками не зря ценился.
Из простоты он создавал неповторимые изделия.
На свет рождались мастера, хранящие в крови уменья.
Теперь красивая посуда украсит в доме стол любой,
И в интерьере своё место найдёт ларец с витой резьбой.
Снаружи окна расписные расскажут о хозяйке нам.
А каменистая тропинка укажет направление вам
Воспитатель: отгадайте о каком дереве идёт речь в этой загадке.
загадка
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут… (ива)
Воспитатель: отгадайте загадку
Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (корзина)
Воспитатель: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?
Дети:
«Дело мастера боится»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Есть терпенье – будет и уменье» и др.
Воспитатель: А я знаю совсем другую пословицу «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Вы знаете, про кого это сказано, нет? Тогда я вам расскажу.
В сценке участвуют трое детей. Один ребенок ложится на ковер, запрокидывает нога на ногу.
1 ребенок:Не колода и не пень,
2 ребенок:А лежит он целый день.
3 ребенок:Чтобы многого добиться, Знаем – надо потрудиться.
1 ребенок:Федот, иди молотить!
Федот:Не могу, спина болит!
2 ребенок:Федот, иди огород полей!
Федот:Не могу, нога болит!
3 ребенок:Федот, иди, собери фрукты в саду.
Федот:Не могу, спать охота.
1 ребенок:Федот, иди, за стол садись кашу есть!
Федот встает, потягивается.
Федот:А где моя большая ложка?
2 ребенок:А Кто не хочет потрудиться,А за стол спешит садиться,
3 ребенок:Тем ответим тот же час – Угощенье не для вас.
Все дети вместе:Любите труд вы с детских лет –Всем лентяям наш ответ.
Воспитатель: попробуйте отгадать загадку о материале, с которым работали некоторые ремесленники
Загадка.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Воспитатель: отгадайте этих ремесленников
Загадка.
Мастера не любят скуки,
Целый день в работе руки.
Лепят все: горшки и кружки,
Миски, глечики, игрушки.
Все стоит на полках в ряд –
Дружный глиняный отряд.
Воспитатель: послушаем стихотворение о гончарном ремеслеНадежда Веденяпина)
Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда – будет еда!
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
На круг насадив начинает вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Вот свистков забавных ряд,
Вот игрушки для ребят,
Макитры, глечики, кувшины-
Все это из обычной глины!
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Кузнец», а перед детьми находиться иллюстрация кузницы на экране
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Воспитатель: Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.
Не боги горшки обжигают. Гончар
Куй железо, пока горячо. Кузнец.
Воспитатель: Ребята, скажите, на чём куёт коваль свои изделия? – Кузнец куёт на железной наковальне молотом. А сейчас дети прочитают стихотворение о кузнеце (М. Люффти).
Исполняется русская народная песня: «Во кузнице»
Воcпитатель: отгадайте загадку о том, что ещё делали у нас на Бору в прошлом и делают до сих пор.
Загадка.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают…. (валенки)
Воспитатель: давайте послушаем потешку о валенках.
Лады-лады, ладыньки,
В огороде заиньки,
Зайки травку едят,
И на Машеньку глядят.
Лады-лады, ладыньки,
Скатаю Маше валенки,
Скатаю Маше валенки
Не велики - не маленьки,
В аккурат по ноженьке
Бегать по дороженьке,
К бабушке по яблочки,
К дедушке по прянички,
Будет Машенька ходить,
Будет валенки носить.
Воспитатель: отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
В темной избушке живут чернушки,
Вяжут кружево без узлов и петель (пчела)
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом? (улей)
Воспитатель: сейчас ремесло по добыче мёда называется пчеловодство, а как называлось раньше?
Дети: бортничество.
Воспитатель: Что же это такое? Подскажу вам. "Борть" – это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Вы уже догадались, что делал человек, которого называли бортник? Он собирал мед. Это было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости. Как вы думаете, почему?
Дети: Пчелы могли ужалить.
Воспитатель: отгадайте новую загадку
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух (луг).
Воспитатель: А что же делают в лугах?
Дети: косят траву. А вот чем, узнаем из загадки.
Ах, как чудно на лужайке,
Погулять когда роса,
Мне траву совсем не жалко,
Потому что я (коса)
Воспитатель: А чем собирают траву? Отгадайте загадку.
Зубасты, а не кусаются (грабли).
Воспитатель: А во что собирают траву? Отгадайте загадку.
“Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).
Воспитатель: послушаем стихотворение о сенокосе (Валентина Ланцетти)
Воспитатель: давайте отгадаем следующую загадку.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Воспитатель: А на берегу какой реки мы с вами живём?
Дети: Волга.
Воспитатель: А сейчас дети прочтут стихотворение о реке Волге (Н. А. Орлов)
Воспитатель: А на чём переправлялись через реку? Отгадайте загадку.
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
Воспитатель: Как называлось в селе Бор место откуда перевозились люди и товар на другой берег?
Воспитатель предлагает послушать частушки о ремёслах и изделиях.
Петрушка:
Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?
Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!
Воспитатель читает заключительное стихотворение.
О ремесле.
Зачем приходим в этот мир прекрасный.
И чувствами, какими будем жить?
Что станет для ребенка самым важным,
И чем он будет в жизни дорожить?
Мне хочется, чтоб дорожил он самым сокровенным.
Священной верой в справедливость и добро.
Любовью к Родине и помнил незабвенно
О том, что означает слово РЕМЕСЛО.