Оксана Черкасова
Интегрированное занятие (Развитие речи, ИЗО) подготовительной группе «Жанр изобразительного искусства: натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
центр развития ребенка №35 «Золотой ключик»
Конспект в подготовительной группе тема :
«Жанр изобразительного искусства : натюрморт».
Воспитатель подготовительной группы
Черкасова Оксана Валерьевна
Г. Моздок
2020г.
Цели и задачи:
Публикация «Интегрированное занятие (Развитие речи, ИЗО) подготовительной группе „Жанр изобразительного искусства: натюрморт“» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• -повторить ранее полученные знания о натюрморте как жанре изобразительного искусства;
• -познакомиться с видами натюрморта;
• -познакомиться с творчеством художников в жанре натюрморт.
• -разработать эскиз в цвете на тему бытовой натюрморт;
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
•репродукции картин;
•краски, альбом, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.
Методы и приемы:
1. Методы организации и осуществления деятельности
• словесные: беседа, пояснение, рассказ;
• наглядные: иллюстрации художников,
• размышления в процессе создания новых цветовых решений.
• работа под руководством педагога,
• самостоятельная работа: творческая работа: рисование в технике – натюрморт.
2. Методы стимулирования и мотивации деятельности
• интереса к исследовательской деятельности по средством смешивания красок;
• долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
3. Методы контроля и самоконтроля
• устного: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами,
• практического: проверка умений и навыков.
Ход занятия
Организационный момент.
Заходим вместе с педагогом в зал, становимся полукругом.
Педагог: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем. Улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Детям раздаются карточки с нарисованными половинками разных предметов (морковь, огурец, и т. д.). Если найти вторую половинку у своего соседа, то получится целый предмет.
По команде дети ищут вторые половинки своих картинок и встают вместе. Таким образом, образуются пары.
Я предлагаю вам поздороваться, поприветствовать друг друга. Будем здороваться парами, как стоите, но необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – поздороваться спинками, когда три раза - обняться. Будьте внимательны! (дети выполняют)
Педагог: Замечательно! Молодцы! Пройдите на места.
Вводная часть.
Педагог: Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она называется? (Россия.)
А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной? (Люди.)
Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.
Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним.
А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира.
Отгадайте, о какой профессии пойдё т речь:
У него есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,
А ещё мольберт-треножник,
Потому что он… (художник).
Художник – это творец, он создаёт прекрасные картины. Художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. Они работают в мастерских или рисуют на природе. Художники делают нашу жизнь прекраснее.
Педагог: Замечательная профессия художник. Стоит взять художнику в руки краски и кисть, подойти к холсту и начинается настоящее волшебство. Вдруг появляются на холсте мазки, точки, линии. Кисть легко скользит по холсту, и появляется красивая картина.
Дети, что может изобразить художник?
Дети: Художник может написать природу, различные предметы, людей.
Педагог: Правильно. А сейчас послушайте стихотворение о художнике
«Художник» Ахмед Адиль (читает ребенок)
Белый лист бумаги взял художник в руки,
Чистый лист бумаги, только и всего.
Кисточку и краски вынул он из сумки,
Кисточку и краски, больше ничего.
Посидел немного, будто над задачей,
И ушел тихонько, и унес с собой,
Улицу с домами, и со мной в придачу,
И кусочек неба – самый голубой.
Педагог: Замечательное стихотворение, спасибо.
Педагог: Стать настоящим художником совсем непросто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант.
Педагог: Ребята, а теперь послушайте загадки, разгадав их, мы узнаем, какие инструменты помогают художнику в работе.
Загадки.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски,
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу.
Или тканому холсту.
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть).
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж,
Быстро нарисует… (Карандаш).
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (Палитры).
Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная (Гуашь).
Нанесет она узор,
Очень трепетный и нежный,
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит… (Акварель).
Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А всё вместе я … (Альбом).
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется (Картина).
Педагог: Верно!
На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин по жанрам.
Отгадав загадки, мы узнаем эти жанры.
Загадки.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или домик в дымке синей, или луг иль облака,
Или тонкая рябина, или поле, иль шалаш,
Это значит, что картина называется (пейзаж).
Педагог: Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;
Если видишь ты, с картины смотрит кто-нибудь на нас:
Если принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется…. (портрет).
Педагог: рисование человека – жанр портрета;
Если видишь на картине самовары на столе
или виноград в корзине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу или грушу, или торт,
или все предметы сразу – знай что это (натюрморт).
Педагог: Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;
Ребята, посмотрите на экран, (на экране 3 картины разных жанров, здесь у нас показаны несколько картин, назовите, к какому жанру они относятся, автора картины и название. (Пейзаж, портрет, натюрморт).
Грачи прилетели. (Саврасов А. К.)
Цветы и плоды (Хруцкий И. Т.)
Портрет А. С. Пушкина (Тропинин В. А.)
Педагог: Молодцы ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о натюрморте.
А что такое натюрморт? (Это картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы, созданные руками человека)
Педагог: Правильно, натюрморт – это жанр живописи. Он нам рассказывает о красоте обычных предметов, которую мы в жизни иногда не замечаем, а художники очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы, загадки, которые они таят в себе. Каждый предмет на картине, как будто говорит, какой я красивый.
Дети, вы знаете стихотворения о натюрморте? Расскажите их.
Натюрморт. Михаил Яснов.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале, или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт, или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
Немного об искусстве. Екатерина Серова.
Пришла с работы мама, вздыхает мама тяжко,
В глаза ей лезет прямо: невымытая чашка,
Обёртки шоколадки, да две арбузных корки –
Жалкие остатки - завтрака Егорки.
- Что это за картина? Голос мамы твёрд.
Сын сказал невинно: - это натюрморт!
Педагог: Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом.
Ребята, давайте поиграем в игру.
«Предметы натюрморта». (Дети встают полукругом).
Я буду ведущая, а вы мне будете называть предметы живой природы (цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, птицы, мелкие животные, насекомые, рыба, дичь, а потом предметы, созданные руками человека (посуда, книги, продукты питания, инструменты, используемые в разных профессиях, художественные принадлежности, предметы народного творчества, игрушки, оружие, картины).
Ведущий бросает мяч ребёнку, который одновременно говорит обобщающее слово и бросает мяч обратно ведущему.
Молодцы, ребята. Все эти предметы, которые вы назвали, хорошо сочетаются между собой, особенно они хороши, когда собраны вместе (ваза и цветы, блюдо и фрукты, одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Но самое главное, что их объединяет – незримое присутствие, воздействие на них человека: лук выращен, хлеб испечён. Эти предметы говорят о трудолюбии человека, его творчестве.
Дети, а какие бывают натюрморты по содержанию?
(простые, сложные, смешанные, сюжетные).
Какие натюрморты называют простые, однопорядковые, одновидовые? (когда изображены только яблоки, только ягоды, только овощи, только предметы, созданные руками человека).
Что изображено на смешанных натюрмортах? ( разные предметы: овощи и фрукты, цветы и плоды).
Что такое сюжетные натюрморты? (натюрморты с изображением живых существ : птиц, насекомых, мелких животных или натюрморты типа «завтрак», «накрытый стол», где ярко ощущается незримое присутствие человека).
Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Существуют различные виды натюрмортов, например:
букет - разновидность цветочного натюрморта;
гирлянда - разновидность цветочного натюрморта;
натюрморт в пейзаже - изображение натюрморта на фоне пейзажа;
натюрморт в интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера помещения;
овощной натюрморт;
цветочно-фруктовый натюрморт;
фруктовый натюрморт;
И другие.
Педагог: Ребята, а где хранят свои работы художники? (в музее, галерее, театре, художественном салоне). Скажите мне правила поведения. (В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника).
Когда войдём в музей искусства,
Откроем тайну красоты.
Слилось в нём всё : и мысль, и чувство,
Талант, художник, чудо, ты.
Как называются настоящие произведения искусства? (подлинники, оригиналы)
Ребята, а вы знаете имена великих художников? (В. Тропинин; И. Шишкин, В. Серов, А. Саврасов; И. Левитан; И. Репин, К. Коровин, И. Хруцкий,
В. Васнецов; И. Грабарь).
Сейчас я предлагаю представить вам, что мы попали в мастерскую художника жанра натюрморт. Многих художников мы знаем, а сейчас мы это проверим. Обратите внимание на экран, назовите художника.
На экране 3 портрета (Хруцкий, грабарь, Коровин).
Молодцы ребята, не ошиблись!
Ребята, мы с вами знакомы со многими картинами натюрморта и их авторами. Смотрите на экран и назовите мне автора и название картины.
Игорь Грабарь, Иван Хруцкий, Константин
(Цветы). (Цветы и плоды). Коровин. (Розы)
Хруцкий наиболее известен в отечественном искусстве, как мастер натюрморта «цветов и плодов».
И. Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, жанра. Его трактовка абсолютно новая. Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света.
В картинах Коровина можно заметить, как доминируют яркие синие и розовые тона, чувствуется свобода и радость.
Все эти художники любили писать цветы и растения, ведь и те, и другие являются частью природы, красоту которой они воспевали всю свою жизнь.
Физкультминутка «Художник»
Художник картину всю ночь рисовал,
(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)
Работал на совесть, покоя не знал.
(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)
И вот за окошком высокие ели,
(Поднимают руки вверх)
Пушистые ели,
(Руки в стороны)
А потом мы увидели небосвод,
(Поднимают руки вверх)
Где звезда веселый танец свой ведет,
(Кружатся)
Снежинки летели прямо на нас -
(Делают «фонарики»)
Мы отдохнули, и будем рисовать сейчас.
(Выставляют поочередно руки вперед)
Педагог: Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт? (С расположения на листе)
Расположение на листе называется компоновка.
Посмотрите на экран.
Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании натюрморта? (размер изображаемых предметов).
Все предметы, изображённые на них, имеют объёмную форму, а не плоское изображение.
Для того чтобы показать объём предметам художники пользуются градацией света и тени.
Что такое светотень? (Освещённые и теневые части на натюрморте)
Посмотрите на экран.
Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен.
Где располагают предметы художники? (На столе)
Как вы думаете, почему именно на столе? (Удобно рисовать, так как на столе их хорошо видно, они красиво лежат.)
Составлять натюрморт надо так, чтобы крупные предметы не закрывали мелкие, самый яркий – в центре, лишние предметы оставьте на подносе.
Педагог: А сейчас настало время “оживить” ваши работы, выполненные на прошлых занятиях. Вы уже, конечно решили, чем вы будите раскрашивать свои картины? (Краски, карандаши). Когда вы рисовали картины, конечно уже решили, как их назвать. (Ответы детей).
Очень удачные, нарядные натюрморты у вас получились.
Проходите на нашу выставку, располагайте картины. Наша мини – выставка готова!
Итог занятия.
Подведение итогов занятия.
Всем спасибо! До свидания!