Татьяна Ткачева
Интегрированное занятие по экологии. «Чудо в паутинке».
▼ Скачать +Заказ
Интегрированное занятие по экологии.
«Чудо в паутинке».
Воспитатель: Ткачева
Татьяна
Владимировна.
«Чудо в паутинке».
Возраст детей: 6лет.
Проблема: Как помочь паучку, попавшему в беду?
Игровая мотивация: Оказать помощь пауку, попавшему в беду.
Цель: Формировать у детей представление о том, в природе нет неинтересных, ненужных животных.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии, „Чудо в паутинке“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пауки, паучки, паукообразные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Задачи: Уточнить знания детей о насекомых, животных. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; дать энциклопедические знания о пауках; воспитать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; воспитать интерес, желание узнать о них что-то новое. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации. Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина и составных частей. Учить создавать единую композицию.
Материалы и оборудование: письмо, картинки с изображением насекомых и паука, рисунок-паутина, музыкальная заставка, клубок пряжи, нагрудные знаки с изображением паука, солнца, растений, насекомых, воды, воздуха, почвы, модель паутинки, силуэты насекомых и паучков по числу детей; ватные палочки, крем; тонированная бумага, краски, пластилин.
Вид детской деятельности: экология, экспериментирование, изобразительная деятельность, лепка.
Место проведения занятия : группа.
Предварительная работа: просмотр энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; беседы: «Нелюбимые животные», «Кто такие насекомые»; загадки о животных, насекомых.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо. Хотите узнать, кто его написал и что там написано? Слушайте.
«Нас называют мелкими тварями. Говорят, что мы отвратительны, безобразны. А ведь на самом деле мы приносим пользу: при помощи паутины мух, комаров ловим. Самое главное на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых – вредителей. Но к нам в лес на прогулку пришел мальчик Петя. Он палкой сшибает наши паутины и убивает наших паучат. И поэтому в нашем лесу развелось множество вредных насекомых. Для мальчика это забава, а для леса – беда. Помогите мне, ребята!» Ребята, вы догадались, от кого пришло письмо? Кто жалуется? (паук).
– Что делать? Как спасти лес, от вредных насекомых?
(ответы детей).
Воспитатель: А мальчика можно научить, не обижать пауков? Как его научить? Но если мы не все знаем про пауков, где про них можно узнать? (прочитать в книгах, посмотреть по телевизору)
Посмотрите на картинки (на них изображены насекомые и паук). Кто на картинке лишний?
Дети: паук
Воспитатель: Паук - это
насекомое?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что у насекомых шесть ножек и три раздела тела: голова, грудь и брюшко. У паука восемь ног, восемь глаз, нет крыльев, плетет паутину).
Воспитатель: Правильно. Пауков в природе существует множество видов. Они отличаются размерами, окраской, приспособленностью к среде обитания. Но всех их объединяет в эту группу, группу пауков, 2 основных условия, это - наличие восьми ног и восьми глаз, а также отсутствие усов.
Воспитатель: Давайте поиграем. Выберите себе любую картинку.
Игра «Паутина жизни»
Ребенок с нагрудным значком на котором изображен паучок берет клубок ниток. Что нужно паучку? Тот, у кого значок с изображением насекомых, говорит: «Насекомые» и клубок передается «насекомому» (конец нитки остается у паучка). Теперь уже «насекомые» спрашивают, что нужно им для жизни, и тут откликаются «растения». И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны «паутиной». Воспитатель комментирует происходящее, поясняя, что ниточки, которые соединили все со всеми, существуют в природе, только они невидимы, но связывают одни природные объекты с другими.
Что же будет, если мы уберем из нашей паутинки хотя бы одно звено, например, воду?
Дети: «Паутинка» начинает рассыпаться.
Воспитатель: какой можно сделать вывод?
Дети: в природе все взаимосвязано.
Воспитатель: Правильно. Так может случится, если погибнет хотя бы один вид: растения или животные.
Ребята, мы только что строили паутинку жизни паучка, а как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
Предположения детей.
Воспитатель: а настоящая паутина выглядит вот так (показ рисунка паутины). Она построена по определенным законам. Ее основу составляют продольные, диагональные нити, а также поперечные, куда обычно и попадают кто?
Дети: Насекомые
Воспитатель: А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается?
Предположения детей.
Воспитатель: давайте проведем опыт. Посмотрите, у меня есть паутинка. (воспитатель приносит заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку. (дети прикладывают своих насекомых к паутинки из скотча).
Что произошло? Почему насекомые не могут улететь из паутинки?
Дети Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.
Воспитатель: А почему тогда паучок не прилипает?
Предположения детей.
Воспитатель. Давайте продолжим опыт. Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите паучков к нашей паутине. Получилось?
Дети. Нет.
Воспитатель: почему?
Дети. А паучок, легко по ней передвигается, потому что его ноги покрыты особой смазкой.
Воспитатель: правильно, молодцы. Так и в природе. У паучка лапки смазаны смазкой, поэтому он и не прилипает.
А давай те с вами превратимся в паучков.
расслабляющая гимнастика. (дети ложатся на ковер и закрывают глаза, звучит спокойная, тихая музыка)
Воспитатель. У тебя 8 ножек, и ты, ловко перебирая ими, ползешь по травинкам и даже по ровной стене. А еще ты умеешь плести паутинку. Она у тебя такая воздушная, ажурная, легкая, как кружево. Иногда на нее попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда твоя паутинка становился еще красивее. Твоя паутинка расположена в тихом, уютном месте. Когда дует ветерок, ты любишь раскачиваться на ней.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что насекомые и пауки могут предсказывать погоду? Если внимательно понаблюдать за ними они многое нам расскажут. Какие приметы вы знаете?
- Паук неподвижно сидит посередине паутины или прячется в темный уголок – ожидается ненастье.
-Вечером стрекочут кузнечики – верный признак хорошей погоды на завтра.
- комары и мошки вьются столбом – будет хорошая погода.
- ночные бабочки стремятся влететь в дом – утром будет холодный ветер.
Вот какие насекомые барометры.
Мы поговорили с вами про пауков. Скажите: Что же мы с вами можем сделать, чтобы в лесу было меньше вредных насекомых? Как мы поможем паучку?
Предположения детей.
Можно нарисовать паутину и сделать паучков из пластилина.
Дети делятся на подгруппы. Одни рисуют паутину, другие лепят паучков. В завершении работы объединяются, к паутине прикрепляются паучки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас получилось паучков. Теперь они помогут нашему паучку и лесу победить вредных насекомых.
А в заключении я хочу сказать, если нам кто-то из людей не нравится, мы его не будем за это убивать? Так и животные и насекомые, бывают разные красивые и не красивые. Мне кажется, что каждый красив по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться. Да и нет на Земле бесполезных животных.
«Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг».
«Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков».
– Постановка новой проблемы.
- Наши работы готовы к отправлению. Как мы доставим их паучку в лес? Об этом надо подумать.