Любовь Крылова
Интегрированное занятие по развитию речи «Погода зимой» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие на тему :
«Погода зимой»
Программное содержание:
уточнить и подвести итог знание детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель, в морозную погоду ярко светит солнце, снег искрится, скрепит под ногами. Дым столбом идет, небо ясное. А в пасмурную – ветрено, часто идет снег, небо облачное.
Учить детей размышлять, сравнивать, делать выводы, и взаимосвязи живой и неживой природы; отвечать на вопросы громко; точно употреблять слова; не торопясь в краткой и распространенной форме. Закрепить название зимних месяцев.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Погода зимой“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту зимней природы в стихах, в загадках; воспитывать у детей потребность оберегать птиц, помогать им в суровое зимнее время, заботливое отношение к животным, бережное отношение к деревьям и кустарникам.
Методы и приемы: беседа, показ картин, чтение стихов, игра, пояснение загадки, пение песен.
Предварительная работа:
Занятия :
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ :
а) заучивание стихов: «Зима» - Суриков; «Ты, мороз, мороз» - русская народная песенка; «Белая береза» - Есенин.
б) чтение художественных произведений:
- «Таня выбирает елку»;
- «Мороз, солнце и ветер»
в) Рассказ по картинкам:
- «Зимние развлечения»;
- «Зима»;
- «Мы – друзья птиц»
г) Беседы о зиме: «Кто как в лесу зимует?»
д) Экскурсии: в парк (начало зимы); в парк (Деревья зимой); «Конец зимы», по селу.
По ИЗО.
а) рисование «Зима», «Ели большие и маленькие», «Дети гуляют зимой на участке», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее»;
Декоративное «Снежинка»;
б) лепка «Девочка в зимней шубке», «Снегурочка».
2. НАБЛЮДЕНИЯ:
а) за погодой;
б) за снежинками;
в) за снегопадом,
г) за солнцем;
д) за температурой воздуха (знакомство с термометром);
е) за птицами;
ж) за деревьями и кустарниками;
з) за небом;
и) за состоянием почек на ветках тополя, принесенных с прогулки и поставленных в воду;
к) за снегом, его свойствами;
л) за льдом;
м) за ветром;
н) за явлениями природы (метель, вьюга, иней, гололед и т. д., капель, оттепель;
о) за сосульками;
п) за трудом взрослых;
р) за растениями, пересаженными в клумб;
с) за рисунками (узорами) на стеклах, снежный покров.
3. ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ:
Со снегом, льдом (измерение глубины снега палочкой).
4. ТРУД НА УЧАСТКЕ:
а) изготовление снежных построек, цветного льда, украшение ими построек;
б) помощь взрослым в очистке дорог от снега;
в) подкормка птиц на участке детского сада;
г) сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.
5. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ:
а) уход за комнатными растениями в связи с переходом к зимнему режиму;
б) выращивание зеленого лука;
в) отмечать состояние погоды в календаре природы.
6. ИГРЫ И СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ :
а) со снегом («Снежки» - метание в цель, «Сбей колпак у снеговика»)
б) катание на санках;
в) скольжение по ледяным дорожкам;
г) ходьба на лыжах;
д) использование элементов хоккея;
е) развлечение «Проводы русской зимы».
7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
а) «Какое время года»;
б) «Путешествие в парк в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»;
в) «Письмо мальчику Почемучке»;
г) «Ночное путешествие в канун Нового года»;
д) «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»;
е) «Узнаём сколько и какие дни в неделе»;
ж) «Кто в какое время суток работает»;
з) «Настоящее, будущее, прошедшее»;
и) «Поможем Незнайке» (дни недели, месяцы);
к) «Большой экзамен» (времена года, месяцы, дни недели);
л) Вечер загадок.
8. СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
а) Чтение художественных произведений:
сказки:
- «Двенадцать месяцев»;
- «Старик – годовик»;
- «Снегурочка»;
- «Птицы говорят «Спасибо»;
- «Серебряное копытце»;
- «Госпожа метелица»;
рассказы:
- «Летят снежные пушинки» (Архангельский);
- «Деревья зимой» (Павлова);
- «Зайцы» (Толстой);
- «Бабушкины дела» (Воронкова);
- «Хороши малыши» (Прокофьев).
б)загадки, пословицы, поговорки, приметы;
в) показ диафильмов о зиме;
г) рассматривание иллюстраций альбома;
д) разучивание песен: «Голубые санки», «Зимушка хрустальная», «В лесу родилась елочка»;
е) разучивание и чтение стихов во время наблюдений;
ж) рисунки детей в свободное время после наблюдений на прогулках.
9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
а) раскладушка «Ознакомление дошкольников с природой зимой»;
б) оформить папку «Выставка художественной литературы о погоде зимой»;
в) подготовка к Новогоднему утреннику (разучивание стихов);
г) привлекать к поделкам различных пособий, атрибутов, костюмов;
д) участие в развлечении «Проводы русской зимы».
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка:
Входят дети с воспитателем в зал, воспитатель обращает внимание детей на красоту зала, читает стихотворение:
«Вот ветер, тучи, нагоняя,
Дохнул, завыл, -
И вот сама,
Идет – волшебница – зима»
В ходит кружась зима.
Продолжает воспитатель:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Зима:
Здравствуйте, ребята! Молодцы, узнали меня. Да, я зима. Пришла к вам с дальнего Севера в гости показать вам свое зимнее царство, да и хочу послушать что вы обо мне знаете. Скажите какая я?
Дети: Снежная, хрустальная, блестящая, волшебная, белая, вьюжна, холодная, и тд.
- Молодцы. как много красивых слов вы обо мне знаете, как хорошо назвали меня.
- Зимушка - зима! А ребята о тебе еще и песенку знают хочешь споют?
- Да.
Поют песню зимушка хрустальная.
- Спасибо, какая песня красивая, как спели вы хорошо.
- А хотите вы сегодня побывать в моем царстве зимнем?
- Хотим.
- Чтобы в царстве побывать, надо братьев мне назвать!
- Старшего зовут….?
- Декабрь.
- Среднего?
- Январь.
- Ну а младшего.
- Февраль.
- Ай, да молодцы, всех братьев моих назвали.
А знаете ли вы что у моих братьев есть помощники, которые помогают им, чтобы я была снежная, вьюжная, морозная. Чтобы их назвать, надо отгадать загадки о них.
- Загадывай загадки:
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
2. Постелил кто из метели
Всюду мягкие постели?
Кто друзья, с большим трудом
Спрятал речку подо льдом?
По утрам в рассветной мгле
Кто рисует на окне?
Кто повесил на карниз
Все сосульки сверху вниз?
(Мороз)
3. Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)
- Кто из вас назовет всех помощником? А теперь позовите всех вместе: снег, мороз, ветер.
Зима вносит календарь природы:
- А сейчас посмотрите сюда и скажите, приходили ли снег, мороз, и ветер к моему старшему брату – декабрю?
- Да.
- А кто из них чаще навещал старшего брата?
- Снег.
-А как ты узнал что снег чаще приходил к декабрю?
- Потому что много снежинок.
- А мороз приходил?
- Да, но мало.
-А как ты узнал, что в декабре был мороз?
- Мороз бывает в ясную солнечную погоду, а здесь есть красные кружки.
- А ветер?
- Тоже мало
- Как ты догадался?
-Веточка наклонилась
- А теперь посмотрим, кто чаще приходил к среднему брату?
- К младшему?
- Ребята а как вы думаете, кто из них самый заботливый: мороз, снег, или веете?
Дети дают разные ответы.
Зима подводит итог, снег самый заботливый, потому что землю укрывает, как одеялом, чтобы не замерзла травка, деревья, кустарники.
- Ребята а зимой иногда бывают сильные морозы, а снега бывает мало. Как вы тогда можете помочь деревьям и кустарникам?
- Подгребать снег.
- Ребята, а знаете ли вы пословицы, где хлеб хвалят?
- Много снега, много хлеба.
- Спасибо мороз, что много снега нанес!
- А скажите, почему так говорят?
- Молодцы.
- Дети а я для вас еще игру приготовила. Принесла я вам фотографии моих помощников. Посмотрите узнаете ли вы их?
Покажите на какой фотографии мороз, а где ветер, снег?
- Как вы догадались?
Дети показывают модели на карточках (веточку, дерево – ветер. Снежинка- снег. Солнышко- мороз).
- Я теперь буду читать стихотворение или загадку, а вы должны показать фото помощника, о котором говорится здесь.
1. Тихо, тихо снег идет
Белый снег, мохнатый
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой
2. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
3. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
4. Белая береза….
5. На дворах и домах
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
6. Под голубыми небесами…
7. В декабре, в декабре….
8. Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать не чего не хочу.
9. Без рук, без ног, а ворота отворяет?
10. Чародейкою зимою….
Дети прослушав стихотворение, поднимают карточку-модель с изображением солнца. веточки или снежинки; объясняют почему подняли именно эту карточку.
- Молодцы, правильно вы узнали помощников моих братьев, а вы хотите быть моими помощниками?
- Посмотрите на свои значки и скажите, кто каким помощником будет?
-Я буду морозом, потому что у меня солнышко, а оно бывает в морозный ясный день.
-Я буду ветром, так как у меня веточка наклоняется в сторону, ее наклоняет ветер.
-А я буду снегом, так как у меня снежинка, а когда много снежинок они падают на землю.
- Сейчас поиграем в игру. Мороз, снег, и ветер нарисовали картины и спрятались. Мы должны найти эти картины где кто спрятался. Морозцы ищут картину мороза, ветры- ветра, а снежинки- снега.
Играет спокойная музыка, дети ходят по залу, находят нужную картину и останавливаются возле нее.
Когда музыка заканчивается, зима говорит.
Как много морозцев у этой картины стоит? Почему?
-А здесь как много пушистого снега намело? Почему?
-А сюда ветра северные холодные пришли? Почему?
Дети доказывают зиме, почему они подошли именно к этой картине, называя признаки, морозной, ветреной погоды.
- Мои помощники за то, что вы их на картине узнали, они вам дарят эти картины на память, возьмите их в группу.
Воспитатель: Зимушка, хоть ты и красивая, да больно уж холодная. Посмотри на эту картину почему, здесь птицы к жилью человеческому так близко подлетели?
-Не знаю. А вы ребята знаете?
-Потому что зимой холодно и голодно.
-Как вы стараетесь оберегать птиц? (Вешать кормушки, кормить)
-А каких птиц можете увидеть на вашем участке чаще?
- Что нужно делать. чтобы птицы чаще прилетали к вам на участок? Что вы делаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Зимушка- зима! Не только птичкам холодно и голодно зимой, но и зверям в лесу.
-Да я вроде укутала лес снежным одеялом, есть где спрятаться. Разве что в сильный мороз.
-Вы не знаете ребята, что делают звери в сильный мороз? Где прячутся, как греются?
-Белка в дупле спит, накрывшись хвостом пушистым, зайчики присядут, ушки прижмут к спине, лапки подогнут и выпускают пар из носа или в снежном сугробе норку сделают и сидят как кошка дома. На улицу не выглядывают.
_ А вы знаете народные приметы о птиц? о животных?
-Кошка – в печурку, стужа на двор.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев- к морозу,
-Молодцы, ребята все вы знаете, даже я не знала, что когда я царствую птицам и животным холодно и голодными они бывают. Спасибо вам за то что вы заботитесь о них.
-Ну а теперь попрошу ребята я вас, в подарок нарисовать зимнею погоду. Какая вам больше нравится. А я погляжу на ваши рисунки.
Дети садятся за столы и рисуют. Во время рисования зима хвалит работы детей. Когда дети закончат, говорит:
- Молодцы, очень я довольна. понравились вы мне. Скоро праздник будет будите меня в дальний путь провожать. Весну красну встречать. Будут пляски, песни, смех. Ну и конечно знаменитые русские блины, катание на лошадях. Приглашаю вас всех на праздник и дарю пригласительные билеты. Зима прощается, раздает приглашения и уходит.