Марианна Ераскина
Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Музыкально-эстетическое развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: раскрытие творческого и интеллектуального потенциала ребенка через красоту поэзии, музыки, изобразительное искусство.
Задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Публикация «Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• Развивать музыкальное восприятие у детей на основе синтеза искусств (музыки и живописи, поэтического слова.
• Учить узнавать знакомые музыкальные произведения, называть композиторов и музыкальные инструменты.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку яркую, высокохудожественную, разную по настроению. Формировать запас музыкальных впечатлений.
• Исполнять песни напевно, ласково, свободно пропевая долгие звуки.
• Закреплять формирование элементарных артикуляционных навыков; четким произношением согласных и гласных звуков.
• Знакомить детей с творчеством незнакомых им художников.
• Знакомить детей с новыми оттенками известных им цветов.
• Уточнить знания детей о теплых и холодных цветах
Образовательная область «Познание» :
• Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе;
• Закрепить знание народных примет осени;
• Уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые деревья;
• Сравнивать явления природы по признакам различия и сходства, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, отвечать на вопросы.
• развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, вариативность мышления.
• Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов.
• Стимулировать познавательный интерес детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• Создавать положительный эмоциональный настрой
• Воспитывать умение выслушивать друг друга.
• Воспитывать дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе
• Воспитывать контактность с педагогом
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Развивать чувство гордости за принадлежность к родине великих
художников
• Познакомить детей с положительными и отрицательными эмоциями; научить узнавать эти эмоции по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов); развивать воображение;
• Научить получать удовольствие от результатов совместного труда;
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
• Воспитывать интерес к слушанию поэтических произведений;
• Развивать образность речи;
• Обогащать словарный запас
• Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений.
• Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).
• Формировать навыки составления короткого описательного рассказа.
• Обучение построению предложений со значением противопоставления.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
• Способствовать психологическому раскрепощению детей;
• Развивать двигательную активность и пластику детей;
• Учить детей выполнять движения в соответствии со словами;
• Развивать пластическое воображение детей
Предварительная работа:
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за осенней природой на прогулке;
Материал: свеча, репродукции русских художников об осени, картинки с изображением оттенков цветов (лазурный, лиловый, багровый, багряный, червонный, листочки на палочках для динамической паузы, пиктограммы эмоций, листочки для гирлянды.
Музыкальный ряд : А. Вивальди «Осень» («Времена года»); П. И. Чайковский «Октябрь»(«Времена года») В. Джойс вальс «Осенний сон»;
Песня «Золотая песенка» сл. З. Петровой муз. Г. Вихаревой; песня «Осень» сл. и муз. З. Роот.
Поэтический ряд: А. С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»,
А. И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Художественный ряд: Саврасов Алексей Кондратьевич «Осень. Деревушка у ручья» ; Левитан Исаак Ильич «Золотая осень.»; «Лесная река. Осень на реке Истра.»; «Поздняя осень.»; «Дождливый вечер.»
Поленов Василий Дмитриевич «Осень на Оке близ Тарусы.»; Жуковский Станислав Юлианович «Нахмурилось.»; «Лесное озеро. Золотая осень. (Синяя вода.)»; Серебрякова Зинаида Евгеньевна «Осень. Зеленя.»; Остроухов Илья Семенович «Золотая осень.»; Зверьков Ефрем Иванович «Золотая осень.»; ; Петровичев Пётр Иванович
«Нескучный сад. Осень».
Ход занятия
(дети вместе с педагогом входят в музыкальный зал)
-Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта (педагог берет в руки зажженную свечу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть эта искорка сопровождает Вас. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Зал наполнился красками. А у вас радостное настроение?
-Да!
-Вот и хорошо. Давайте мы нашу искорку поставим на столик и она будет нам освещать все вокруг, как маленькое солнышко.
(Дети рассаживаются на стульчики)
II. Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите,что это?
Вот художник так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл
Отгадать загадку просим
Кто художник этот …
–Осень
-Да, действительно осень. И сегодня все наши стихи, песни, все наши слова будут посвящены осени. Вы будете слушать музыку Осени, видеть ее на картинах. За каждый правильный ответ каждый из вас будет получать вот такой листок, которые вы будете класть в ваши корзинки. А в конце нашей встречи мы из этих листиков смастерим гирлянду. Хотите? Тогда начинаем.
Осень – удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Расскажите, ребята, по каким признакам мы узнаем, что настала Осень?
(Дни становятся короче, ночи длиннее; становится холоднее; листья становятся разноцветными, затем падают; улетают птицы на юг; все чаще идет дождь)
Все верно.
А кто из вас может назвать мне народные приметы осени.
• В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
• Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
• Гром в сентябре предвещает теплую осень.
• Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
• Облака редкие - будет ясно и холодно.
• Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
• Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
• Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
• Гром в сентябре предвещает теплую осень.
• Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Молодцы, ребята, много вы осенних примет знаете. Ребята, но ведь осень длится целых 3 месяца, и она такая разная. На какие условные части вы могли бы разделить всю осень?
(ранняя, золотая, поздняя)
Верно. И сейчас я прошу вас прослушать музыкальный отрывок назвать мне автора произведения, звучащий инструмент и сказать мне, какую осень вы в нем услышали.
(звучит «Осень» А. Вивальди) Какая звучала музыка?
Ответы детей – музыка радостная, торжественная, светлая, солнечная. Это – золотая осень.
Конечно же, ребята, Об осени часто говорят : золотая осень. Почему, как вы думаете? (листья на деревьях из зеленых перекрашиваются в самые разные оттенки золотого и золотистого.) Это действительно очень красивая пора, может быть, самая красивая в году. Во всяком случае, многие художники особенно любят писать именно осенние пейзажи. Эта тема дает им самый богатый выбор красок. И я вас приглашаю полюбоваться этими картинами в нашей художественной галерее. Кто-нибудь из вас знает, что такое галерея? (галерея – это место, где находятся картины) И сейчас я прошу вас среди всех репродукций указать мне те, на которых написана золотая осень.
(дети показывают картины, я называю художника и название) Ребята, какие краски используют художники, чтобы передать золотой образ осени? – теплые, сочные.
А к ним подобрать стихотворения.
1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Кто автор этого стихотворения? (И. Бунин)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Ребята, в этих чудесных стихотворениях мы услышали такие слова, как «багровый, лиловый, лазурный, багрец. И я бы хотела вам показать эти красивейшие цвета.
(картинки с названными цветами). К каким цветам они близки? (красный, фиолетовый, синий, голубой)
В Древней Руси красную краску и иногда ее оттенки (до коричневого) называли словом «багр». От этого возникли названия «багровый» и «багряный». Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.
Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте мне на ладошку ( игра: «слово на ладошке»). Осень, какая?
.- Золотая, дождливая, ранняя, разноцветная, грибная, прощальная, фруктовая, овощная, поздняя, яркая, золотистая, капризная
Конечно, ребята, наша осень, в первую очередь - золотая. И я вам предлагаю спеть нежную, красивую песню, которая так и называется «Золотая песенка».
Щедрая и яркая
Золотая осень
Каждый год подарки нам
В сентябре приносит
Пр. Значит, наша песенка вовсе не простая
Значит, наша песенка будет золотая
Яблоки янтарные соком налитые
Дыни ярко-желтые, словно золотые
Солнышко любуется
Как дубы и клены
Засыпают улицы
Золотом червонным
Листья осыпаются
золотистой стаей
Вот и получается
Песня золотая
В этой песне вы также услышали новое название золотого оттенка – червонный (показывает картинку, это золото с оттенком красного.
Красивая пора - золотая осень. Жаль, что пора эта совсем недолгая. Если календарная осень длится три месяца, то золотая осень - когда все деревья стоят желтые - всего две-три недели. И, вот порадовав глаз чистыми золотыми оттенками, листья вдруг начинают быстро осыпаться.
И я приглашаю вас в осенний парк на прогулку полюбоваться осенними листьями.
Динамическая пауза
(дети берут листья и под фон музыки проговаривают с движениями)
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются и кружатся с листьями)
Чем больше листьев на земле, тем меньше их на деревьях. И однажды листьев на деревьях не останется совсем, только черные голые стволы. Это тоже все еще осень, но уже не золотая. Ребята, назовите, пожалуйста, признаки поздней осени
(Становится холодно. Небо серое, затянуто тучами Часто идет дождь, иногда даже снег. Люди одевают теплую одежду. Деревья стоят голые. Птицы улетели в теплые края. Природа как бы засыпает.
Я прошу вас прослушать отрывок музыкального произведения, назвать мне композитора и описать настроение, переданное музыкой.
(звучит «Октябрь» Чайковского). Какая здесь звучала музыка? (грустная, тоскливая, печальная, задумчивая). Пожалуйста, покажите мне репродукции, которые соответствовали бы услышанной вами музыке и подберите к ней стихотворение.
(рассматривание репродукций
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края
И под настроение этого стихотворения споем с вами песню о грустной тучке.
(песня «Осень»
Серую тучку качая,
Ветер, играя, смешит
Тучка не хочет смеяться
Плачет, дождем моросит
Пр. Осень, осень,
Грустно кричат журавли
Осень, осень
Эхо им вторит вдали
Осень для всех постаралась
Яркие краски нашла
Только для тучки осталась
Серая краска одна
Да, у уходящей осени настроение грустное, печальное, ведь с ее уходом природа как бы засыпает. И я предлагаю нашим ребятам покружиться в замечательном старинном вальсе, который так и называется «Осенний сон».
(вальс «Осенний сон»)
Ребята, а вы заметили, что наша с вами встреча как бы делится на 2 части. Осень золотая и осень уходящая. Осень с настроением радостным и осень с настроением хмурым. Здесь я приготовила для вас карточки с забавными рожицами – пиктограммами. Эти пиктограммы показывают настроение. И сейчас я попрошу девочек отобрать карточки с хорошим настроением, а мальчиков – с плохим.
(на столах помещены пиктограммы эмоций.) (разбор пиктограмм)
Ну что ж, ребята, от души желаю вам, что на ваших личиках отражались только добрые чувства, а хорошее настроение никогда не портилось. Сегодня мы с вами слушали замечательную музыку осени, рассматривали картины о ней, пели песни и даже танцевали. А еще мы узнали много новых слов. И сейчас настал черед подвести подсчет наших листиков. Именно столько правильных ответов вы сегодня дали (считают листики). Ну что ж, из этих листиков мы соберем прекрасную гирлянду, которую повесим у вас в группе. (собирают гирлянду).
А ТЕПЕРЬ ПОПРОЩАЕМСЯ С НАШИМИ ГОСТЯМИ.