Татьяна Чуркина
Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: С. Т. Аксаков. Аленький цветочек (систематизация и обобщение)
Цель занятия: нравственное и эстетическое воспитание посредством вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс, с чё тким осознанием: мир прекрасен, как и прекрасен человек с любящим сердцем, добрыми делами его рук и поступками.
Задачи:
• Обобщить знания сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
• Прививать любовь к книгам и народному творчеству;
• Вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
Публикация «Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по сказке С, Т, Аксакова „Аленький цветочек“ в 4 классе» размещена в разделах
- Аксаков С.Т., «Аленький цветочек»
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Развитие речи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Воспитывать умение любить в человеке его душу, хорошее отношение к другим людям.
• Активизировать творческий и духовный потенциал учащихся.
•
Оборудование:
• тексты книги "Аленький цветочек",
• викторина по сказке (образец правильных ответов)
• сочинения «Волшебные свойства цветка»
• печатный текст песни «Волшебный цветок» Музыка Ю. Чичкова. Слова М. Пляцковского.
• компьютер и проектор,
• презентация
• цветная бумага и картон для изготовления аленького цветочка
• клей,
• ножницы
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель: Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
Зима – время года, когда каждый из нас ждет чудес. А чудеса могут быть разными. Это и пушистый белый снег, морозные кружевные узоры на окнах, бескрайние белые просторы, елки, укутанные снежным покрывалом, блестящие на солнце сугробы, веселые игры, удивительные сказки…
Мотивация учебной деятельности Учитель: - А вы бы хотели побывать в сказке? Побывать мы в сказке сможем. Собирайтесь в дальний путь. Кот ученый нам поможет Книгу сказок распахнуть!
-Давайте попробуем догадаться, о какой сказке пойдет речь?
АFЛYЕRНSЬКWИQЙ ЦLВVЕNТRОWЧYЕZК
Кот-ученый:
Я - кот ученый. Много лет
С тех пор, как написал поэт,
Все по цепи хожу, друзья,
Рассказываю сказки я.
Ну, что ж, начну я свой рассказ.
А мне подспорьем будут сказки,
В них мудрость жизни,
Счастья краски.
Давайте будем торопиться,
Откроем первую страницу!
Первая страница: «Викторина по сказке»
- Постарайтесь вспомнить содержание сказки ответить на вопросы.
1. Кто рассказал Аксакову сказку про Аленький цветочек?
Ключница Пелагея Его мама Его нянька Его бабушка
2. Отрывком из какого произведения является сказка «Аленький цветочек»
"Детские годы Багрова - внука" "Семейная хроника" "Буран" "Детство Тёмы"
3. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
На левый безымянный На правый мизинец На правый средний На левый указательный
4. Что случилось с купцом в дороге?
Корабль с товаром утонул На корабле случился пожар На его караваны напали разбойники Его люди погибли в пустыне
5. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
Через двенадцать часов За час до истечения 3 дней и 3 ночей Через неделю Через два дня
6. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?
Первой Десятой Двенадцатой Пятнадцатой
7. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
Медный браслет Изумрудное ожерелье Бриллиантовую серьгу Золотой перстень
8. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?
30 лет 50 лет 100 лет Меньше года
9. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что…
Долго прощалась с отцом Долго не могла решить, возвращаться или нет Сестры перевели часы назад Ее заперли в доме
10. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
Злым колдуном Карликом Медведем Заколдованным принцем
-Проверьте правильность выполнения по образцу. Оцените работу.
Отметка «5» - 9-10 заданий;
Отметка «4» - 7-8 заданий;
Отметка «3» - 5-6 заданий;
-Молодцы! Вы замечательно справились с заданиями викторины.
Кот-ученый:
Чтобы сказки не обидеть-
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
И любить, и создавать!
-Откроем вторую страницу!
Вторая страница ««Волшебная сила цветка»
Учитель: Мир преображается в минуты озаренья,
И сразу начинаются, как в сказке, превращения.
(звучит песня «Волшебный цветок»)
-Опишите цветок словами из песни. (Можно предложить детям использовать печатный текст песни.)
(Алый-алый, яркий, пламенный, сказочный, как заря, небывалый, волшебный, самый красивый, свежий).
-Замечательно! В песне вы услышали много красивых слов о цветке.
-А теперь предлагаю послушать строки из сочинений «Волшебная сила цветка», которые вы написали дома.
«…Каждый человек представляет Аленький цветочек по- своему, его сравнивают с мечтой, с зарей. Аленький цветочек - самый красивый, самый прекрасный цветок в мире. Он способен творить чудеса, дарить людям красоту и любовь»
«…. Аленький цветочек - волшебный. Он светится днём и ночью. Если прислушаться – можно услышать очень нежную музыку. О его благоухании в сказке говорится : «Запах от цветка по всему саду бежит».
«…Аленький цветочек волшебный. Он может переносить человека из одного мира в другой, может изменять и останавливать течение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое.»
«…Аленький цветочек связан с заколдованным царевичем, который своим внешним видом пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле охраняет прекрасный цветок. Я считаю, что Аленький цветочек является символом доброты.»
«…Цветок этот прекрасный и чудесный. Он воплощает собой счастье и красоту человеческой души»
«…Жалко, что мы не можем увидеть Аленький цветок. Но мы можем быть добрыми и совершать хорошие поступки.»
«…Мне кажется, что чудище не смогло бы превратиться в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей, даже если бы получила цветочек, потому что они не были по- настоящему добрыми.»
«…Младшая дочь очень любила отца. Ради него она отправилась к чудищу. Я думаю, что сердце младшей дочки и есть Аленький цветочек. Каждый любящий человек может творить чудеса.»
Учитель:
-Замечательно! Вы написали очень красивые слова о цветке, было приятно и радостно слышать вас. Молодцы!
Учитель:
-Можно ли создавать чудеса своими руками?
-Чем для этого нужно обладать?
(терпением, фантазией, трудолюбием, аккуратностью, выдумкой)
Учитель:
-Волшебными могут стать кисти, карандаши и обыкновенные ножницы. А чудом станет «Аленький цветочек», созданный нашими руками.
После небольшого отдыха приступим к работе.
Физминутка
Говорит цветку цветок :
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Кот-ученый:
Вся сказочных чудес полна,
Всегда волнуя, сердце.
На свете есть одна страна,
Страна в прекрасном детстве.
Страну не ищите на карте,
Где реки, озера и лес.
За вашею школьною партой
Откроется море чудес.
Откроем третью страницу!
Третья страница «Творческая мастерская».
Выставка работ.
Учитель:
-Давайте вспомним правила работы с ножницами.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
- Сейчас мы с вами попробуем стать настоящими волшебниками и сотворить чудо своими руками. Итак, приступаем! -Какие части есть у цветка? -Какие детали нам нужно вырезать? (Стебель, листья, цветок). - Каким может быть стебель? (Стебель может быть прямой или изогнутый). – Как можно вырезать прямой стебель? А изогнутый?
1). Прямой стебель вырезать просто: отрезаем от края листа полоски с зауживанием вверху.
Изогнутый стебель вырезаем следующим образом: линию среза нужно отвести немного от края бумаги так, чтобы она получилась изогнутой, вырезаем с постепенным зауживанием.
2)Листья.
Складываем бумагу пополам. Легкой линией наносим половину листа, вырезаем и разворачиваем.
3). Цветок.
Складываем бумагу пополам. Рисуем половину цветка. Для этого вы можете нарисовать любую форму.
- Вырезать можно по шаблону или произвольно, но, чтобы работа отличалась особой четкостью форм и линий контура, мы возьмём в помощники волшебную линию. Давайте вспомним, что это за линия?
(линия симметрии)
-Замечательно, а теперь давайте возьмем и порадуем стебельки, наклеим на них наши цветочки.
-Расположите детали на цветном картоне. Аккуратно наклейте.
-Добавьте что-нибудь свое.
Учитель:
-Посмотрите, какие чудесные аппликации у нас получились.
- Какой смысл вложил каждый из вас в образ волшебного аленького цветочка?
(Аленький цветочек - символ любви. Аленький цветочек символ доброты.
Настоящая любовь видит душу человека, ее внутреннюю, скрытую от глаз, красоту и доброту.
Самые главные качества человека - это доброта, любовь и сострадание. Они могут изменить не только человека, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Учитель:
Посмотрите, сколько у нас Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас. Свои прекрасные работы подарите родным и близким людям, как знак любви и уважения.
Пройдена дорога непростая,
За чудесной сказкой по пятам.
Мы еще не раз перечитаем
Книгу, полюбившуюся, нам.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Рефлексия. На столах лежат алые лепестки.
Напишите на лепестке, чему научила вас сказка. А теперь соберем аленький цветочек, который будет цвести в нашем классе.
Домашнее задание: Предлагаю выбрать любое из предложенных заданий:
Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище? Проведите исследовательскую работу. Попробуйте определить, если что – то общее в сказке С. Т Аксакова «Аленький цветочек» и поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Нарисуйте одного из героев сказки. Составьте словесную характеристику.
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,-
Он мечтою зовется не зря.
Может там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь не был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
Может там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
Может там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Музыка: Чичков Ю.
Слова: Пляцковский М.
Аннотация.
Требования современных стандартов образования таковы, что предметы, включенные в программу начального общего образования, должны интегрироваться с современными информационными и коммуникационными технологиями в рамках урока.
Интеграция двух и более предметных областей на одном уроке дает возможность достичь тех результатов, которые прописаны в новом варианте стандарта. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами.
Интегрированный подход всё больше осознается, как актуальная потребность современного образования. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества и развития интеллектуальных способностей.
Проведённый урок осуществляет задачу интегрированного и деятельностного подхода в образовательном процессе в младших классах.
Цель урока : нравственное и эстетическое воспитание посредством вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс, с чё тким осознанием: мир прекрасен, как и прекрасен человек с любящим сердцем, добрыми делами и поступками.
Данный урок интегрированный, с элементами творческой работы учащихся, направлен на обобщение материала по сказке, способствует развитию речи, воображения, увлеченного творчества. Он построен на интеграции, которая позволяет показать мир сказки во всём её многообразии, с привлечением музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. В ходе урока применяется один из самых распространенных и привычных видов работ с бумагой - аппликация. Данная техника выбрана осознанно, располагает большими учебными возможностями: способствует развитию художественного вкуса, развивает внимание, мышление, воображение, воспитывает аккуратность и терпение. Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся.
Использовались такие формы обучения, как рассказ, беседа, викторина, исследование, творческое дело. В ходе проведения занятия были реализованы принцип деятельности, целостности, вариативности, а также принцип творчества и психологической комфортности.
На уроке использовался мультимедийный проектор, компьютер, презентация, текст песни «Волшебный цветок» музыка: Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского, аудио запись песни.
Данный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке литературного чтения, внеклассного чтения, внеклассного занятия во внеурочной деятельности, на занятиях ОРКСЭ при изучении тем «Милосердие и сострадание», «Зачем творить добро», а также на часах общения по духовно-нравственному воспитанию в 3-4 классах школы.