Любовь Семченко
Конспект интегрированного занятия по естествознанию в старшей группе «Путешествие в подводное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание. Коммуникация. Творчество.
Раздел: Естествознание. Коммуникация. Лепка.
Тема: «Путешествие в подводное царство»
Цель: Составлять описательный рассказ о морских обитателях, выполнять фигуры морских обитателей, украшенные налепами и контррельефными (прорезными)рисунками.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по естествознанию в старшей группе „Путешествие в подводное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Задачи: Расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде. Пополнить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников. Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки. Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активировать и обогащать словарный запас. ; воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно- образное мышление, целостность восприятия. Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи. Продолжать освоение техники лепки: создавать фигуры рыбок, украшать налепами и контррельефными (прорезными)рисунками. Показать варианты сочетания деталей (овальное туловище и несколько вариантов хвоста и плавников).Развивать комбинаторские способности. Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира
Словарная работа: батискаф, акваланг, морские обитатели, подводный мир. Полилингвальный компонент: Сэлеметсізбе, Goodmorning(гуд монин) – Доброе утро;Сауболыыз, Good-bye(гуд бай) - до свидания; Море-Sea (си);морские животные –seaanimals(си энимэлз)
Оборудование: символы 3 цветов, маленькая ракушка, музыкальноре сопровождение, обруч, бутылочки с трубочкой, атрибуты Морской царицы, разрезные картинки морских обитателей подводного мира, мнемотаблица, коррекционная дорожка, Д\и «Танграм», Д\и «Судоку», Д\и «Сосчитай», оборудование для лепки, карты-схемы, панно. Подводный мир, символы. Мое настроение.
Методы и приемы:
1. Круг радости.
2. Мозговой штурм.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Метод эмпатии,
6. Чистоговорки,
7. Д\и «Расскажи по схеме»,
8. Д\и «Собери картинку»
9. Коррекционная дорожка,
10. Дифференцированная работа,
11. Физминутка,
12. Переход в центр творчества,
13. Д\и «Укрась морское животное»»
14. Итог. «Мое настроение»
Этапы занятия
Вводная часть.
1. Круг радости: «Доброе утро! Улыбнись скорее.
И сегодня весь день будет веселее!»
2. Д/и «Узнай и назови?»
- Ребята, сегодня утром я обнаружила в нашей группе необычный предмет. Как, вы думаете, что это? (показать маленькую ракушку) И как она появилась в нашей группе?
- Как вы думаете, где живёт Маленькая ракушка?
- Да, ребята она живёт в море. Ракушка просит нас отнести её домой.
- Как быстро добраться до морского дна, чтобы увидеть многообразие и красоту подводного мира и помочь маленькой ракушке добраться до дома? - Лучше отправиться всем вместе на батискафе. Приглашаю вас пройти в люк батискафа и занять места.
3. Звучит музыкальное сопровождение «Звуки моря»
2. Основная часть:
4. Дыхательная гимнастика «Подуй в трубочку»
5. Ребята, мы погружаемся всё ниже и ниже. Закройте глаза и слушайте звуки моря. (звучит плеск волн,шум моря) Воспитатель надевает на голову корону, прозрачную накидку и берёт волшебную палочку, превращается в Морскую Царицу.
- Ребята, я рада вас приветствовать в своём царстве. Я покажу вам морские богатства и познакомлю с подводными обитателями. - Вы каких морских животных знаете? Молодцы!
6. Чистоговорки. РЯ – РЯ – РЯ – мы уже у моря
ДЕ – ДЕ – ДЕ - рыбы плавают в воде
ТА – ТА – ТА - под водою красота
АК – АК – АК - проползает рак
СИ – СИ – СИ - резвятся караси ШКИ –ШКИ –ШКИ - красивые ракушки
НЕК – НЕК – НЕК – вот морской конек
ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины
АБА – АБА – АБА – я увидел краба
АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы
7. Рассматривание картинок с рыбами.
Крылья есть, да не летают,
Глаза есть, да не мигают,
Ног нет, да не догонишь.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. -О ком эти загадка? (о рыбах) Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские, в реке., в аквариуме..
8. Д/и «Расскажи по схеме»
Цель: описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
«Это рыба морской окунь. У нее есть голова, рот, глаза, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей, похожей на монетки. Дышит рыба жабрами. Живет в море. Окунь – хищник питается мелкими морскими обитателями. Детки появляются из икринок».
9. Д/и «Собери картинку»
Цель: составить из частей изображение морского обитателя и рассказать о нем. Дети находят картинки с изображением морского животного и рассказывают о нём.
«Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)
«Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня, и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей»
«Морская звезда. Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами.
Краб. Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов»
«Морской ёж. Тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Маленькие рыбёшки прячутся в его иголках. Морские ежи ядовиты».
«Осьминог. У осьминога мягкое тело, он не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. Назвали его так, потому, что от его короткого туловища отходят восемь ног. Осьминог быстро меняет окраску. Они настоящие хищники, по ночам выбираются на охоту. Они могут не только плавать, но и ходить по дну»
«Медуза. У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если на поверхность поднимается много медуз, кажется, что море пылает красным огнём»
«Электрический скат. У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде»
«Кит. Кит - это самое крупное животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы. Своих детенышей они кормят молоком. У них строение, как у человека. Киты долгое время могут находиться под водой. Они выплывают, чтобы набрать кислород. В наши дни китов осталось мало, поэтому они взяты под охрану».
10. Коррекционная дорожка. А сейчас я предлагаю надеть акваланги и выйти из батискафа. Чтобы дальше помочь нашей ракушке Мы должны пройти через специальный выход, подойти к столам и выполнить задания.
11. Дифференцированная работа.
Д\и «Танграм»
Цель: собрать рыбу по схеме из 7 фигур.
Д\и «Судоку»
Цель: разместить морских животных.
Д\и: «Сосчитай»
Цель: соотнести количество морских обитателей с числом.
12. Физминутка:
Наши руки - волны в море
Разгулялись на просторе.
Наши руки – рыбок стая,
Плывет, устали не зная.
Наши руки - крабик с домом
Ползает по дну морскому,
Наши руки – как кораллы
Разрослись на дне морском.
А теперь мы поскакали,
Как коньки морские стали.
Плывет мурена, как змея,
Не боюсь мурену я!
13. Переход в центр Творчества.
Д/з «Укрась морское животное» Цель: создавать фигуры рыбок, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками с опорой на схему.
- Молодцы, все справились с заданием и помогли маленькой ракушке найти свой дом.
Звучит сигнал с батискафа.
- Ребята, вам пора возвращаться. Прошу занять места в батискафе. Спасибо, что посетили моё царство.
Батискаф всплывает, слышится шум моря. Воспитатель отворачивается и снимает корону и накидку.
3. Заключительная часть:
14. Анализ:
Д\и «Мое настроение»
- Дети, вам понравилось путешествие?
- Кому сегодня помогли?
- Каких морских обитателей встретили?
- Изобрази морское животное, которое тебе понравилось. (пантомима)
- Что у меня еще не получилось?