Пермякова Алевтина
Интегрированное занятие «Насекомые» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о разнообразии насекомых, выделив их отличительные общие признаки (всех насекомых отличают наличии шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые в свою очередь, исполняют роль в эволюции планеты. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Публикация «Интегрированное занятие „Насекомые“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление. Совершенствовать навыки творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Предварительная работа: Рассматривания демонстрационных картинок с изображением насекомых (жук, бабочка, муравей, гусеница, пчела). Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.
Ход занятия:
Звучит фонограмма «Щебетание птиц в лесу»
Воспитатель: Ребята как вы думаете, куда мы с вами попали, послушайте, как поют птицы это вам что- то напоминает?
Ответы детей: В лес, наступает весна.
Воспитатель: Расскажите, а как вы догадались о ее приходе? По каким признакам?
Ответы детей: Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетают птицы.
Воспитатель: А раз вернулись птицы, значит, все маленькие насекомые просыпаются.
Воспитатель: Ребята, но насекомые такие маленькие их трудно разглядеть, что делать, кто нам поможет?
Звучит музыка и входит «Старичок Боровичок»
Старичок Боровичок : Здравствуйте ребята, вы хотели бы узнать много интересного про насекомых?
Ответы детей: да
Старичок Боровичок : Я вам в этом помогу, в муравьев вас превращу. Будете на время маленькие как насекомые. Представьте, что стоите на поляне, над головой шумят деревья под ногами молодая трава. И вы становитесь все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья.
(Звучит, музыка детям надеваются, шапочки с изображением муравьев).
Воспитатель: Ребята, какие мы маленькие муравьи. Что вы видите вокруг себя? Трава как деревья, песчинки как большие валуны. И старичок-боровичок исчез. Мы теперь с вами стали обитатели леса.
Воспитатель: Ребята мы теперь можем рассмотреть поближе насекомых и узнать, характерные признаки, признаки сходства и различия чем они похожи, как они защищаются, когда им грозит опасность. (Дети присаживаются на стулья).
На столе лежат листочки зеленого цвета. Дети поднимают листок, а под ним насекомые. Муравей, божья коровка, тля, кузнечик, комар, стрекоза.
Воспитатель: Посмотрите, кто это идет? Спинка красная, на ней черные круги с каждой стороны по 3 ноги. Это божья коровка. А, почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет, хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Эта жидкость и отпугивает врагов.
Как вы думаете, почему это существо назвали божья коровкой?
Ответы детей: потому что выпускает жидкость похожее на молочко.
Тля - это маленькое зеленого цвета насекомое, которое питается соком из листьев, но при этом она является едой как для божьей коровки и муравья.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадку: «В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет – из лесного сора строит себе город». Кто это?
Ответы детей: муравьи
Воспитатель: В самом начале весны муравейник похож на большую кучу, ссора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут, погреются на солнышке. Пройдет несколько дней, и муравьи примутся за работу. Питаются муравьи сухими насекомыми (гусеница, стрекоза, жуки, тля). Когда им угрожает опасность, они выпрыскивают едкую муравьиную кислоту.
Воспитатель: Ребята, а это кто забрался под листок и отдыхает
Ответы детей: Стрекоза
Воспитатель: Давайте рассмотрим стрекозу, посмотрите голова туловище четыре крыла и шесть ног стрекоза питается мошками, в минуту опасности она начинает стрекотать крыльями.
Воспитатель: Комар очень маленькое насекомое живет, на болотах водоемах, давайте рассмотрим его поближе голова на голове хоботок крылья туловище и шесть ног
Воспитатель: А вы знаете, что насекомых можно не только увидеть, услышать или нарисовать, но и можно их обозначать символами. Сейчас я вам предлагаю сделать символ насекомого по моему образцу, (детям дают готовую пластилиновую лепешку, фасоль, горошину, зубочистки).
Практическая работа дети на пластилиновой лепешке выкладывают символ насекомого из семечка фасоли шести зубочисток и горошины.
Воспитатель: Теперь мы знаем, каким символом отмечать насекомых.
Физкультурная минутка
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалил на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато, какой хороший
Муравьи возводят дом!
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая полянка пройдемте, понаблюдаем, что там происходит, кто на этой полянке живет?
Звучит фонограмма «Полет шмеля»
Воспитатель Ребята, что-то летит огромное лохматое. Кто это?
Пчела сидит на цветке и дети к ней подходят рассмотреть
Ответы детей: Пчела
Воспитатель: Пчела летит собирать сладкий нектар с первых цветов, чтобы сладким был вкусный и полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Пчела как бы предупреждает, своим окрасом не подходи, близко не бери в руки «Ужалю!» Острое жало это защита от врагов.
Посмотрите на этот цветок- это крыло бабочки.
Художественное слово:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел (бабочка)
Крыло бабочки все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. У каждой бабочки причудливость окраски крыльев это зависит от цвета и расположения чешуек, покрывающих крыло со всех сторон. (Показ чешуек) Кроме того на крыле находятся бесцветные чешуйки преломляющие световые лучи - это придает окраске металлический блеск. В тоже время нижняя поверхность, а иногда и форма крыльев призваны скрывать бабочку от постороннего глаза.
Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы станете обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий нектар.
Воспитатель: А скажите, мне муравьишки с кем мы сегодня повстречались, в лесу? Они все такие разные! Чем они похожи? (они маленькие, умеют летать, у них по 3 ноги с каждой стороны, всего шесть ног). И все они называются насекомые.
Воспитатель: Муравьишки пора возвращаться в детский сад. Как же мы туда попадем? Давайте позовем, старичка боровичка пусть он нам поможет обратно превратиться в детей. (Звучит музыка)
Старичок боровичок : Иду, иду, ребята много узнали, много повидали.
Старичок боровичок загадывает загадки детям.
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки, (кузнечик).
Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел, (бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком, (пчела).
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит, (комар).
У воды она летает,
насекомых ртом хватает,
есть огромные глаза
с телом длинным (стрекоза).
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек,
Это…. (божья коровка).
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
(гусеница, куколка, бабочка).
Старичок-боровичок : Молодцы ребята, не зря в лес сходили. Столько нового узнали. За это я вам подарю волшебный сундучок. А с вами я прощаюсь и в лес свой удаляюсь. До свидания, ребята. Если надумаете пойти в лес, зовите меня, (звучит музыка).
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что за волшебный сундучок. В сундучке находит воспитатель записку, что нужно осторожно рассматривать насекомых они очень хрупкие, и еще он нам подарил лупы, чтобы удобнее было рассматривать насекомых и семена цветов мы посадим рассаду, чтобы весной высадить на клумбы и бабочки будут садиться на цветы и пить сладкий нектар.