Бела Айрапетян
Интегрированное занятие на основе русской народной сказки «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! В этом году защитила магистерскую по теме "Развитие творческого потенциала дошкольников в игровой деятельности". Хочу с вами поделиться экспериментальной частью своей работы.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей. Одним из направлений методического обновления дошкольного образования является проведение интегрированных занятий на основе синтеза (объединения) учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия. К. Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам важную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Публикация «Интегрированное занятие на основе русской народной сказки „Теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Основой интегрированного занятия стала русская народная сказка «
Теремок
». Детям была предложена работа в творческих проектах: «Теремок»-изобразительная деятельность, «Теремок»-конструирование, «Теремок»-театрализованная деятельность.
Итак, дети на занятиях по изобразительной деятельности рисуют теремок, по желанию, персонажей сказки. Педагог напоминает детям план обдумывания замысла: что они будут рисовать, что хотят показать в своем теремке, что в нем обязательно будет, какие краски можно использовать. И тут вводится игровой момент, развивающий воображение: а сколько этажей будет в теремке, а сколько комнат будет в теремке, все ли звери поместятся? В процессе работы педагог наблюдает, беседует с каждым о его замысле, а потом просит детей поделиться своим замыслом. Педагог говорит, что терем должен быть ярким, красивым. А из чего мы его построим? А что во дворе будет? Можно предлагать детям множество вариантов, но нужно учитывать и возраст детей. Однако и этих заданий достаточно, чтобы заинтересовать детей, заставить их пофантазировать. Необходимо отметить, что занятие по рисованию проводилось не один раз: теремок рисовали и цветными карандашами и акварелью. И каждый раз дети старались придумать что-то новое, необычное. Первые теремки были неказистыми, простыми. После многочисленных просмотров иллюстраций к этой народной сказке, дети стали больше фантазировать, предлагать что-то новое. Воспитатель вместе с детьми рисовал теремок. Размышлял вместе с детьми, что еще добавить, как лучше решить «квартирный вопрос» зверей. И уже детям самим стало интересно придумать что-то свое: появилась карусель, гараж, цветы вокруг, деревья. И те из них, которые в первый раз нарисовали самый элементарный дом, не проявив никакой творческой активности, раз за разом старались нарисовать лучше, интереснее, тянулись за активными детьми. После каждого занятия педагог проводил конкурс на лучший рисунок. Дети обсуждали свои работы, давали оценки рисункам друзей. В этом случае каждое занятие по рисованию превращалось в своеобразную творческую лабораторию.
Также как и в изобразительной деятельности, в конструировании над теремком мы работали на нескольких занятиях. Строили теремок из конструктора «Лего». Это была коллективная работа. И дети уже знали, что принимаются разные варианты и предложения. На первом занятии мы построили «старый», маленький теремок. На втором занятии наш терем вырос. Так как предложений было много, то сначала обсудили сколько конкретно этажей будет (решили, что три, сколько комнат (шесть - по количеству персонажей). Но в процессе работы оказалось, что сложно построить три этажа и шесть комнат. Тогда педагог подсказывает такое решение: построим два этажа - на первом будут жить мышка, заяц и лягушка, а на втором - лиса, волк и медведь. Дети меняли крышу, прикрепляли колеса, строили забор. Потом воспитатель разделил детей на несколько групп и устроил конкурс - чей терем лучше. Как и во время занятий по рисованию, ребята обсуждали свои работы, сравнивали, вносили какие-то изменения. Идея понравилась. После того как был построен окончательный вариант, дети еще долго играли с «теремком», сначала с персонажами сказки, а потом уже используя другие сюжетно-ролевые игры.
Постановка сказки «Теремок» тоже происходила в несколько этапов.
Педагог прочитал сказку еще раз, используя при этом настольный театр. Потом стали распределять роли. Так как детей оказалось больше, чем персонажей, то у нас появился рассказчик, а роли волка и зайца исполняли по два «артиста» поочередно. Специальных костюмов не шили, но у детей домашнее задание - вместе с родителями вырезать маски зверей. Первые выступления были робкими, без особой артистичности. Воспитатель предложил детям подумать и представить – какие они, эти сказочные герои? Какой характер у мышки, а как прыгает зайчик, может лягушка будет петь? Посмотрели мультфильм «Теремок» и потихоньку дети стали раскрываться. Конечно, было много репетиций. И на каждой репетиции педагог с детьми обсуждал роль каждого, подсказывал, показывал. То есть принимал самое непосредственное участие в творческом процессе. Важно было, чтобы ребенок не просто выучил слова, но и представил бы характер своего персонажа. И только после этого «медведь» ходил как увалень, «зайчик» постоянно прыгал, а «мышка» выразительно пищала. Сначала хотели принести расписной терем из музыкального зала. А потом подумали и решили использовать свой теремок, построенный из конструктора. Дети менялись ролями, у кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Но все с удовольствием участвовали! Даже самые стеснительные дети, глядя на своих более активных и артистичных друзей, становились прекрасными «мышками» и «лягушками». И после нескольких репетиций, разборов игры и характера каждого персонажа, получился отличный веселый спектакль.
Протокол проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе.
Тема: «Теремок»(рисование карандашами)
Предшествующая работа: чтение и обсуждение сказки «Теремок»
Программное содержание: поощрять любые проявления творчества, закреплять умение работать карандашами
Цель:
-выявить степень инициативности ребенка
-определить целенаправленность деятельности ребенка, его эмоциональную вовлеченность
Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, книга «Теремок» с яркими картинами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вчера я вам читала русскую народную сказку «Теремок». Сегодня мы будем рисовать теремок и, по вашему желанию, его обитателей. Теремок должен быть ярким, красивым и в нем должно быть удобно всем. Посмотрите какой красивый терем-теремок изображен в книге. Вот какие окна, дверь, ставни расписные. Вы должны нарисовать не просто теремок, а дом, в котором будет удобно и хорошо всем зверятам. Рисовать будем карандашами. Я даже предлагаю нарисовать два теремка: первый маленький, зверюшкам там было тесно, а медведь и вовсе его сломал. А второй теремок большой, просторный. Там все поместились. Может там будет несколько этажей? Или много комнат? Подумайте, как будет лучше, представьте свой терем, а потом рисуйте.
Во время самостоятельной работы детей педагог подходит к каждому ребенку, вносит корректировку, предлагает и обсуждает варианты, делает замечания, а при необходимости помогает.
Предложения детей:
-А можно все звери будут жить на разных этажах?
-А я для медведя нарисую отдельный дом.
-А можно около теремка нарисовать качели?
-А где они будут играть?
В конце работы, воспитатель рассматривает вместе с детьми их работы. Дети рассказывают, что они нарисовали, а воспитатель предлагает разные варианты, постоянно говорит о том, что нужно фантазировать, придумать что-то новое, интересное.
Конспект занятия по конструированию:
Тема: «Теремок»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Виды деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская
Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные постройки.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей строить домики, используя различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, делать перекрытия. Закрепить с детьми знание сказки «Теремок», активизировать в речи слова-признаки: большой, маленький, широкий, узкий) Закрепить название строительного материала, цвет, размер.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.
Воспитательные: Воспитывать желание помочь сказочным героям.
Средства обучения. Настольный строительный материал, зверюшки из сказки «теремок»
Индивидуальная работа
.
Воспитатель: Давайте подумаем. Один или два терема построим?
Дети спорят, как лучше.
Воспитатель: Я предлагаю сегодня построить старый, маленький теремок. Посмотрим, что у нас с вами получится. А на следующем занятии построим новый.
Первый терем построили быстро, четыре стены, крыша.
Воспитатель: Ну что же, у нас получилась одна большая комната для всех зверят. Как же это неудобно! Давайте подумаем, какой будет наш новый терем.
Предложения детей:
- Давайте каждому построим по этажу.
Воспитатель: Это, конечно, удобно, но у нас получится не терем, а здание.
- Лучше три этажа!
- Нужно каждому по комнате.
Воспитатель: Сколько же будет комнат?
- Шесть.
Воспитатель: Я предлагаю построить двухэтажный терем, на каждом этаже по три комнаты. Кто будет жить на втором этаже? Может волк, медведь?
- Медведь очень тяжелый.
Воспитатель: Умница. Как же поступить?
- Пусть медведь живет внизу.
Воспитатель: И волк с лисой тоже. А на втором кто?
-: Заяц, мышь и лягушка.
Воспитатель. Я думаю, что мы и гараж сможем построить.
- И даже машины!
Театрализованная деятельность опиралась,естественно, на саму сказку. Спасибо за внимание.