Лилия Кулдавлетова
Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении куклы-оберега.
3. Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
4. Расширять словарный запас по теме «Обереги».
5. Развивать связную речь.
6. Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
7. Закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
8. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Публикация «Интегрированное занятие „Куклы-обереги из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
9. Воспитывать ценностное отношение к истории народа.
Оборудование: сундук, куклы-обереги (Зернушка (Крупеничка, Кубышка-травница, Пеленашка, Колокольчик, Десятиручка, кроватка с куклой, пословицы с картинками, отрывки из русских народных сказок, музыкальное сопровождение, лоскуты ткани, резинки, ленточки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями, а теперь поприветствуем друг друга.
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой красивый предмет появился у нас в группе? Что это? Правильно, это сундук. Кто же нам его принес?
Входит Бабушка- Загадушка (девочка).
2. Вход Бабушки-Загадушки.
Бабушка-Загадушка : Я принесла.
Воспитатель: Кто ты?
Бабушка-Загадушка : Я Бабушка- Загадушка. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!
Дети: Здравствуйте!
Бабушка-Загадушка : Хотите посмотреть, что находится внутри сундука?
Дети: Да!
Бабушка-Загадушка : Сундук откроется, если вы отгадаете мою загадку.
«Что все это значит:
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь –
Будет спать,
День, два, три и пять». (кукла)
Ответы детей.
- Ребята, угадали, что в нашем сундуке находятся куклы. А какие бывают куклы? (Деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные, фарфоровые, бумажные и т. д.).
К вам сегодня пришли особенные куклы.
Бабушка-Загадушка, садись рядом с нашими ребятками.
3. Рассказ воспитателя.
Мы знаем, что кукла не рождается сама : ее создает человек. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
(Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом).
В гости к нам пришли куклы-обереги.
4. Рассматривание кукол, рассказы о куклах – оберегах.
Воспитатель: Ребята, встречайте первую куклу.
1). Появляется первая кукла ЗЕРНУШКА (КРУПЕНИЧКА).
Воспитатель: Что эта за кукла?
Ребенок: Эта кукла называется Зернушка или Крупеничка. Делали эту куклу после сбора урожая. Мешочек наполняли зерном, затем наряжали и бережно хранили. Зернушка была оберегом на сытость и достаток в семье.
Воспитатель: Зернушка, приготовила для вас игру.
Игра «Подбери пословицу к картинке».
1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Воспитатель достает следующую игрушку.
2). «КУБЫШКА – ТРАВНИЦА».
- Дети, а как называется эта кукла?
Ребенок: Эта кукла называется Кубышка-травница. Куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала семью от болезней.
Воспитатель: Кубышка-травница принесла с собой игру «Узнай сказку». Я читаю отрывки из сказок, вам нужно сказать их название. («Царевна-лягушка», «Крупеничка», «Крошечка-Хаврошечка»).
1. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
—Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
—За кого же нам, батюшка, посвататься?
—А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
2. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом — и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
3. А коровушка ей в ответ:
—Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось.
3). Включить запись с плачущим ребенком, в кроватку положить пупса.
- Слышите, кто-то плачет? Это плачет малыш. Как же его успокоить?
Ребенок: В старину, когда начинал плакать младенец, мать клала в колыбельку куклу- оберег «ПЕЛЕНАШКУ». Затем приговаривала:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Воспитатель: Как можно еще успокоить маленького?
(Покормить, покачать, спеть колыбельную, песню).
Музыкальное упражнение «Есть в лесу из бревен дом»»
4) Появляется кукла «Колокольчик».
Ребенок: Эта кукла называется Колокольчик. Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такая кукла, то в доме всегда будет радость и веселье.
Воспитатель: На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры.
Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина» (Физминутка)
- Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:
Иван, Иван, полезай в стакан.
Отрежь лимон и выйди вон!
Русская народная игра «Долгая Арина»
В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – укажи.
Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:
- Вдоль по караваю
Я иду, гуляю,
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю.
(Арина подходит к детям и пытается угадать имя).
5) Воспитатель достает куклу ДЕСЯТИРУЧКА.
Ребенок: Эта кукла называется Десятиручка. Такую куклу дарили девушке на свадьбу. Она помогала в разных домашних делах, в рукоделии.
Воспитатель: Вот пришло время и нам заняться рукоделием. Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Сегодня я предлагаю изготовить куклы-обереги для вашего дома. Обереги делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.
Воспитатель: Давайте сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
Изготовление кукол-оберегов «День и ночь». (Одна из кукол сделана на предыдущем занятии. По аналогии выполняется вторая кукла).
У детей на столах лежат схемы последовательности выполнения оберега.
1. Сначала большой лоскут скручиваем по длине в трубочку и сгибаем пополам, закрепляем резинкой, формируем голову.
2. Делаем ручки: скручиваем меньший лоскут ткани в трубочку и на концах закрепляем резинками, формируем кулачки.
3. Продеваем в отверстие в голове кукол ленточку и завязываем.
(Во время работы звучит спокойная русская народная песня).
По окончании работы воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
Сюрпризный момент.
Воспитатель из сундука достает сундучок, внутри которого находится угощение.