Наталия Попова
Интегрированное занятие изобразительной деятельности и художественного конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития творческой активности детей дошкольного возраста на примере интегрированного занятия изобразительной деятельности и художественного конструирования
Одним из важнейших условий формирования личности является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, побуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.
Публикация «Интегрированное занятие изобразительной деятельности и художественного конструирования» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
Эстетическое воспитание создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для развития творческих способностей.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя.
Почти все родители заинтересованы в развитии художественных способностей детей. Они хотят, чтобы рисунки детей были более характерными, яркими, образными, выразительными. Действенную помощь в этом оказывает «Художественное конструирование». В процессе конструктивной деятельности ребенок овладевает широким спектром изобразительных средств, в результате этого становиться возможным построение изображения и выражения своих чувств, зрительно воспринимаемых образах. У детей развивается композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом, начинают складываться предпосылки собственного творчества.
Художественное конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур из ткани разных цветов) является синтетической деятельностью, которая схожа с сюжетной игрой, аппликацией, рисованием, но не приравнивается к ним.
Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображения объектов реальной деятельности, передают не сколько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношении между основными частями, то есть строят изображение значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии.
Художественное конструирование предъявляет ряд серьезных требований к развитию восприятия, мышления, воображения – познавательных и творческих способностей, а также к развитию у детей художественных способностей – символически выражать свое отношение к реальности.
Создание выразительного образа достигается органичным единством изобразительных средств. Конструкторский материал «подсказывает» детям нужный способ действия, «контролирует» их работу, помогает обнаружить ошибки. Ребенок может свободно передвигать геометрические фигуры на фоновой поверхности и опробовать различные варианты построения изображения.
Эмоциональные переживания приводят к новому видению изображаемого объекта и к передаче нового личностного смысла изобразительными средствами.
Интегрированные занятия художественного конструирования и изобразительной деятельности позволяют ребенку достаточно глубоко прочувствовать эмоционально-художественный образ изображаемого объекта, что непременно сказывается на качестве и выразительности его рисунков.
Идея возможности развивать у дошкольников творческие способности в игре увлекала многих педагогов и воспитателей. Они считали, что через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания. Педагог играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека стать, как бы на один уровень с ребенком с лихвой вознаграждается – блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия.
Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.
Игровую ситуацию с превращением хорошо применять перед интегрированным занятием по рисованию пейзажной композиции из деревьев.
Воспитатель создает у детей определенное настроение, читая стихи о природе, о деревьях, слушая музыку с шумом леса, и «превращается» вместе с детьми в деревья. Породу дерева и его характер ребенок выбирает сам. Если ребенок изображает дуб, то всем своим видом он показывает могучее дерево с мощными ветками и пышной кроной. Если это березка, то ребенок изображает стройный ствол и тонкие ветви, которые поднимаются и плавно опускаются вниз, образуя красивые ниспадающие каскады листвы. Маленькую елочку можно изобразить слегка присев и развести руки в разные стороны.
Перед «превращением» воспитатель обсуждает с детьми, что деревья похожи на людей: ступни – это корни, которые глубоко уходят в землю,
поэтому они неподвижны, ноги и туловище – ствол, руки – ветви, а пальцы маленькие веточки.
Когда дети приняли образы деревьев, можно представить, что подул сильный ветер и деревья начали качаться. Дети с большим удовольствием изображают, как качаются деревья.
После, воспитатель предлагает построить пейзажную композицию из деревьев на стендах, передавая характерные признаки деревьев, их индивидуальные особенности, более всего понравившийся образ дерева.
После конструирования детям предлагается нарисовать деревья.
Такое интегрированное занятие помогает детям лучше понять, прочувствовать образ изображаемых объектов. Также происходит развитие детской инициативы, поскольку, конструируя, дети как бы уже «рисуют» конструкторским материалом, но в случае неудачи все легко исправляется, что предает ребенку дополнительную смелость и решительность в своих действиях. А при рисовании дети уже с уверенностью в своих силах приступают к работе.
Изобразительная деятельность дошкольников – это уникальная продуктивная деятельность, наполненная глубокими переживаниями. В основе изобразительной деятельности всегда лежит нравственный мотив. Формирование доброго и чуткого отношения к окружающему, любви и понимания близких людей влияет на эмоциональную сферу личности.
Но в основе этой деятельности лежат также и художественные образы, отражающие окружающую действительность, но средства выражения этих образов специфичны: они создаются с помощью изобразительно- выразительных средств.
Изобразительная деятельность представляет собой целостную социально-
едагогическую систему, которая взаимосвязана с другими видами детской деятельности и видами искусства, и развивается в определенной социальной среде. Наиболее успешное развитие данной деятельности происходит на интегрированных занятиях и на основе сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми.
Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.