Наталия Ивочкина
Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Печка-матушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.
Задачи:
-Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, осо-бенностями русской избы и бытом крестьян;
-Расширять словарный запас детей, по средствам использования в речи старинных слов: ухват, коромысло, чугунок, изба, печь;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию „Печка-матушка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- Развивать художественно – образное мышление и двигательную активность детей;
-прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков
-воспитывать интерес и любовь к малым фольклорным формам: пословицы, загадки, потешки, русские народные игры;
-Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по теме; поход в мини – музей в детском саду.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Используемое оборудование: имитация избы с домашней утварью; клубок; компьютер; мультимедийный проектор; экран; картинки с предметами к игре; соленое тесто; пирожки; салфетки; мяч.
ХОД:
Организационный момент:
Воспитатель : Здравствуйте дети, в нашем детском саду сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся. Давайте возьмемся за руки:
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель : Я сегодня шла к вам и у порога увидела вот что (показывает клубок ниток). Для чего он нужен? (Ответы детей)
Воспитатель крутит - вертит клубок и достает из серединки записку в ней написано:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Воспитатель : Как вы думаете про что это стихотворение? (ответы детей).
Давайте с вами вспомним как раньше жили наши прадеды и деды?
Просмотр мультимедийного устройства (быт предков).
Слайд №2
Стоит жилище, деревянные бачища
Внутри печь, да дрова
Это русская…
Из чего строили? Как называли? (ответы детей)
Слайд №3
Как вы думаете, что это? (ответы детей)
Слайд №4
Загадка про прялку
Беседа по слайду.
Клубок лежит рядом. Воспитатель прислушивается : клубок мне говорит, что может нам помочь попасть и посмотреть как это было.
Отправляются в путешествие под русскую народную музыку. (Во поле береза стояла.)
ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в избу попадем (обычная ходьба на месте)
Попадают в часть группы, которая оформлена под русскую народную избу. Хозяйка выходит на встречу
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, а я вас давно жду!
Проходите, присаживайтесь на лавочку, устали с дороги.
(дети садятся) Нравится вам у меня? (ответ детей)
Хозяйка: Детки, отгадайте-ка загадку, про что она?
Наша барыня-сударыня толста и бела.
Щей, да каши наварила.
Пирогов нам напекла. (ответы детей)
Хозяйка: Молодцы! Правильно, печка. В старину печка была самая
главная в доме. Почему? (ответы детей). Совершенно верно - она и грела и кормила людей
Детки, в чем ваши мамы варят вам кашу, супы, щи? (ответы детей)
Хозяйка: А давным-давно, в старину у людей не было кастрюль, были
вот такие чугунки (показывает) их ставили в печь на огонь
и варили в них. Вот сейчас и я сварю кашу в чугунке.
Насыплю крупу (сыплю). Налью молоко, посолю и
прикрою крышкой (сопр. показом). Надо поставить чугунок
в печь, а там сильный огонь. Как же мне быть? (ответы детей) Ваши мамы чем берут горячие кастрюли, чтобы не обжечься? (ответы детей)
Хозяйка: А мне чугунок надо поставить далеко в печь, и если я
буду чугунок ставить полотенцем, он у меня загорится, и
я обожгусь. А как надо вести себя с огнем (ответы детей)
-Правильно с огнем надо быть осторожнее, отходить от него подальше. Для этого у меня есть ухват.
Как вы думаете для чего нужен ухват? (ответы детей). Вот я сейчас возьму ухватом чугунок и поставлю его в печь. (ставлю) и я не обожглась. В чем у меня будет каша вариться? (спрашиваю детей) А чем я чугунок в печь поставила? Молодцы, запомнили. А я сейчас подкину в печь дров, пусть каша варится. (кладу дрова)
- С печью была связана вся жизнь русского народа, недаром печку называли ласково и уважительно, как человека. Как бы вы назвали печь? (ответы)
- Да, в старину так и говорили: «печка – матушка», или
«Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня,
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси, в дом богатство неси!»
Хозяйка: Я вас ждала, тесто на пироги замесила, но не успела их сделать. Вы мне не поможете? (ответы детей).
Тогда помоем руки и приступим к работе.
Дети из соленого теста делают пирожки.
Хозяйка берёт лопату, ставит в печь пироги (из солёного теста).
- Пока пироги пекутся, поиграем с мячом. А вы знаете сказки, где про печь говорится? Кому я брошу мяч тот должен назвать сказку: «Гуси – лебеди», «Волк и козлята», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Три поросенка», «По щучьему велению» и др.
Хозяйка: Ну, вот, ребята пока мы с вами играли, пирожки испеклись. До чего румяны! Вынимает пироги из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).
Наша печка – сударыня, толста и бела,
Пирогов вам напекла.
Это вам от меня гостинцы на дорогу. Ой, а что-то мы забыли положить в пирожки? (ответы детей). Положу вам баночку варенья
Воспитатель : А нам пора отправляться в путь (звучит музыка).
И дорогу обратно нам поможет найти клубок.
Ты, катись, катись клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спиши
Путь дорожку укажи.
Воспитатель : Давайте с вами вспомним, Что же мы увидели. И я предлагаю вам поиграть «Что было? Что Есть? Что будет? (вставляют картинки)
кастрюля Газовая плита прихватка газ
чугунок печь ухват дрова
Воспитатель : Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
-На этом наше занятие закончилось и предлагаю попить чай с пирогами.