Ольга Тихонова
Интегрированное занятие «Я живу в России»
Интегрированное занятие в старшей группе
по теме: «Я живу в России»
Провела: Тихонова О. В.
2012г.
Программное содержание:
Образовательные:
Углублять и уточнять представления о России.
Расширять представления о родном крае.
Развивающие:
Развитие интереса к истории России, литературному наследию.
Развитие внимания, памяти, воли.
Обогащение словаря: большая и малая родина; Рождество, Пасха, Масленица.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к большой и малой родине.
Публикация «Интегрированное занятие „Я живу в России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща.
Материал: глобус, лукошко, лапти, матрёшка, берёзка, стол с самоваром, магнитофон и аудиозапись: песня «Родные места», «Россия», «Во поле берёза стояла!»
Ход занятия:
1. Орг. момент:
По русскому обычаю воспитатель в русском костюме вносит хлеб (каравай)
Встречает- детей и гостей.
- Здравствуйте гости дорогие!
- Милости просим!
- Хлеб вам и соль.
-Каравай вам подношу
-И принять его прошу.
(кладёт на стол)
(Читает стих-ние)
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод,
И первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ,
Под первою стеной сосновой.
Воспитатель-хозяйка: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.
Русские люди очень гостеприимные и я приглашаю вас ко мне в гости.
/ Дети входят в зал садятся на стульчики/
Хозяйка: Наша изба ровно тепла,
На дворе капель, так и у нас тепель.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – обо всём тужить.
Дом вести – не лапти плести.
Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним одна за всех отвечает.
Рассаживайтесь поудобней будем беседу вести.
Послушайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все и млад, и стар,
Что она большущий шар!
/ЗЕМЛЯ/
ПОКАЗЫВАЕТ ГЛОБУС.
- Это модель планеты Земля – глобус. Земля – голубая планета, так как большую часть на ней занимают реки, моря, океаны.
- На планете Земля живёт много людей. Каждый живёт в своей стране.
- Как называется страна, в которой мы живём? /Россия/
- Назовите главный город России.
- Правильно главный город России - Москва. Москва – столица нашей родины. В этом городе находится правительство государства, президент страны –В. В. Путин.
- Дети, а какими словами вам хотелось бы называть нашу родину?/большая, необъятная, огромная, красивая, непобедимая, любимая, родная/
- Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка», потому что она нас вырастила, выкормила, воспитала, выучила русскому языку и как мать, защищает и оберегает нас.
Народ придумал много фраз и пословиц о Родине.
-Какие пословицы вы знаете?
1. Родина любимая – мать родная.
2. Человек без Родины – что соловей без песни.
3. Одна у человека мать – одна у него и Родина.
4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
-Издавна Россию называют Русью. Что такое Русь?
Рассказ:
РУСЬ
Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия. Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь - он и зацвел!" - "На Русь?" - ахнул я. - "На Русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое Русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!
(С. Романовский, "Марфа и Мария").
- Какие праздники отмечают на Руси с древних времён?
/Рождество, Пасха, Масленица/
(Корзинка в которой находятся лапти,матрёшка)
Хозяйка задаёт вопросы и показывает.
-Как называется корзинка в России? /лукошко/
- Какую обувь носили русские крестьяне? /лапти/
-Какой сувенир считается символом России?/матрёшка/
- Какие блюда русской кухни вы знаете?/Щи да каша пища наша!/
Стихотворение читает ребенок:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы и долины
Вижу реки и моря-
Это русские картины
Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка –
Это Родина моя!
/аудиозапись «О России», на фоне музыки/
Хозяйка:- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той!
- Но есть у каждого человека, то место где он живёт. /отключить фоногр. /
- А где живете вы (ответы детей)
- Посмотрите, к нам в детский сад заглянуло солнышко.
(обращается к солнышку)
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, шепчет солнышко, хорош
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей
Родина! Она всего милей!
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья –….(произносят дети)
Видишь звёздочки Кремля -….
Детский сад, где все друзья -….
Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,
И в лесу смородина – это тоже Родина!
- Дети любят играть в русские народные игры, давайте и мы поиграем в русскую народную игру.
Игра «Гори, гори ясно!»
-В России самые большие леса на Земле. Кто из вас знает, какое дерево является символом России? Конечно, же, это берёза. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. С любовью воспевал народ природу родной земли, и конечно русские красавицы берёзки.
Подходит к березе.
Берёза моя берёзонька,
Берёза моя белая!
Стоишь ты берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе берёзонька
Листочки зелёные,
Под тобой берёзонька
Трава шелковая.
ХОРОВОД «Во поле береза стояла»
-Дети! берегите и любите свою родину, свой родной край, родную природу!
Дети читают стихи.
Берегите Россию
Нет России другой
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть!
РОДИНА
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-О чем мы с вами сегодня говорили? / ответы/
Звучит песня «Россия» аудиозапись.
Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?
Аль гулять вы не хотите?
Засиделись, чай с утра?
Уж за стол нам всем пора!
Проходите не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Идут в группу, угощение пирогом (караваем).