Наталья Журбенко
Интегрированное открытое занятие, посвященное фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное открытое занятия, посвященное фольклору.
Цель занятия :
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Ход занятия
Звучит русская народная песня " Калинка»[
Дети входят в зал и садят на стулья.
Воспитатель:
--Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы
(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).
---Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
-Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Ростом разные подружки
И похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка! (Матрешка)
Воспитатель:
-Правильно, там лежат матрешки. А кто это к нам стучится?
Входит персонаж «Матрешка»
Матрешка здоровается с детьми. Спрашивает, узнали ли они ее.
Матрешка рассказывает о себе.
-Мы -Матрёшки-игрушки с секретом. У нас внутри целое семейство матрё шек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.
Воспитатель:
-Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?
Примерные ответы детей.
- Она красивая, яркая, праздничная.
- Игрушка матрёшка весёлая.
- Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.
Воспитатель:
-Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить? Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?
Дети затрудняются ответить. Матрешка предлагает детям сесть поудобнее и послушать о ее рассказ.
Показ презентации «Матрешка»
-Скажите, в какой стране мы живем? (Россия)
-Правильно. А есть такая маленькая страна, недалеко от нас, называется Япония. Так вот матрёшка появилась в Японии- 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Это был добродушный лысый старичок Фукуруму. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит, она какая? {Деревянная.) Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (Раньше русские женщины обязательно ходили в платках.) Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками. Разные мастера матрешек расписывали по-разному.
(Обращает внимание на выставку матрешек.)
Матрешка предлагает поиграть в игру «Скажи, какая?»
-Матрешка какая? — Веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.
-Лицо у матрешки какое? — Веселое, грустное, радостное, румяное, красивое, детское, милое, доброе, озорное, лукавое.
-Платок какой? — Пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.
-Сарафан какой? — Русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.
-Фартук (передник) какой? — Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.)
Воспитатель: -А теперь наши матрешки сосчитаем, сколько их.
Сосчитайте, сколько в какой матрешке других меньших матрешек. (Ответы детей.)
Воспитатель:Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем?
-А давай для нашей матрешки споем песня «Матрешки»
Воспитатель : Ой! Дети! Мне матрешка говорит, чтобы с вами поиграть русскую народную игру «Огуречик, огуречик»
Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечик
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет
- Садитесь ребята на стульчики.
Праздник с матрешкой продолжается.
-Опять что-то хочет сказать мне матрешка- просит, чтобы вы спели песенку про малинку. Вы знаете такую песенку.
Дети поют песню «По малинку»
-Для матрешки мы приготовили сюрприз. Мы выучили потешки и хотим рассказать гостям. Сначала расскажет один ребенок, а потом построчно.
Матрешка:- А теперь поиграем русскую народную игру «Бабка Ежка».
Ну что мы поиграли, сейчас сядем отдохнем, а с матрешкой поиграют наши родители.
Их приглашаем поиграть с нами в русскую народную игру «Заря-зарница».
Родители играют в игру.
Матрешка:- Какие вы молодцы все! И родители и дети. Но мне надо уходить к своим сестрам матрешкам. До свидание.
Уход матрешки.
Воспитатель подводит итоги занятия :
-А вам понравилась эта игрушка?
-А что вам запомнилось больше всего?
- Вы будете с ней играть (Ответы детей)
Воспитатель:-Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа. А теперь можно пойти в группу.
Дети под русскую народную музыку выходят из зала.