Ирина Григорьева
Интегрированное НОД по патриотическому воспитанию «Символы России» в подготовительной к школе группе
Беседа. Тема: «Символы России».
Приоритетная образовательная область развития: речевое развитие.
Образовательные области развития в интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,
художественно – эстетическое развитие,
физическое развитие.
Цель. Углубление представлений о государственных символах России.
Задачи:
Коррекционно - образавательные: (речевое развитие, познавательное развитие)
Публикация «Интегрированное НОД по патриотическому воспитанию „Символы России“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
совершенствование грамматического строя речи;
расширение и уточнение словаря по теме: «Наша Родина - Россия»;
обогащение речи образными выразительными средствами (родственными словами относящимися к Родине).
Коррекционно - развивающие: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)
развитие связной речи, общих речевых навыков, Совершенствование умений пользоваться косвенной речью;
развитие зрительного восприятия, речевого слуха памяти;
развитие долговременной памяти и мышления;
координации речи с движением;
развивать координацию движений «глаз – рука»;
вызвать интерес к созданию коллажа: «Флаги России».
Воспитательные: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)
воспитание любви к родной стране и малой родине, гордости за неё, бережного обращения, самостоятельности, ответственности, активности.
Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.
Предварительная работа:
рассматривание карты России;
рассматривание карты Хабаровского края;
рассматривание карты Ванинского района;
рассматривание государственного флага и государственного герба России, слушание государственного гимна России на музыкальном занятии;
рассматривание флага и герба Хабаровского края;
рассматривание флага и герба Ванинского района, Охотского района, Солнечного района, Советско – Гаванского района, Комсомольского района;
знакомство с пословицами и поговорками о Родине;
чтение стихов русских поэтов о Родине и выборочное заучивание (по желанию и выбору детей): М. Исаковский. Поезжай за моря и океаны…; А. Прокофьев. Родина; З. Александрова. Родина и других по выбору воспитателя;
прослушивание записей песен о Родине;
словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.);
разучивание хороводной игры: «Берёза»;
разучивание коммуникативной игры: «Найди друга»;
повторение пальчиковой гимнастики: «Утро настало»;
Индивидуальная работа:
развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;
Методы:
наглядные (иллюстрации);
словесные (художественное слово, вопросы);
практические (игры);
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.
Материал:
карта России;
иллюстрации: государственного герба, государственного флага, государственного гимна, герба Хабаровского края, герба Ванинского района, флага Ванинского района;
флаг России, флаг Хабаровского края;
магнитофонная запись государственного гимна России, песни о Ванино.
Оборудование: магнитная доска;
Технические средства: магнитофон.
Литература: Ю. В. Шуйская «Наша Родина – Россия». Москва «Эсмо» 2009г. М. П. Голованова «Герб. Флаг. Гимн России» Москва «Росмэн» 2003г. И. И. Кандауров, О. Ю. Стрелкова «Символика Хабаровского края» Хабаровск 1997г. С. Н. Логинов «Символика Российской Федерации, Хабаровского края, Муниципальных образований края» №2(73)2010г. Издание Правительства Хабаровского края. А. Баталов «Медведь на гербе Хабаровска», «Тигр на гербе Хабаровска» Издательский дом «Приамурские ведомости» Хабаровск 2002г.
Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу.
Ход образовательной деятельности:
В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.
Приветствие - дети обращаются к гостям:
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета?
Д. Наша планета называется Земля.
В. И мы с вами?
Д. Земляне.
В. У каждого землянина есть имя и у каждой страны на планете Земля есть своё имя, назовите понравившиеся вам названия стран?
Д. Страна Китай, страна Япония, страна …
В. А наша страна называется?
Д. Наша страна называется - Россия.
В. И мы с вами?
Д. Россияне.
В. Сегодня у нас состоится очень важный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России. О государственных символах России, символах Хабаровского края и Ванинского района. Каждый из вас создаст коллаж «Флаги России».
В. Займите, пожалуйста, свои места на стульчиках. На доске перед детьми карта – России (на нейкарте закрытые листами иллюстрации государственного флага, государственного герба и государственного гимна России.).
Как вы думаете карта, какой страны перед вами?
Д. Перед нами карта …
В. Правильно, перед нами карта нашей страны (открывается иллюстрация). А какими словами можно назвать нашу страну?
Д. Родина, Русь, Россия, Российская Федерация, Отечество, матушка Россия, государство.
В. Почему мы зовём Россию Отечеством?
Д. Мы зовём Россию Отечеством потому, что в ней жили наши прадеды, живут наши деды и отцы.
В. Верно. Слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовём её Родиной?
Д. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились.
В. Верно. Слово Родина и родились – слова родственники. А почему мы называем Родину матушкой, матерью?
Д. Матерью мы называем её потому, что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку.
В. Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. На свете есть много хороших государств, но у человека одна родная мать и родина у него тоже одна. Как мы узнаём государство?
Д. Государство узнаём по его гербу, флагу и гимну.
В. Каждое государство имеет свои символы, они имеют значение для каждого гражданина страны. Назовите государственные символы России?
Д. Государственные символы России – это государственный флаг, государственный герб, государственный гимн (открываются иллюстрации флага, герба, гимна по очереди).
В. Какой у России флаг? (открывается иллюстрация флага)
Д. Прямоугольное полотнище с тремя полосками.
Белая полоска – обозначает чистоту и благородство, синяя полоска – веру и верность, красная полоска – силу и мужество.
В. Правильно. Где устанавливается флаг, где его можно увидеть?
Д. Флаг можно увидеть на крыше всех административных зданий, школ, Доме искусств, на праздниках, на парадах, на спортивных соревнованиях …
В. Молодцы! Какой у России государственный герб?
Д. Красный четырёхугольный щит. На щите золотой двуглавый орёл с поднятыми крыльями. Над головой орла три короны, в лапах скипетр и держава – символы власти. На груди орла на красном щите Георгий Победоносец. Он пронзает копьём чёрного дракона: «Добро побеждает над злом».
В. Правильно. Где можно увидеть герб?
Д. На костюмах спортсменов, скафандрах космонавтов, пограничных столбах, на космических ракетах …
В. Молодцы! Что такое государственный гимн?
Д. Государственный гимн – это торжественная песня посвящённая Родине.
В. Правильно. Музыку гимна написал композитор А. Александров, слова поэт С. Михалков. А когда исполняют гимн?
Д. Гимн исполняют на соревнованиях, на праздниках, когда президент награждает спортсменов, учёных, космонавтов, героев, Когда молодые воины принимают присягу…
В. Давайте встанем и послушаем начало гимна, а желающие могут и спеть слова. Дети слушают часть государственного гимна России. В торжественной песне поётся, что наша страна какая?
Д. Священная, любимая, великая, родная, прекрасная, огромная, богатая, необъятная, красивая, могучая …
В. Назовите главный город – столицу России?
Д. Столица России – Москва.
В. Что называют россияне сердцем столицы?
Д. Сердцем столицы называют Кремль.
В. Люди, каких национальностей живут в России?
Д. В России живут русские, белорусы, украинцы, татары, чеченцы, армяне…
В. Какого дикого зверя называют символом России?
Какой цветок называют символом России?
Какое дерево называют символом России?
Д. Символом России называют берёзку.
В. Правильно. Давайте встанем, возьмёмся за руки и заведём хоровод: «Берёза моя, берёзонька».
Берёза моя, берёзонька, берёза моя белая (идут по кругу, взявшись за руки)
Берёза кудрявая, стоишь ты берёза посреди долинушки (останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх)
На тебе берёзонька весной и летом листья зелёные, а осенью золотые (опускают руки)
Под тобой берёзонька, зимой снежок беленький (медленно приседают).
В. Садитесь, пожалуйста.
Как вариант:
В. Молодцы. А какая народная игрушка – символ России?
Д. Матрёшка.
В. Предлагаю вам игру: «Русские матрёшки». Дети ходят по группе в разных направлениях и со словами: «Встаньте матрёшки по двое» и т. п. встают парами, тройками, четвёрками, пятёрками.
В. Россия страна большая, а где же мы с вами живём?
Д. Мы живём на Дальнем Востоке России в Хабаровском крае посёлке Ванино (открывается значок).
В. Правильно. Назовите символы Хабаровского края?
Д. Символы Хабаровского края – флаг и герб.
В. Молодцы! Дальневосточный поэт Виталий Захаров сказал о флаге так:
«И флаг Хабаровского края
нас осеняет, как бойцов…
И мы всей жизнью повторяем
Жизнь наших дедов и отцов» (Показ флага).
Какой флаг у Хабаровского края?
Д. Прямоугольное полотнище, разделённое на три части. Белая полоса обозначает чистоту помыслов жителей Хабаровского края, голубая полоса – большие водные ресурсы Хабаровского края, зелёный треугольник – «бескрайнее море тайги».
В. Молодцы. Дальневосточный поэт Виталий Захаров писал о гербе так:
«Вот герб Хабаровского края,
Его девиз: «Россия здесь,
И у России нет окраин…»
Какой герб у Хабаровского края?
Д. На серебряном щите нарисован сидящий на задних лапах белогрудый медведь, он вооружён. На его груди щит с тремя полосками, цветов государственного флага России. В левой и правой части стоящие на задних лапах белогрудый медведь и уссурийский тигр, они вооружённые защитники. Девиз герба: «Чужого нам не надо, но и своего не отдадим»
В. А давайте, ребята, покажем, как встретились белогрудый медведь и уссурийский тигр. Коммуникативная игра: «Найди друга».
По дороге я иду, друга я себе найду,
Где ты, мишка, друг милый мой
Поздороваюсь с тобой? (Дети двигаются по залу в свободном направлении)
После слов дети встают в пары, берутся за руки, трутся носами и рычат как медведи «э».
Молодцы! А скажите мне, как называется столица Хабаровского края?
Д. Столица Хабаровского края – город Хабаровск.
В. В честь кого П. Дьяченко назвал город Хабаровск?
Д. В честь первопроходца Ерофея Хабарова.
В. Ребята, как вы думаете, когда первопроходцы начали открывать земли на Дальнем Востоке России, здесь жили люди?
Д. Здесь жили народы Севера – нанайцы, орочи, ульчи, нивхи, эвены, эвенки…
В. Назовите самый первый посёлок построенный первопроходцами?
Д. Самый старый – посёлок Охотск.
В. Мы сейчас с вами играючи назовём города и посёлки Хабаровского края.
Пальчиковая гимнастика: «Утро настало».
Утро настало, солнце над Хабаровским краем встало.
Просыпайтесь жители края:
Вставай город Хабаровск, вставай город Комсомольск на Амуре,
Вставай город Николаевск на Амуре, вставай Охотск, вставай Амурск,
Вставай Солнечный, вставай город Бикин, вставай город Вяземский,
Вставай город Советская Гавань и ты Ванино – крошка просыпайся понемножку.
Хабаровский край очень большой и разделён на районы. Как называется район, в котором мы живём?
Д. Ванинский район.
В. И мы с вами?
Д. Ванинцы, потому что живём в посёлке Ванино.
«На берегу татарского пролива, раскинулся посёлок небольшой,
И так здесь замечательно красиво! Он для живущих здесь такой родной!»
Так написала ванинская поэтесса Л. Баркова.
Скажите, в честь кого назвали наш посёлок?
Д. Наш посёлок назвали в честь картографа Ванина.
В. Назовите символы Ванинского района?
Д. Символы Ванинского района – Герб и флаг.
В. Какой герб у Ванинского муниципального района?
Д. На щите два красных треугольника – это два берега: берег Ванино и берег острова Сахалин. Синий треугольник – это Татарский пролив. Золотая цепь – паромная переправа Ваино – Холмск. Парусный корабль – морские ворота края.
В. Правильно, а флаг Ванинского муниципального района очень похож на флаг и означает то о чём мы с вами только, что говорили. (Как вариант: дети рассматривают и называют символы муниципальных районов края.) Я предлагаю вам, ребята, сделать коллаж, в который войдут государственный флаг России, флаг Хабаровского края и флаг Ванинского муниципального района.
Дети выкладывают флаги, оказывают друг другу помощь, делают взаимопроверку.
Итог занятия:
В. Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о России? Какие задания, игры вам было интересно выполнять? Что вам больше всего понравился и почему?
Педагог оценивает работу детей на занятии.