Елена Яковлева
Интегрированное игровое занятие с использованием ИКТ «Откуда хлеб пришёл?» (направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное).
▼ Скачать
Интегрированное игровое занятие с использованием ИКТ в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"
Цели: 1. Актуализировать словарь детей по теме "Хлеб".
2. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставлением.
3. Развивать связную речь, общие речевые навыки; общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание.
4. Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида злаков и способах получения муки.
5. Познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с выпечки печенья.
Публикация «Интегрированное игровое занятие с использованием ИКТ „Откуда хлеб пришёл?“ (направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное),» размещена в разделах
6. Учить детей готовить рабочее место, удобно располагать материалы, пользоваться скалкой, формочками, раскатывать тесто.
7. Развивать интерес к труду, желание трудиться.
8. Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.
9. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей, укреплять проявление добрых чувств и отношений.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация или дидактические карточки "Как в наше время выращивают хлеб", "Как наши предки выращивали хлеб"; колосья, зерно пшеницы и ржи, мука пшеничная; лупы, тарелочки, дощечки, камни, пестики, кофемолка-меленка, электрическая кофемолка; маргарин, яйца, сахарный песок, мука; кастрюля для приготовления теста, венчик для взбивания; доски для разделывания теста, скалки, формочки, противни; фартуки, косынки или колпачки.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия:
Логопед:Ребята, сегодня на занятии мы будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, составлять предложения с союзом "а", проводить исследования как настоящие учёные,рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинным и современным способами, играть в очень вкусную игру.
2. Игра "Сравни".Перед детьми ноутбук. Первый слайд "Время года-весна".
Логопед: В какое время года колхозники начинают готовиться к севу?
Дети: Весной.
Логопед: Как подготавливают землю?
Дети: Вспахивают, боронят, удобряют.
Логопед: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?
Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг (слайд "Пахота")
Логопед: Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?
Дети: Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (слайд "Посев").
Логопед: В какое время года начинается жатва?
Дети: Осенью (слайд "Время года - осень").
Логопед: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?
Дети: В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны (слайд "Жатва").
Логопед: Какое орудие труда помогало выбивать зерно из колосьев и как это происходит в наше время?
Дети: Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн (слайд"Молотьба").
Логопед:Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?
Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе (слайд"Мельницы", "Мукомольный завод").
Логопед: Какие приспособления для помола были до мельниц?
Дети: До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу и пестик, ручные жернова (слайд "Первые приспособления для помола").
Логопед: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе (слайд "Изба с русской печью", "Хлебозавод".
Логопед: Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?
Дети: Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.
Логопед: Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные калачики.
3. Игра "Молотьба"
Не гром грохочет, не пальба -
Гремит-грохочет молотьба.
чу-чу-чу - я зерно молочу (Удары кулачками друг о друга).
чу-чу-чу - жернова кручу (Круговые вращения сложенных ладоней).
чу-чу-чу - муку получу (Пальцы сжимаются - разжимаются).
ач-ач-ач - испеку калач ("Пекут").
чо-чо-чо - в печке горячо (Шевелят пальчиками "Огонь").
ачики-ачики - вкусные калачики (Хлопают в ладоши).
4. Экспериментальная деятельность.
Логопед: В начале занятия я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи.
Дети: Колосья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети: Зерном, усиками.
Воспитатель: Посмотрите, сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек. Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное? Чем отличается зерно пшеницы и ржи?
Дети: Размером и формой - ржаное зерно более длинное и тонкое. Цветом - пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.
Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку.
Дети: Зерно - крупное и твёрдое, а мука - мелкая и мягкая.
Игра "Найди колосок"
Воспитатель: Положите каждое зёрнышко к его колоску.
Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно когда у них не было никаких приспособлений для этого?
Дети: Зубами.
Воспитатель: Потом чем?
Дети: Камнем.
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем растереть зерно камнем, как у нас это получится?
Дети растирают зерно с помощью дощечек и камней.
Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями?
Дети: Нет, нужно потратить много времени и сил.
Воспитатель: Спустя какое-то время люди придумали ступку и пестик.
Дети толкут зерно с помощью пестика.
Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.
Дети рассматривают жернова в кофемолке-меленке. Засыпают зерно и мелют. Сравнивают полученную муку. Обсуждают, какой способ легче.
Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.
Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.
Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола. Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.
А знаете ли вы, что нужно для того, чтобы приготовить тесто?
Дети: Яйцо, соль, сахар, мука, дрожжи, молоко или вода.
Воспитатель: Молодцы. Нас ждёт "Вкусная игра".
5. "Вкусная игра"
Воспитатель: Вы уже знаете, откуда приходит хлеб: как из зерна вырастают колосья, потом их убирают комбайнами, мелют на мельнице, получается мука, а из муки делают хлеб, булочки, крендельки, печенье. Устроим пекарню. Мы все будем пекари. Что нужно сделать пекарям перед работой?
Дети: Вымыть руки.
Воспитатель: Идите, пекари, мыть руки.
Воспитатель: Наденем фартучки и колпачки.
Какие продукты нужны для того, чтобы приготовить тесто?
Дети: Мука, яйца, сахарный песок, маргарин.
Воспитатель и дети обсуждают процесс приготовления теста: Сначала мы разомнём маргарин, затем взобьём яйцо вместе с сахаром. Соединим взбитое яйцо с маргарином и перемешаем. После этого положим муку и замесим тесто (дети вместе с воспитателем готовят тесто).
Воспитатель: Вот и получилось у нас тесто. Теперь разделим его на кусочки. Потрогайте и скажите, какое оно?
Дети: Густое, липкое, тягучее, мягкое, белое, гладкое, ароматное.
Воспитатель: Сейчас возьмём доску, скалку, кусочек теста. Затем вдавим формочку и вырежем из теста фигурки, а оставшееся тесто опять раскатаем.
(дети раскатывают тесто, вырезают формочками печенье)
Воспитатель: Готовое печенье положим на противни и унесём на кухню для выпечки. Повара помогут нам поставить противни в духовку. Когда печенье будет готово, мальчики принесут его в группу.
(противни с печеньем дети вместе с воспитателем уносят на кухню для выпечки)
Воспитатель: После работы нужно обязательно прибрать своё рабочее место.
6. Организация окончания занятия.
Когда будет убрано рабочее место и дети приведут себя в порядок, воспитатель предлагает детям подумать, кого они хотят угостить печеньем.