Людмила Балаценко
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной к школе группе «Зазвучали весны перезвоны»
Тема: «Зазвучали весны перезвоны»
Цель: Расширить конкретные представления детей о характерных весенних изменениях в природе родного края.
Задачи
Образовательные:
• Углублять знания детей об особенностях сибирской весны через творчество братских поэтов Анатолия Лисицы, Владимира Корнилова, В. Орлова, И. Тузова.
Развивающие:
• Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы.
• Формировать у детей навыки сотрудничества
Публикация «Интегрированная совместная деятельность в подготовительной к школе группе „Зазвучали весны перезвоны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
• Развивать умение детей интонационно выразительно передавать любование весенней природой при чтении стихотворений.
• Активизировать в речи детей слова и выражения: весна-красна, журчат, гололед, верба, подснежник, перезвоны, талый.
• Предоставить детям возможность выразить свои впечатления средствами изобразительного искусства.
• Совершенствовать музыкально-художественный слух через слушание песен на стихи автора.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей умение любоваться красотой весенней природы родного края.
Коррекционные:
• Закреплять умение детей сохранять правильную осанку
Тип деятельности : обобщающий
Вид деятельности : творческо-исследовательский
Методические приемы:
• Рассматривание фотовыставки
• Вопросы
• Рассказ воспитателя о весенних месяцах и их приметах
• Чтение стихов братских поэтов В. Корнилова, И. Тузова, А. Лисицы, М. Орлова детьми, воспитателем, автором
• Словесные игры
• Коммуникативные игры
• Поисково-исследовательские игры-эксперименты
• Слайдовая презентация
• Пантомима
• Составление целого из частей
• Слушание музыки
• Аудиозапись стихотворения В. Корнилова
• Социо игровые приемы (работа в компаниях, в малых группах, «волшебная» палочка)
Предварительная работа:
• Рассматривание фотоиллюстраций
• Просмотр слайдовых презентаций в Power Point.
• Заучивание стихов братских поэтов о весне :
В. Корнилова «Верба», «Подснежник», «Весна»
А. Лисицы «Подснежник»
М. Орлова «Подснежник
И. Тузова «Весна»
• Конструирование из бумаги «Лодочки»
• Посещение филиала городского музея «Художественный выставочный зал» - знакомство с картинами «Весна глазами художников»
• Целевая экскурсия в городскую библиотеку «Встреча с поэтами»
• Акция «Знакомим жителей города со стихами братских поэтов» через голосовую рекламу в городских троллейбусах, декламацию стихов детьми на радио.
• Составление и реализация совместного проекта «Весна идет – весне дорогу»
• Участие в городской экологической акции «Первоцветы»
• Аппликация «Подснежник»
• Наблюдения за деревьями, признаками весны, ветками
• Слушание звуков весны
• Работа с наглядным пособием «Весна в картинках»
• Обучение социо игровым приемам
• Чтение художественной литературы о весне :
Сборник стихов «Большая поэзия для маленьких детей
Г. Ладонщиков «Весна»
И. Токмакова «Весна»
А. Шлыгин «Мартовские догонялки»
Л. Украинка «Веснянка»
Сборник стихов русских поэтов «Сияет солнце, воды блещут»
А. В. Лисица «Колосок»
Материал к совместной деятельности :
• Фотовыставка «Природа нашего края весной»
• СД диск с записью произведений П. И. Чайковского «Весна», «Подснежник» из альбома «Времена года»
• Аудиозапись «Звуки весны»
• Веточки вербы, березы, тополя, осины
• Разрезные картинки «Весенние цветы»
• Аудиозапись стихотворения В. Корнилова «Верба»
• Слайдовая презентация «Весна идет – весне дорогу»
• Оригами, аппликации и рисунки детей
• Лепестки белого, синего, зеленого цвета к дидактической игре
• Магнитные кружочки белого, синего, зеленого цвета.
• Пиктограммы эмоций
Ход совместной деятельности:
Звучит аудиозапись весенней музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года». Дети подходят к стенду и рассматривают фотографии
1. Воспитатель читает стихотворение В. Корнилова «Весна» :
Нынче день прибавил света,
Неги и тепла.
Скоро станет вся планета
Сказочно мила.
Всюду смех и говор вешний,
Гомон ребятни,
Заселили все скворечни
Птицы в эти дни…
Радость в души так и льется
Вытесняя грусть…
Солнце весело смеется
«Пробуждайся, Русь!»
Воспитатель: – Как вы думаете, какому времени года поэт посвятил это стихотворение, а фотохудожники – свои картины? Почему? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей: Прошло время морозных метельных дней. Ярче светит солнце, в полдень тают прозрачные, как стекло, длинные сосульки, звенит капель. Ей вторят, весело тинькая, синицы, бойко чирикают воробьи. Весна! С ее приходом пробуждается природа. Все преображается!
У меня в руках «волшебная сосулька». Она поможет нам вспомнить весенние чудеса.
2. Проводится словесная игра «Чудеса природы»
Дети поочередно берут в руки «сосульку» и называют природные явления, которые происходят весной (талый снег, набухают почки, капель, ручейки, появляются подснежники, прилетают птицы, появляется трава).
Палочка-сосулька ходит по кругу до тех пор, пока у детей не иссякнет словарный запас.
- А вот в какие месяцы весны все это происходит, сегодня мы и узнаем.
- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).
3. Воспитатель показывает слайдовую презентацию «Весна идет – весне дорогу», сопровождая рассказом:
- Март – начало весны, люди называют его «весна света» или «капельник», «протальник». А еще говорят: «В марте с крыш капает, а морозец к вечеру за нос цапает!» «Хоть март теплогрей, одевайся потеплей!», «Весна с гор потекла, весну принесла», «В марте курица напьется из лужицы», «Весна зажги снега, закрой овражки!»
- Апрель – середина весны, народ называет «весна воды» или «водолей». «Апрель – весна воды»
- Май – конец весны, в народе называют «весна травы» или «травень-цветень».
- А народная мудрость гласит: «Апрель – с водою, май – с травою»
Воспитатель читает стихи И. Тузова «Весна» :
Весна! Весна! Вдыхаю воздух талый.
Проело солнце рыхлые снега.
Весна! Весна! Без края расплескалась!
До теплых дней совсем чуть-чуть осталось,
Когда вздохнет свободой Ангара.
Когда ручей игристый песней звонкой
Вольется в половодье бурных вод.
Когда подснежник первый ручкой тонкой,
Глазами удивленного ребенка
Уставится в весенний небосвод!
– Ребята, вы хотите, чтобы весна пришла быстрее? Давайте просто обнимемся и улыбнемся друг другу.
4. Коммуникативная игра «Весенний уголок»
Чувствуете – стало теплее? Это весна спешит в наш край.
- А чтобы вы по-настоящему почувствовали приближение весны, предлагаю вам вытянуть вот эти чудесные листочки. Кому достались листочки белого цвета – вашу компанию назовем «март», у кого листочки синего цвета – «апрель», а кому достались зеленого цвета – «май».
- Внимательно прослушайте задания. На столе иллюстрации и ваши весенние поделки (лодочки, кораблики, оригами) и рисунки. Каждая компания делает свой весенний уголок и объясняет, почему так оформили его.
- Договаривайтесь и советуйтесь друг с другом. Через 3 минуты у каждой компании должен быть свой рассказ о своем весеннем месяце (воспитатель ставит песочные часы).
Представление уголков детьми в компаниях (рассказы-обоснования).
Другие группы оценивают, могут задать вопросы.
6. Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске
Поисково-исследовательская деятельность «Найди и объясни»
- А сейчас посоветуйтесь в компаниях и найдите фотографии, которые отражают весенние явления марта и обозначьте их белыми магнитиками по цвету вашей компании.
Дети проверяют правильность выполнения задания и оценивают его.
(если с ответами товарищей согласны – хлопают, а если не согласны – топают).
8. Динамическая пауза «Песенки весны»
Воспитатель: – Весной талый снег превращается в ручейки, ручейки понесли воды на луга, на поля, в леса. Слышите, как ручейки журчат – это веселые песенки весны. Аудиозапись «Звуки весны»
Сопровождение движениями стихотворения, которое отражает явления весны :
Голубые, синие
Небо и ручьи (руки через стороны вверх)
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи (приседания)
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева (прыжки на месте)
Первые проталинки
Первая трава (хлопки в ладошки)
9. Словесная игра «Запах весны»
Воспитатель обращает внимание детей на веточки березы с распустившимися листочками: – Весенний воздух имеет необычный запах, вы заметили? И предлагает обследовать веточки.
- Какими словами вы можете сказать о запахе весны, а поможет вам «волшебная веточка» ( ответы детей: талой водой, весной, чистым воздухом, землей, почками, вербой, листочками и т. д.)
Вспомним стихотворение В. Корнилова «Весна» (дети рассказывают построчно) :
А воздух весенний так пахнет цветами,
Березовым соком, сиренью, дождями,
И медом душистым, и хвойным настоем,
Землей, разомлевшей под солнечным зноем,
Улыбками красен, нарядами женщин –
Весь воздух весною любовью просвечен.
Он звонок от смеха и многоголосья.
В нем зреют веселого счастья колосья.
10. Экспериментальная деятельность «Сравни веточки»
Воспитатель: – Дети, ветки какого дерева вы рассматривали? (береза)
– А какие деревья вы еще знаете?
Воспитатель выставляет вазу с веточками от разных деревьев (осина, тополь, верба).
Компаниям детей через посыльных в конвертах дается задание: выбрать ветку по изображению дерева.
Каждая компания презентуют свое дерево другим компаниям пантомимой.
Воспитатель: – Наш братский поэт посвятил весенней вербе замечательные строчки. Послушайте его в исполнении автора.
Стихотворение «Верба» В. Корнилова в аудиозаписи:
Май капризен, говорят в народе:
То пригреет, то дождем хлестнет.
Но, как вызов всякой непогоде,
Верба расцветает каждый год.
Спрятавшись в овраг от ветродуев,
Почками пушистыми лучась,
Молодому маю салютуя,
Верба вешним соком налилась.
Знать природа страсть в неё вложила –
Корни сок питает огневой.
Потому с неистовою силой
Славит верба весны над землей.
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник».
Воспитатель: - Как называется это произведение?
- Наши поэты тоже любят этот весенний цветок и воспевают его в своих стихах. Расскажите их.
Дети читают стихи о подснежнике А. Лисицы, В. Орлова, В. Корнилова:
Подснежник
Фиолетовым цветом подснежник цветет,
Пух, как снег, на коротеньких ножках.
Удивительно просто: тепла он не ждет,
Ему надо лишь солнца немножко.
Вызывает и радость, и жалость,
Этот первый весенний цветок.
Или это зима задержалась?
Иль весна наступила не в срок? (А. Лисица)
- Какие еще цветы украшают нашу Землю весной? (одуванчики, жарки, медуница, ландыши и т. д.)
11. Игра «Первоцветы»
Каждый ребенок на столе берет часть от картинки весеннего цветка, Дети объединяются в компании и собирают целый цветок по образцу. По окончании подают сигнал о готовности и проверяют правильность выполнения задания.
12. Итог. Коммуникативная игра «Волшебная палочка»
Воспитатель: – Ребята, что вам сегодня понравилось? ( ответы детей: играть, читать стихи, слушать музыку, работать вместе, помогать друзьям и т. д.)
Воспитатель предлагает детям выразить свое отношение к совместной деятельности. Для этого предлагает выбрать одну из предложенных пиктограмм эмоций, соответствующей эмоциональному состоянию ребенка
Воспитатель: – Я рада, что у нас сегодня все удалось. Вы сегодня были и чтецами, и зрителями, и творцами, и слушателями.