Лилия Гайнатуллина
Интегрированная НОД Тема: «Музыкальная форма. Вариации на тему русского народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
СОСТАВИЛИ и ПРОВИЛИ:
музыкальный руководитель Гайнатуллина Лилия Равилевна
воспитатель по ИЗО Воробьева Светлана Анатольевна
воспитатель по конструированию Греновецкая Наталья Дмитриевна
Цель: Закрепить знания детей о форме вариаций в разных видах творческой деятельности.
Задачи:
Публикация «Интегрированная НОД Тема: „Музыкальная форма, Вариации на тему русского народного творчества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе слушания музыкального произведения в форме вариация
• Развивать умение осознанно воспринимать форму музыкального произведения
• Воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.
• Продолжать учить детей выполнять орнамент на силуэте одежды по мотивам русского орнамента
• Воспитывать положительное отношение к декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек. Самостоятельное придумывание и рассказывание историй, рассказов. Рассматривание узоров, орнаментов различной формы и расположения.
Материал по изобразительной деятельности: гуашь, акварель, палитры, кисти, мольберты, карандаши, фломастеры, пластилин, восковые мелки, шаблон русского паренька.
Материал по музыкальной деятельности:
«Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, мультимедийная презентация «Вариация», муз. инструменты.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, придумывая истории, узнать о форме музыки?
Воспитатель по худож. конструированию. А для этого послушайте стихотворение. Это будет темой к нашим историям.
Я долго думал,
Откуда на улице взялся медведь.
Думал, думал, думал, думал,
В это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю,
Откуда на улице взялся медведь?
На экране появляется картинка - медведь
Загадочная история… В самом деле, откуда он взялся?
Кто может придумать историю появления медведя?
Итак, Вариация первая! (История, рассказанная детьми)
А может все было не так, послушаем Вариацию вторую! (История, рассказанная детьми)
Еще одна история, тоже вполне правдоподобная, Вариация третья!
(История, рассказанная детьми)
Муз. руководитель. Какая замечательная тема с вариациями у нас получилась! Хотя слово Вариации – чисто музыкальное, для историй есть похожее слово – вариант или версия, но на примере этих маленьких историй мы с вами разобрались, что такое вариации. Для создания своих историй, нам помог вопрос: «Откуда на улице взялся медведь?» Писать вариации на чужую тему – давний обычай и в музыке. Вот послушайте.
Исполняется песня МР «Камаринская»
Куплет: Расписные наши ложки
Веселее чем гармошки.
Как начнём на них играть,
Так и хочется плясать.
Это прозвучала Камаринская - русская народная плясовая песня. Сегодня мы услышим тему и вариации «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и попробуем изобразить разными способами и материалами
Слушание произведения
- Сколько вариаций вы услышали?- Ответы детей (три)
Во время НОД, возможно не все дети слышат вариации, поэтому повторное прослушивание «Камаринской» проводится с использованием «Звучащих жестов». Тема поется музыкальным руководителем, первая вариация – дети должны прощелкать пальцами рук, вторая вариация – дети хлопают, третья вариация – дети топают. Таким образам, дается возможность услышать вариации всем детям.
Воспитатель по ИЗО и худ. конструированию. Предлагаем вам эти произведения изобразить на листе бумаги. Камаринская - русская народная плясовая песня, поэтому для вас ребята мы выбрали шаблон русского паренька в русском народном костюме. Это будет нашей – Темой.
-Ребята, выберите себе материалы, которыми вы бы хотели украсить рубашку Вани.
Во время работы над украшением рубашки воспитатель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь (наводящие вопросы, инструкции, показ).
Повторное слушание и раскладывание работ по музыке
Муз. руководитель - Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)
- А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.
План исполнения вариаций таков:
главная тема – песня «Камаринская» поет муз. руководитель
первая вариация – треугольник;
вторая вариация – деревянные ложки;
третья вариация – ксилофон.
Дети с муз. руководителем исполняют «Камаринскую» Чайковского на музыкальных инструментах.