Валентина Дмитриевна Галлер
Интегрированная НОД по обучению грамоте детей младшей группы «Жили у бабуси…»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа на неделю.
Воспитатель в блоке совместной деятельности проводит серию дидактических игр на закрепление правильного произнесения звонких звуков «Г-ГЬ» и глухих звуков «К-КЬ». Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития слухового восприятия.
Показывает детям печатные буквы «Г» и «К». Дидактические упражнения на опредмечивание букв: «На что похоже?», «Сравни букву и предмет». Показывает букву «Г» телом, наклонившись под прямым углом. Дети повторяют позу воспитателя и проговаривают звук «Г-Г-Г».
Готовит макет «Деревенский дом», знакомит детей с домашними животными, обитающими во дворе дома.
Публикация «Интегрированная НОД по обучению грамоте детей младшей группы „Жили у бабуси…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Продолжает закреплять знания складовых песенок: принеси кубик с песенкой большого быка, маленького бычка, волка и т. д.
Продолжает проводить дидактические игры, способствующие запоминанию складов в неразрывной целостности согласного и гласного звука. Нельзя говорить «Г» и «У» вместе будет «ГУ». Ребёнок запоминает «ГУ» целиком, как единое целое, как один маленький блок. Такая методика не мешает запомнить песенку единым звукобуквенным комплексом.
Проводит серию дидактических игр:
1.«Найди песенку». Цель: формировать у детей способность видеть склады, как единый знаковый комплекс, узнавать песенку определенного животного.
1.«Песенка рассыпалась». Цель: формировать у детей способность видеть склады, как единый знаковый комплекс, упражнять в умении выкладывать склады в определенной последовательности.
2.«Найди такой же». Цель: развивать умение идентифицировать склады методом приложения, развивать наглядное мышление.
4. «Покажи, что назову». Цель: развивать аналитические действия, умение вычленять из песенки нужный склад.
5. Чтение детям.
Песенка русского народа «Жили у бабуси…»
Разучивание русской народной песенки «Жили у бабуси.».
6. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Содержание организованной деятельности детей.
1. Образно-игровое развитие
1. Нравственно – эмоциональное развитие детей. Пение р. н. песенки с имитацией движений.
4. Создание мотивации помощи героям сказки.
5. Звуковая культура речи: закрепление изолированного произношения звуков «Г» и «ГЬ». Развитие фонматического слуха, навыков звукоподражания.
6. Введение в грамоту. Усвоение знаковой системы языка с помощью образов.
7. Идентификация звуков и знаков. Пропевание с одновременным простукиванием песенок по таблице. Первоначальное знакомство с песенками большого и маленького гусей. Смена высоты голоса.
8. Узнавание складов из большой и маленькой песенки. Действия: наложение, приложение.
9. Закрепление нового способа действия: методом приложения дети закрепляют умение выкладывать в правильном порядке песенку целиком.
10. Развитие способности соотносить звуки и знаки, умения выкладывать в правильном порядке блок – песенку зрительно соотнося свои знаки со знаками на таблице.
11. Закрепление умения вычленять склады из единого знакового комплекса – песенки.
12. Запоминание песенок.
13. Развитие аналитических и синтетических способностей: вычленять склад из песенки и соединять два склада в слово (ГУ-БЫ, ГА-В, ВО-ВА).
Стимульный материал: шапочки гусей, таблицы Н. Зайцева.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру.
К бабушке в деревню
Мы опять спешим
Я бабушкою буду,
(набрасывает на плечи платок)
А гостями – вы!
Тише, тише, детвора,
Слушать песенку пора!
2. Образно-игровое развитие.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
- Мои гости очень внимательно слушают песенку бабушки и подпевают мне.
Совместное пение песенки «Жили у бабуси…».Затем выбирают из детей два гуся, которые надевают шапочки и становятся в центр круга. Воспитатель поёт песню, сопровождая её движениями, все дети подпевают и повторяют движения воспитателя. Два ребёнка – гуся имитируют движения серого и белого гусей.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шею
У кого длиннее –
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки –
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси –
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.
3. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
- Опять спрятались гуси. Вы хотите помочь бабусе найти гусей?
Дети соглашаются и начинают искать гусей. Воспитатель «находит» гусей за ширмой кукольного
театра.
- Вот они гуси. Здравствуйте, гуси!
Гуси отвечают на приветствие детей «по гусиному»: песенка большого гуся «Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ»; песенка маленького гусёнка «ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ».
4. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа разрешения конфликта.
- Гуси принесли с собой песенки, но кусочки перепутались, нужно помочь их собрать.
Задача: выложить песенки, зрительно соотнося их с песенками на таблице.
Дети выкладывают песенки: два ребёнка выкладывают на большом фланелеграфе, а остальные дети на столах.
Физминутка:
Га-га-га – начинается игра,
Го-го-го – мы поднялись высоко,
Гу-гу-гу – я цветочков наберу,
Гы-гы-гы – приседаем дружно мы,
Гэ-г э-гэ – на траве сидим уже.
- А ещё гуси принесли кубики со своими песенками.
Обследование кубиков: большой и маленький, оба «железные» (звонкие). Дети пропевают песенки по кубикам.
5. Организация деятельности по отработке способов действий. Гуси хотят написать в подарок детям разные слова, например, слово «ГУ - БЫ». Дети помогают гусям.
- Пропоём песенку и покажем им эти «кусочки» песенок?
Дети пропевают сначала «песенку большого гуся». Но необходимый склад выделить из целого блока пока не могут, т. к. песенка запомнилась целиком. Затем закрепляют новый способ действия: делают акцент на необходимый «кусочек песенки», остановив на нём указку. Песенка в этом случае до конца не пропевается. Один ребёнок пропевает песенку у таблицы, остальные внимательно следят. Ребёнок останавливает указку на заданном складе и говорит: «ГУ». Затем дети проговаривают слово целиком и замечают, что ещё необходимо найти «кусочек» из другой песенки «БЫ». Действия по вычленению склада из другой песенки повторяются.
Воспитатель ставит под словом своеобразный ориентир - красную точку, от которой слева направо проходит «говорящая» стрелочка.
6. Оценка хода и результата игры.
7. Использование нового способа в собственной творческой деятельности.
Пишем кубиками слова «ГУ - БЫ», «ГА-В», «ВО-ВА» и разные слова - выдумки. Сразу отмечаем ударный склад (ставим ударение).
В младшей группе воспитатель уделяет внимание смыслоразличительной функции ударения. Но ударным пока называют не гласный звук, а целый «кусочек песенки», т. е. склад.