Марина Владимировна Дорошенко
Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность для детей старшего дошкольного возраст «Цветы для мамы»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование:
Для детей : краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь, листы бумаги,салфетки.
Для педагога: магнитная доска, магниты, рисунок розы, цветок фиалки (желательно использовать живую фиалку, кувшин, шкатулка, магнитофон, аудиозапись «Звуки природы»
Цель: приобщение к социокультурным ценностям, формирование чувства принадлежности ребёнка к семье.
Программное содержание :
1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
2. Снижение импульсивности и тревоги.
3. Совершенствование коммуникативных навыков.
4. Развитие познавательных процессов.
Публикация «Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность для детей старшего дошкольного возраст „Цветы для мамы“» размещена в разделах
5. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
6. Расширение эмоционального опыта.
7. Обучение новым приемам рисования и развить умения экспериментировать.
8. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
9. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
10. Воспитание в детях внимательного, уважительного отношения к маме, желания делать для неё что-то приятное, радовать.
Предварительная работа:
1. Беседа о празднике «День матери».
2. Просмотр презентации «Букет для мамы», подготовленная педагогом-психологом.
3. Заучивание стихотворения «Пожелание маме»
4. Совместное изготовление красок для пальцеграфии из гуаши и зубной пасты.
Методы:
1. Воздействие, как совокупность приёмов;
2. Игровой;
3. Упражнение;
4. Заражение;
5. Стимулирование;
6. Поощрение;
7. Элементы арт-терапии;
8. Скрытая педагогическая оценка.
Приё мы:
1. Воздействие, как совокупность средств и алгоритм их использования:
1.1. Пример.
1.2. Разъяснение.
1.3. Ожидание радости.
1.4. Снятие напряжения в отношениях.
Формы работы с детьми: сюрпризный момент, слушание, просмотр презентации, ответы на вопросы, рисование, дидактическая игра «Сердечные слова», дыхательная гимнастика, обсуждение.
Планируемые результаты:
- дети научатся реализовывать свои творческие способности посредством фантазирования, мыслительной деятельности;
- обогатят свой словарь;
- разовьют коммуникативные умения;
- разовьётся познавательная активность.
Ход занятия:
Упражнение «Чародейские цветы»
Психолог дает каждому ребёнку подушечку и просит их сесть в круг на ковер, затем берёт в руки горшочек с цветущей фиалкой (сенполией) и говорит:
- В природном уголке вашей группы я увидела необыкновенный цветок. Вы знаете как он называется? Это Узумбарская фиалка или сенполия, растущая в жарких странах далёкой для нас Африка. Словно по волшебству, это растение распространилось по всему миру и теперь радует нас своими великолепными цветками. Давайте поприветствуем этот магический цветок, поздороваемся и улыбнемся друг другу. (Дети передают фиалку друг другу, здороваются и улыбаются.)
Ребята, в чародейском саду растут магические цветы. Магические они потому, что умеют разговаривать, двигаться, танцевать. Они, как и мы с вами, любят играть. Эти цветы невероятной красоты, бесподобных расцветок и ароматов.
А какие вы знаете цветы? (Дети отвечают.)
Какие любимые цветы у вашей мамы, кто может ответить и описать их? (Дети отвечают.)
Давайте и мы станем чародейскими цветами? Я полью вас из магического кувшина волшебной водой, и вы перевоплотитесь в мамин любимый цветочек… (включает аудиозапись, имитирует полив, можно посыпать детей лепестками роз.)
Прозрачная водица,
Пролейся на наши лица.
На ручки, на ножки…
Преврати (называет имена детей)
В чародейские цветы!
Лейся водица сверху вниз.
Превращай скорее деток!
Для мамочки сюрприз!
Чародейство свершилось! Ох, в какие невероятные цветы вы превратились! Лепестки гладкие, бархатистые, яркого солнечного цвета и спокойных теплых оттенков, стебли изящные, гибкие, листики сочные, изумрудного цвета. Покачайте своими головками. Продемонстрируйте, как гнется ваш стебелёк. Подвигайте пальчиками-листочками. Потанцуйте на ветру… солнышко пригревает… Цветочки улыбаются и дарят любовь своим мамам… Как хорошо, приятно. (Выключает аудиозапись.)
А теперь вы снова мальчики и девочки. Скажите, что вы чувствовали, когда были волшебными цветами? (Дети обмениваются впечатлениями.)
Психолог предлагает детям сесть за столы (на столах лежат краски, листы бумаги и салфетки) и загадывает загадку:
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Психолог прикрепляет к магнитной доске картину «Фиалка» и просит детей рассмотреть и описать её. Дети выполняют задание.
- Из каких частей состоит фиалка? (Дети отвечают)
Психолог уточняет значение слова «бутон». Затем проводит пальчиковую гимнастику:
- Наши синие цветки Показывают ладони с раздвинутыми
распустили лепестки. пальцами.
Ветерок чуть дышит, медленно покачивают
лепестки колышет. Ладонями вправо-влево.
Наши синие цветки Медленно сжимают пальцы
закрывают лепестки. в кулачки.
Тихо засыпают, Выполняют кулачками
Головой качают. движения вверх-вниз.
Психолог: А сейчас, ребята, я предлагаю нарисовать фиалку для ваших мамочек. (показывает и поясняет) :
Цветок - кулачок, ребра ладоней (фиолетовый цвет);
Стебельки – ребро ладони (зеленый цвет)
Лепестки – ладони с соединенными пальцами (зеленый цвет)
Дети рисуют, психолог наблюдает и помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки. Психолог хвалит детей :
- Превосходные фиалки мы с вами нарисовали! Я уверена, что ваши мамы будут очень рады получить такой подарок в свой праздник.
Психолог:
- У каждой мамы есть ребёнок или несколько детей, так и у мам-цветов есть детки – это семена! К нам в гости пришла мама- одуванчик, у нее много детишек и она очень любит с ними играть!
Входит воспитатель группы в роли мамы-одуванчика, говорит:
- Здравствуйте, мои хорошие! Как же мне приятно вас видеть! Я мама-одуванчик. Все знают цветок одуванчик? Одуванчик начинает цвести ранней весной и цветет до глубокой осени. Желтый одуванчик – не отдельный цветок, а целая корзинка с цветками. Каждый цветок - это пять лепестков сросшихся в виде трубочки. Поэтому когда одуванчик становится белым, его пушинки похожи на зонтики. Я очень заботливая мама и беззаветно люблю своих деток. Но что бы мои дети-семена смогли вырасти в яркие солнечные цветы, мне нужна ваша помощь! Мои семена уже созрели и уже расправили сверху зонтиком белые волоски, как парашютики, для того что бы улететь по ветру в разные стороны. Но вот беда, ветер очень слабый! Подуйте изо всех сил, помогите рассеять мои семена! Раз, два, три! (Дети наполняют лёгкие воздухом и посылают сильную воздушную струю в сторону мамы-одуванчика)
Семена мамы-одуванчика разлетаются и она с облегчением говорит:
- Благодарю вас, ребята! Вы мне так помогли. Весной мои детки прорастут и обязательно порадуют ваш глаз своими солнечными цветами! До новых встреч!
Проводится игра «Сердечные слова»
Психолог просит детей встать в круг. В центре круга психолог с розой в руке. Все произносят слова:
- В круг ребята встали,
Фиалку увидали.
Цветок надо передать,
Сердечные слова сказать.
Психолог передаёт фиалку одному из детей и говорит ему пожелания от всего сердца, то есть сердечные слова. Ребёнок, получивший цветок, становится водящим… Он благодарит и отдаёт фиалку следующему участнику, произнося «сердечные слова» в его адрес.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего.
Итог занятия.
Психолог:
- Ребята, а какие сердечные слова вы бы сказали своим мамам, что бы вы им пожелали?
Пожелание маме от детей :
Желаем счастья и любви,
Желаем мира на земле,
Чтоб бед и горя не знать,
Не печалиться, не тосковать.
А быть всегда такой прекрасной,
Любимой, нежной и веселой,
Такой же безупречно чистой
Для нас неоценимой.
Рефлексия.
Психолог:
- Вот и подошла к концу наша встреча. Что вам больше всего понравилось? Что бы вам хотелось повторить или попробовать совместно со своими родителями дома?
Психолог и дети обмениваются впечатлениями, затем прощаются до следующей встречи.