Валентина Карпенко
Интеграция экологического воспитания и развития речевого творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция экологического воспитания и развития речевого творчества дошкольников
Только те взрослые ценят и бережно относятся к природе, которые в детстве научились любоваться ею, замечать красоту и пользу её.
Публикация «Интеграция экологического воспитания и развития речевого творчества дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как часто мы равнодушно проходим мимо сломанного кем-то деревца, не замечаем красоту заката, не трогает нас пение птиц на рассвете. Равнодушно мы взираем на выжженное поле или лес. А ведь бережное отношение к природе воспитывается с детства.
Ежедневно, выходя на прогулку, мы рассматриваем разные объекты природного окружения, составляем описательные рассказы, беседуем о пользе деревьев и кустарников. Мы с ребятами, возвращаясь с прогулки, или там же в беседке, занимаемся сочинительством. Тот объект, с которым только что познакомились, оказывается в центре события, сюжета сказки или рассказа. В данном случае, мы решаем сразу несколько первостепенных задач. С целью познания, мы закрепляем строение объекта, описывая его подробно, рассматриваем роль в природе, развиваем речь дошкольников, и воспитательная цель – экологическая, научиться видеть красоту природы, уметь ею любоваться, восхищаться, и главное: в дальнейшем сохранить ее, дать возможность выжить.
Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач образовательного процесса является развитие речи. Своевременное овладение правильной речью, в том числе, активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирование полноценной личности, индивидуальности воспитанника.
Очень часто в современном обществе мы встречаем такую проблему как недостаток речевого общения. Родители много времени проводят за компьютером, ребенок в это время играет с планшетом, всех это устраивает.
Подростки, сидящие рядом, общаются через социальные сети в «одноклассниках», поэтому, как следствие, речь детей скудная, неэмоциональная. Исходя из этого, мы в детском саду должны уделять больше времени на развитие связной речи дошкольников, на непосредственное общение воспитанников друг с другом.
Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (2013) впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина. Поэтому мы и решили соединить эти два направления.
Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи и бережного отношения к природе. О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала А. Г. Тамбовцева: «Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира». Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства [4. с. 116].
Многие ученые психологи, педагоги, лингвисты считали, что развитие речи дошкольников – это очень важная составляющая в развитии ребенка дошкольного возраста. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду рассматривали: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин. При, чем первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.
Требования Программы дошкольного образования ставит перед нами задачу развития свободного общения ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи – диалогической и монологической форм, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему. Данные требования подразумевают разные подходы к развитию речи детей разных возрастных групп. В младшей возрастной группе для речевого развития лучше использовать звукоподражания, песенки, потешки, драматизации сказок с коротким сюжетом. Героями сказок становятся животные или объекты природного окружения: «Курочка ряба», «Репка» и др.
Сказка – это произведение художественной литературы, которое ребенок слушает с желанием, откликается на ее содержание, обсуждает яркие моменты, пересказывает их, фантазирует и с удовольствием придумывает свои варианты концовок, новых героев, сопереживает им, возникает желание им помочь и придумать сказку с хорошим концом. Развитие речевого творчества в данном случае окажет содействие совершенствованию речевых коммуникаций дошкольника и воспитанию бережного обращения с природой. А если ребенок активно включится в этот процесс, то его речь станет более яркой, выразительной, а будучи взрослым человеком, он не станет нещадно выпиливать лес, уничтожать животных, птиц.
Мы знаем несколько видов речевого творчества: словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.
Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.). [1. с. 48]
Сочинение сказок, несомненно, способствует развитию детского творчества, воображения, а, следовательно, и мышления.
Работу по развитию речи мы начинаем с первых дней поступления ребенка в детский сад. В раннем возрасте малыш хорошо воспринимает песенки, потешки, колыбельные. Мы делаем подборку такого материала. Но иногда приходится придумывать ситуативно, «находу» что-то новое. Я начинаю: «Люли-люли-люленьки…», а кроха берет в руки зайчика и показывает мне, и приходится продолжать уже: «прибежали заиньки, прибежали заиньки, не большие, маленьки». Малышка улыбается, значит, ей нравится сочиненная потешка. Таких потешек, песенок, стишков сочиняется масса. И пусть пока для малыша свойственно гуление, лепет, но идет активное пополнение пассивного словаря, развитие артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения. В дальнейшем дети с удовольствием повторяют слова из коротких произведений, пытаются подражать интонации.
А когда Сонечка в 3 года и 5 месяцев сочинила свою небольшую сказку «Муравьишка», я попросила маму ее записать и оформить. И пусть она была похожа на другую сказку, но ведь она передала свое видение сюжета. Вот тогда возникла идея организовать работу по сочинительству сказок, загадок, стихотворений, и делать это с уклоном экологического воспитания.
Работу в этом направлении я начала с изучения литературы, подобрала материал, обсудила данную проблему с родителями и, получив поддержку с их стороны, мы приступили к реализации задуманного.
Изучая литературу по данной теме, я остановилась на программе О. С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». Эта программа рассматривает развитие речи в комплексе, и, работая по ней, к подготовительной группе дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или серии сюжетных картин.
Для среднего возраста характерно словообразование, освоение связной монологической речью, речь становится более последовательной, происходит взрыв словесного творчества. Чаще всего используются рассказы по картинам, описательные рассказы и пересказы ярких отрывков из сказок, рассказов. Дети в этом возрасте с желанием участвуют в театрализованной деятельности, придумывают новых героев, необычные окончания известных сказок, заучивают небольшие стихотворения, сочиняют коротенькие рассказы-предположения: «жучок побежал маме, рассказать о том, что увидел…» и др.
Белая береза под окном стоит,
Ветерок тихонько ветви шевелит,
Подставляет солнышку листики-ладошки,
Нарядилась в новые длинные сережки.
Стройная красавица на ветру шумит,
В жаркий летний полдень в тень свою манит.
Постою, послушаю песни соловья:
Самая красивая березонька моя! [1. с. 2]
Для старшего возраста характерна работа над развитием умения воспитанников поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развитие монологической формы речи, умения составлять рассказы о том, что видели, придумывать свои концовки к сказкам, формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать художественный текст и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Программа О. С. Ушаковой позволила грамотно построить работу по воспитанию звуковой культуры речи, пополнению словарного запаса, формированию грамматического строя и развитию связной речи. В старшей группе воспитанники уже пробовали составлять связные рассказы на заданную тему и сочинять небольшие сказки, соблюдая композицию. К концу дошкольного возраста ребята осмысленно анализировали предложенные тексты сказок (есть ли зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка, принимали активное участие в сочинении загадок, сказок, театральных постановках. Сказки, сочиненные вместе с детьми, или по их просьбе, я обработала и поместила в сборник сказок, который так и называется «Солнечные сказки» [2]
Речь моих воспитанников стала ярче, словарный запас гораздо расширился. В речи они использовали сложные предложения, рассуждения по разным вопросам, не только в отношении сказок. Все родители отметили этот факт.
Но, только тогда педагог может вздохнуть спокойно, когда увидит результаты своего труда. На мою просьбу: придумать рифмованные строчки, Илья П. сочинил следующее:
Спит кузнечик у дорожки,
У него устали ножки.
- Отдохни, дружок, немножко,
Подождет твоя дорожка.
Пусть это небольшое стихотворение, но оно показывает, что в 6 лет у ребенка есть чувство ритма и рифмы. Даже размер сохранен. Стихотворение понравилось всем. Дети в шутку назвали Илью поэтом. А, может, это и не шутка вовсе, а первые шаги в поэзии, ведь поэтическое творчество – одно из сложнейших форм речевого творчества в детском саду. Это не просто игра в рифмы, а маленькое самостоятельное произведение.
Работая в данном направлении с детьми, я развиваю и свои способности в речевом творчестве с экологическим уклоном. В Чебулинской районной библиотеке есть литературный клуб «Озарение», руководителем которого я с недавних пор являюсь. В рамках проекта «Писатели - детям» напечатаны и распространены по детским библиотекам района 5 моих книг: «Стихи для детей», «Первая победа или сон маленького Вани», «Как Толя в Чебуле гостил» - краеведческий рассказ о Кузбассе, «Солнечные сказки», и сказка «Луч света».
Такие результаты работы по интеграции экологического воспитания и развития речевого творчества воспитанников, позволяют сделать вывод о том, что направление, выбранное нами, подбор методической литературы, методы и способы развития речевого творчества дошкольников были правильными, а, следовательно, могут быть использованы в других группах воспитателями детских садов.
Список литературы
1. А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание №9 - 2016г. с. 46-52
2. Карпенко В. Как Толя в Чебуле гостил: краеведческий рассказ. МБУК «Чебулинская МЦБ», - Верх-Чебула, 2017. – 32с.
3. Карпенко В. Солнечные сказки. МБУК «Чебулинская МЦБ», - Верх-Чебула, 2018. – 28с.
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : «Академия», 2000. – 232с.
4. Тамбовцева А. Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1984.