Светлана Баранаускине
Интеграция театрального и танцевального творчества учащихся ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального и танцевального творчества.
Актуальность: интеграция разных видов деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира и даёт способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования.
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей.
Публикация «Интеграция театрального и танцевального творчества учащихся ДШИ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Театр. Театрализованная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
2. Обеспечить накопление представлений о видах театрального искусства, познакомить с театральной терминологией, воспитать культуру поведения в театре.
3. Обеспечить взаимодействие театральной деятельности с другими видами детской деятельности (танец, игра, рисунок) в едином педагогическом процессе.
План работы
1. Особенности эстетического развития в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Принципы эстетического воспитания.
3. Условия формирования полноценного восприятия окружающего мира.
4. Развитие умственных психических процессов (внимание, мышление, восприятие, память).
5. Содержание и методы ознакомления детей с различными видами самовыражения в театрализованной игре.
6. Совершенствование интонации, развитие прямой и косвенной речи.
7. Разработка хореографических композиции и этюдов
8. Подбор музыкальной фонотеки.
9. Организация и проведение игр-занятий по театрализованной деятельности.
10. Подготовка к занятиям.
11. Планирование и методика проведения занятий.
12. Игры и игровые упражнения на занятиях.
“СКАЗКА Про трех медведей”
(МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА)
Цели и задачи:
1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
2. Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту интонации в пении.
3. Побуждать детей радоваться успехам сверстников, воспитывать коммуникативные качества.
4. Постановка и разводка танцевальных этюдов.
5. Поощрять стремление детей использовать музыкальные инструменты в музыкальных сказках.
6. Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”.
Методы и приемы обучения:
o Экскурсия на осеннее поле, луг, в лес
o Конкурс детских стихов, посвященных осенней поре
o Выставка детских рисунков “Звери осенью”
o Сочинение сказок об осени, зверях
o Изготовление фотоальбома «Обитатели луга, поля, леса»
Пальчиковая игра «Утята» на выразительность интонации, мимики и движений
Три маленьких утёнка уплыли далеко, пошевелить тремя пальчиками
Утят маме с папой найти так нелегко. мимикой изобразить волнение
«Кря-кря!» – они сказали, – говорить жалобно, плаксиво
утят мы потеряли»,
И жалобно кричат: «Кря-кря-кря!»,
зовут своих утят.
Услышав крик их громкий, шевелить пальчиками
три маленьких утёнка
Плывут скорей, плывут назад.
• Пальчиковая игра «Щука»
Щука хищная, зубастая сложить ладошки, изображая пасть,
Для лещей, плотвы опасная. открывать-закрывать ладошки-«пасть»
Ищет, чем бы поживиться? ладошки сложить лодочкой и покачать ими Кто-то там в воде резвится? из стороны в сторону
Чей-то рядом хвост мелькает? помахать кистями рук
Хвать! Тут щука не зевает! хлопнуть ладошками друг о друга
Но попалась на крючок – перебирать руками
тащит щуку рыбачок.
• Пальчиковая игра «Цветы» на выразительность движений, интонации, эмоций
Развитие мелкой моторики, воспитание бережного отношения к природе, выразительная речь и движения, выражение эмоций
Ах! Какие хризантемы! восторг; ладошки сложить лодочкой, прижать их друг к другу
Мы сорвём их без проблемы. двумя руками произвести тянущее движение
Ух! Охапку мы набрали! радость; развести руки в стороны
Эх! Прихватим и для Вали! радость; махнуть ручкой в сторону
Эхе-хе…цветов не стало задумчивость; развести руки в стороны и
Их и раньше было мало… посмотреть по сторонам
Ох! Зачем мы их сгубили? сожаление, огорчение; руки прижать к
Ведь не мы же их растили! щекам и покачать головой
• Этюд «Раздумье» на выражение внимания, интереса, сосредоточения (6 – 7 лет)
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
• Этюд «Удивление» на выражение эмоции удивления (4 – 5 лет)
Ребё нок очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
• Этюд «Золотые капельки» на выражение удовольствия и радости (4 – 5 лет)
Музыкальное сопровождение: Д. Христов «Золотые капельки» (книга М. Чистякова «Психогимнастика», стр. 77)
Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.
Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятный тёплый летний дождь.
Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.
• Этюд «Встреча с другом» на выражение радости (6 – 7 лет)
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать в деревню к бабушке. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Выразительные движения: объятие, улыбка.
• Игра «Идём домой» на создание игровых образов
Учить детей понимать разницу между словами: шагает, скачет, идёт, бежит, семенит, крадётся, топает, ступает. Создавать различные образы.
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка рядом с мамой,
Но вот заныла на пути:
– Устала я шагать – идти!
– Зачем шагать? – сказала мать,
Попробуй зайцем проскакать.
Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха.
Теперь – как бегает щенок.
Ух как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво, сторожко.
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но постой! Вот мы уж и пришли домой! (С. Погореловский)
• Упражнение «Карнавал зверей» на развитие мышления и танцевальная импровизация
Педагог предлагает детям разобрать шапочки или маски зайца, лисы, медведя. 3атем ребенок должен решить, каков нрав у выбранного им зверя (медведь – добрый или злой, заяц – хвастливый или трусливый, лиса – хитрая или озорная).
3атем дети придумывают танцевальную импровизацию, согласуя свои движения с задуманным образом. Остальные дети должны отгадать характер персонажа, а не самого персонажа!
Это упражнение можно использовать и для развития памяти. По окончании всех занятия дети вспоминают, каких зверей изображали. Подсказкой могут служить музыкальные фрагменты танцев персонажей.
• Игра-диалог «Как живёшь» на выразительность движений и жестов
Педагог: Как живёшь?
Дети: Вот так! большие пальчики на обеих руках подняты вверх
Педагог: А плывёшь?
Дети: Вот так! поочерёдно махать руками
Педагог: Как бежишь?
Дети: Вот так! руки согнуты в локтях, имитация бега
Педагог: Вдаль глядишь?
Дети: Вот так! поднести ладошку ко лбу «козырьком»
Педагог: Машешь вслед?
Дети: Вот так! помахать рукой
Педагог: Ночью спишь?
Дети: Вот так! ладошки положить под голову
Педагог: А шалишь?
Дети: Вот так! надуть щёки и хлопнуть по ним кулачками
• Игра-драматизация «Мама Хрюшка и поросята»
Мама-Хрюшка:
Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю, Хрюшка копает корешки
Поросяток я люблю. поросята выполняют «пружинку»
Накопаю корешков
Вот и завтрак им готов.
Где вы, поросята?
Поросята: Мы здесь, хрю-хрю! (Поросята протягивают «копытца» вперед.)
Будем кушать, все, что дали. (Едят воображаемой ложкой.)
Мама-Хрюшка: А спасибо вы сказали?
Поросята: Спасибо!
Мама-Хрюшка: Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю,
А потом обед сварю: (Хрюшка варит суп.)
Положу морковки,
Да добавлю репки,
А в конце – капустки –
Получилось вкусно!
Где вы, поросята?
Поросята: Мы здесь, хрю-хрю! (Поросята протягивают «копытца» вперед.)
Будем кушать, все, что дали. (Едят воображаемой ложкой.)
Мама-Хрюшка: А спасибо вы сказали?
Поросята: Спасибо!
Путешествие в сказку «Теремок»
Ведущий: Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем,
Все мы верим:
Есть на свете
Чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись!
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом.
(Г. Демыкина)
Ведущий: А вот и теремок. Слышите, кто-то бежит к теремку!
Мышка: (песенная импровизация) : Я маленькая Мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко,
Ищу – не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
(Г. Демыкина)
Ведущий: Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.
Мышка: А теперь надо в теремке порядок навести.
Ведущий: Стала мышка по хозяйству хлопотать. Ой, слышите дети, кто-то ещё бежит к теремку.
Лягушка (песенная импровизация) : Речка, мошки и трава!
Теплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите какова!
(Г. Демыкина)
Ведущий: Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.
Лягушка: Тук-тук-тук! Открывайте дверь!
Мышка (в теремке) : Кто там?
Лягушка: Это я, Лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!
Мышка: А что ты умеешь?
Лягушка: Я умею стихи читать. Слушай!
Для внучонка-лягушонка
Сшила бабушка пеленку.
Стала мама пеленать,
А малыш давай скакать,
Из пеленки прыг да скок
И от мамы наутек.
Мышка: Заходи!
Ведущий: Стали они вдвоём в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся.
Какая-либо игра «Зайцы и волк» или что-то ещё.
Ведущий: Испугались зайцы волка и разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.
Заяц: Тук-тук!
Мышка: Кто там?
Заяц: Я – Заяц-чуткое ушко.
(песенная импровизация) :
Имя моё – Прыг-скок!
Пустите меня в теремок!
(Г. Демыкина)
Лягушка: А что ты умеешь?
Заяц: Вот что! (Поёт и стучит на барабане.)
По лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот такие зайки,
Зайки - побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот такие зайки,
Зайки-побегайки.
Лягушка: Заходи!
Ведущий: Вот их в теремке стало троё. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку.
Звучит музыка – появляется лиса.
Лиса: Я лисичка, я сестричка,
Н хожу неслышно.
Рано утром, по привычке,
На охоту вышла.
(Т. Волгина)
Подходит к теремку.
Лиса: Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Ведущий: Выглянула мышка в окошко и спрашивает.
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лиса: Загадки загадывать! Вот слушайте.
Лиса загадывает загадки, а звери все дружно отвечают.
Лягушка: Заходи!
Ведущий: Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат, деревья и ветки трещат, медведь идет.
Медведь: Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Мышка: Кто там?
Медведь: Мишка-медведь!
Лягушка: А что ты умеешь?
Медведь: Могу песни я петь!
(Песенная импровизация)
Я медведь, я медведь.
Я умею песни петь!
Все звери: Миша-Мишенька-медведь
Не умеет песни петь.
Медведь (поёт и танцует) :
Я медведь, с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ-топ!
Звери: Перепутал он опять,
Не умеет танцевать!
(Г. Демыкина)
Ведущий: Давайте, дети, поможем медведю, сыграем ему плясовую на музыкальных инструментах. Да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.
Музыкальный оркестр. Мишка пляшет.
Лягушка: Заходи!
Ведущий: Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдёмте и мы в теремок.
Дети и ведущий подходят к теремку.
Ведущий и дети: Тук-тук!
Мышка: Кто там?
Ведущий и дети: Это мы! Ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.
Лягушка: А что вы умеете?
Ведущий и дети: Петь и плясать.
Дети исполняют песню.
Ведущий: Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами плясать?
Звери: Да!
Ведущий: Выходите и попляшите с нами.
Общая пляска.
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».