Лариса Рыбнова
Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа
дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО).
Любая образовательная программа дошкольного образования направлена
на создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
Публикация «Интеграция содержания курса „Основы финансовой грамотности“ в ДОУ» размещена в разделах
взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Ведущим принципом включения формирования ОФГ у воспитанников
в образовательную деятельность выступает интеграция содержания программы в основных видах деятельности дошкольников: коммуникативной,
познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной.
Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции,
способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые
условия для появления нового образовательного продукта (новое знание,
рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др., в создание которого
включены воспитатели, дети и родители (законные представители).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательной деятельности
в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные
области: социально-коммуникативное; познавательное; речевое;
художественно-эстетическое; физическое развитие.
Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать
в образовательные области следующим образом:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение
дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным
финансам. Предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках
нравственно-трудового воспитания. Развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться
с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением
домохозяйства.
Практические занятия по формированию ОФГ должны способствовать
активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ
финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок
к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает
возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения
в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется
ошибочное поведение героев.
Это, конечно же, и знакомство детей с новыми профессиями,
и формирование у них понятия о качестве труда, особенно в момент
зарабатывания денег. (Гжель, купцы, брак, качественный товар)
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком
себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно
предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой
активности, формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале,
количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др., основных
понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр., ФЭМП.
Д. С. Чесноускене отмечала, что многие экономические представления,
понятия и категории невозможно рассматривать вне математики, поэтому
математическое содержание обеспечивает интеграцию процесса обучения
основам финансовых знаний в курсе по математике для старших
дошкольников.
Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается
ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей
к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков;
знакомство с ценами некоторых вещей; различение, сопоставление, сравнение
предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей
с образованием цены и умением ее составлять.
При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются
задачи формирования математических представлений у детей: раскрытие
двузначности числа: конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной
(число денежных единиц); определение количественного состава числа не
только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках);
обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи
монет); углубление понятия о нуле; развитие навыков счета десятками; показ
счета со сменой его основания; раскрытие математической зависимости между
величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий
сложения и вычитания; закрепление умения решения арифметических задач.
В наибольшей степени интеграция математического и финансового
содержания может быть отражена в ознакомлении детей с арифметическими
задачами на сложение и вычитание. Арифметическая задача рассматривается как
упражнение, которое решается посредством вычисления с помощью знаков «+»,
«-», «=», а обучение детей решению арифметических задач – с позиций общего
умственного развития, развития абстрактного мышления и формирования
умения выполнять элементарные вычислительные операции сложения
и вычитания.
В детском саду детей учат решать простые задачи (в одно действие)
и составные (два и более действий). Наряду с задачами-драматизациями,
иллюстрациями в практике работы детей знакомят с разными видами простых
задач:
на нахождение суммы;
на нахождение остатка;
на увеличение числа на несколько единиц;
на уменьшение числа на несколько единиц;
на нахождение неизвестного слагаемого.
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного
поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире
финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство
с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе
изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование
эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда,
общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место
в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль
в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии,
формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций,
в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь. Назовите формы организации воспитанников на занятиях и в режимных
моментах?
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная
деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика
обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки
подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные
нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.). Назовите формы организации
воспитанников на занятиях и в режимных моментах?
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями
и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности
и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах
развития ребенка).
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов
процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он
является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания
обучения, его форм и методов. Интегративный подход обеспечивает
целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.
В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется
использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника.
Следует учитывать, что игра,общение и познавательно-исследовательская деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.