Наталья
Интеграция образовательных областей по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Темочки:
Интеграция образовательных областей через непосредственно образовательную деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности, использование комплексно-тематического планирования способствует более лёгкому и быстрому запоминанию определенного материала, образа, обозначенной темы – например, «День знаний», «Осень», «Зима» и т. д.
Музыка – интегрированный предмет. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Использование различных видов работы в течение музыкального занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Форма проведения интегрированного НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи и т. д.
Выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" предполагает формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Проведение различных праздников и развлечений, объединяют образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание праздничных мероприятий отражает всё, что дети узнали в непосредственно-образовательной деятельности, выучили, запомнили о природных сезонных явлениях, народных праздниках и связанных с ними традициями и обычаями. Дети исполняют песни, танцы, хороводы, отгадывают загадки, играют, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена этим событиям.
В такие моменты дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких.
Содержание тематического и музыкального материала отражает задачи духовно-нравственного и гендерного воспитания, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость.
В процессе НОД музыкальной деятельности происходит и «Речевое развитие» детей.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека.
Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Пение - это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т. д. осуществляется постоянная работа над такими компонентами языка и речи, как:
развитие словаря;
обучение рассказыванию и чтению стихов;
формирование диалогической речи;
воспитание культуры речевого общения;
развитие дыхания.
Использование артикуляционной гимнастики, которая не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка. Для этого используются различные игровые упражнения, в процессе которых под музыку ребята покусывают кончик языка, могут пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.
Интонационно-фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, а так же выравнивают гласные и согласные звуки. Детям очень нравятся подражающие игры со звуками природы - голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины и т. д. В этих звуках непроизвольно формируется звукообразование. Дети учатся слушать свой голос и играть с ним. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.
Таким образом,все виды музыкальной деятельности, используемые в НОД, оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности.
Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях. Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире.
Впении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии, найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, подстраивают голос, его звучание определённой мелодии.
В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии.
Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать, создавать простейшие импровизации; комбинировать, находить выразительные движения для передачи различных образов.
Музыкально - познавательное развитие детей не ограничивается только музыкальными занятиями, оно продолжается и в других видах музыкальной деятельности. В течение всего года проводятся праздники и развлечения различной тематики, осуществляется работа по познавательному развитию с группой детей в театрализованном кружке «Маленький артист».
Художественно-эстетическое развитие.
Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
«Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность»(О. П. Радынова.)
А через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности, через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие творческих способностей.
Слушая музыку, важнообращать внимание детей на культуру слушания; объяснять, что музыку слушают молча, высказываются о прослушанном только по окончании звучания. Обсуждая прослушанные произведения, побуждать детей к более полному высказыванию, когда ребёнок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращать внимание на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели слушать товарищей.
В игровой деятельностиправила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся действовать в коллективе сверстников. Играя на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, ребенок тоже приобретает навыки общения.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :
укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
тренировка силы вдоха и выдоха.
развитие продолжительности выдоха.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
способствует восстановлению центральной нервной системы;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
В своей практике музыкального руководителя я использую систему пальчиковых упражнений, сопровождаемую пением.
Пальчиковые игры – одна из основ физического развития ребенка. Они дают ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; в конечном счёте — сформировать представление о своём теле.
Речевые-пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Они просты и доступны детям и не требуют длительного разучивания – тем они и ценны. В то же время такие игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе русского народного творчества. Малыши с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения под музыку, сопровождая свою речь простейшими движениями, игровыми элементами.
Музыкально-ритмические движения - один из любимых видов деятельности детей.
Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека.
Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, которые в свою очередь способствуют их физическому развитию. Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.
Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Таким образом, музыкально-ритмические движения занимают далеко не последнее место в физическом развитии детей, благодаря музыке.
Существует множество вариантов планирования НОД с учетом интеграции образовательных областей. В данном случае предлагается один из вариантов планирования НОД.
ВЫВОД. Принцип интеграции позволяет не только обогащать знания детей об окружающем мире, но и способствует развитию творческого мышления, формированию ярких положительных эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.