Евгения Дровнина
Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы рассказать о моем опыте применения интеграции и педагогических технологий в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Мир фантазии», разработанной для школьников 7-11 лет.
Под словом «интеграция», будем понимать объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала нескольких дисциплин. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
Публикация «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций» размещена в разделах
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Мир, окружающий детей, познается ими во всем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне.
В своей работе формирую метапредметные умения, под которыми подразумеваю освоение обучающимися на базе интегрированных уроков, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
На занятиях работаю над формированием метапредметных компетенций :
регулятивных - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативных - речевая деятельность, навыки сотрудничества;
познавательных - работа с информацией.
Считаю, что интегрированные занятия отвечают запросам образования и - что особенно ценно - формируют у учащихся метапредметные учебно- информационные умения :
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять тезисы, таблицы, схемы;
5. умение подбирать цитаты.
Одна из проблем подрастающего поколения – это неумение грамотно, правильно выразить свою мысль. Поэтому особое внимание на занятиях уделяю формированию коммуникативно -речевых метапредметных умений :
1. умение составлять связное устное высказывание, например при обсуждении какой либо-проблемы и др. ;
2. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
3. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
4. умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение вести дискуссию;
5. умение оформлять научно-исследовательские работы;
6. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато,например после прослушивания аудиосказки, литературного произведения.
Немаловажное значение имеет то, какие предметы интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. На занятиях по дополнительным образовательным программам художественной направленности для начальной школы, возможна интеграция следующих предметов :
изобразительное искусство, чтение и русский язык;
изобразительное искусство и музыка;
изобразительное искусство и математика;
изобразительное искусство и окружающий мир;
изобразительное искусство и история.
К четвертому - пятому классу можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.
Например, можно провести следующие занятия (1 класс) :
Тема: Кому нужна елочка? Интеграция предметов : литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительная деятельность. Характеристика деятельности обучающихся: знакомство учащихся с буквами Ё, Е, и их написанием, чтение слов, текстов с буквами Ё, Е; знакомство детей со строением и разнообразием животных, и их основными признаками. Затем рисование коллективной композиции «Лесной хоровод».
Тема: Весёлые линии. Интеграция предметов : математика, ИЗО. Характеристика деятельности обучающихся : знакомство с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия,отрезок, луч, ломаная линия, овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, работа графическим материалом (фломастер, карандаш, гелевая ручка).
Тема: Кошки и собаки. Интеграция предметов : окружающий мир, литературное чтение, декоративно - прикладное творчество. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с предметами ухода за животными, составление рассказа о домашнем любимце, изготовление из пластилина фигурки животного;
2 класс:
Тема: Окружность и круги. Интеграция предметов : математика, декоративно-прикладное творчество. Характеристика деятельности учащихся: изучение геометрических фигур, вычерчивание окружности, отработка вычислительных навыков, изготовление из пластилина цветка (деление колбаски на равные части и).
Тема: В гости к зиме. Интеграция предметов : окружающий мир, литературное чтение, изо. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с явлениями живой и неживой природы в зимнее время, описание признаков зимы, рисование пейзажа.
3 класс:
Тема: В центре Европы. Интеграция предметов : окружающий мир, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с Германией, Швейцарией, Австрией, моделирование достопримечательностей из пластилина, изготовление флага и герба стран в технике аппликация.
Тема: Витражная бабочка. Интеграция предметов : окружающий мир, декоративно- прикладное творчество, музыка. Характеристика деятельности учащихся: прослушивание звуков природы, знакомство разновидностями бабочек, выполнение цветового эскиза, роспись заготовки витражными красками.
4 класс:
Тема: Жизнь Древних славян. Интеграция предметов : окружающий мир, декоративно- прикладное искусство, история, литературное чтение. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с бытом, жизнью, верованиями древних славян, изготовление предметов быта - посуды (пластилин или соленое тесто, чтение отрывков из древнерусских летописей, былин.
Тема: Природа - источник вдохновения. Интеграция предметов : литературное чтение, музыка, ИЗО. Характеристика деятельности учащихся: знакомство с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», рисование осеннего пейзажа, соотнесение музыкального произведения Э. Григ сюита «Пер Гюнт» : «Утро» с текстом рассказа.
Тема: Незаметные защитники урожая. Интеграция предметов : окружающий мир, декоративно- прикладное творчество, музыка. Характеристика деятельности учащихся: выявление невидимых нитей в природе, слушание пения «защитников»-птиц, изготовление макета скворечника из бумаги.
Интегрированные занятия отличаются от традиционных сжатостью и чёткостью учебного материала, логической взаимообусловленностью учебного материала. Занятие объединяется основной мыслью (стержень урока, урок составляет единое целое, этапы – это фрагменты целого, все этапы и компоненты находятся в логико-структурной зависимости.
Требования к заданиям на уроке:
1) повышенный уровень сложности;
2) проблемно-поисковый характер;
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми уже владеет обучающийся. Требования к педагогу: Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в раздаточном материале, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от обучающихся аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Четко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации, но «Учитель не актер, а режиссёр!»
Основная деятельность учителя не на занятии, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала, в проведении занятия.
Недостатки интегрированных уроков :
1) высокая степень утомляемости обучающихся;
2) необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;
3) не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в занятие;
4) потеря индивидуальности занятий.
Поэтому я советую интегрированные занятия необходимо давать периодически, чтобы обучающиеся увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.
На интегрированных уроках я применяю элементы педагогических технологий:
1. Технологии перспективно-опережающего обучения – вид обучения, при котором краткие основы темы даются педагогом до того, как начнется изучение ее по программе.
2. Групповая технология - это технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является групповая
3. Технология проблемного обучения - заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога.
4. Технология дифференциации обучения – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности.
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - организация учебного процесса с применением аппаратных и программных средств.
В своей работе я стараюсь доказать, что развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интеграции и педагогических условий их реализации, позволяют повысить уровень развития младших школьников, что приведет к повышению качества обучения, а это позволит им быть успешными как в учебе, так и в жизни, гибко адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Древнеримский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность.
Список литературы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
2. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2011 г.
3. Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Интегрированные уроки : 1 класс/Под ред. д. п. н. Л. А. Обуховой. -М. : ВАКО, 2006.-240с. -(Мастерская учителя.)
4. Киреева И. А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
5. Кравченко, С. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С. И. Кравченко // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 9. – С. 42–48.
6. Сухаревская Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на Дону: Феникс 2003 г. 1 серия “Учение с увлечением; 7. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001 – №
7. https://nsportal.ru/«Интегрированные уроки в начальной школе.»
8. https://rudocs.exdat.com/«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ.